В каких случаях целесобразен тот или иной стиль руководства на пердприятиях связи

«СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА (СТИЛЬ РУКОВОДСТВА) (от греч stylos — букв. стержень для письма и англ. leader — ведущий, руководитель) — типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левином выделены три С. л.: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.). Варианты описания С. л.: директивный, коллегиальный, либеральный и др. В советской социальной психологии показано, что С. л. является предпосылкой и следствием уровня группового развития. Он зависит также от содержания совместной деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений в группе. Типичным для групп высшего уровня развития является коллективистский стиль руководства, предполагающий ответственность руководителя перед коллективом и сознательное подчинение руководителю, полновластие и самодеятельность трудового коллектива, адекватное возложение ответственности, максимальная демократичность во взаимоотношениях руководителя и подчиненных, способности руководителя к децентрации. В корпорациях принят авторитарный стиль руководства — бюрократический централизм, характеризующийся, в частности, максимумом централизации и минимумом демократичности. При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, возможен также анархичный стиль руководства асоциальных ассоциациях »
Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, личном большом капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).

Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, не поддающийся соблазнам: деньги, женщины и власть), т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.

Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, «сталкивает» их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда, невольно, становится марионеткой в руках «серого кардинала» или всемогущей «Марии Ивановны», которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в. групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства, происходящий от охлократии.

Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисление выше темпераменты всегда проявляются у человека в определенной пропорото с преобладанием одного из них. Президент СССР М. С. Горбачев и Президент РФ Б. Н. Ельцин в разное время проявляли все три стиля руководства. Характеристика различных стилей руководства приведена в табл. 1.2.1.

Таблица: Характеристики стилей руководства (автор А. Егоршин)

Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в современной мировой экономике.

Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в современной мировой экономике.

Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в современной мировой экономике.
Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в современной мировой экономике. демократический либеральный смешанный
Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в современной мировой экономике. Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в современной мировой экономике. Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указаний от руководства или решения совещания Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации
Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в современной мировой экономике. Международный валютный фонд (МВФ) и его роль в современной мировой экономике. Предлагает, просит Просит, упрашивает Исходя из ситуации приказывает, предлагает, согласовывает
Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчиненными
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение
Отношение к подбору кадров Боится квалифициро-ванных работников, старается от них избавиться Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается Нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы
Отношение к недостаткам знаний «Все знает и умеет», редко повышает квалификацию Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет это среди подчиненных Старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию
Стиль общения Держит дистанцию, не общителен Дружески настроен, любит общение Вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе Чаще всего зависит от темперамента, преимущественно коммуникабельный
Характер отношений с подчиненными Жесткий, диктуется настроением Ровная манера Общения

Постоянный самоконтроль

Мягок, покладист Преимущественно доброжелательный
Отношение к дисциплине Приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к нарушениям Поддерживает формальную дисциплину, хотя, иногда «покрывает нарушения»
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Использует различные виды вознаграждения и наказания Чаще всего использует вознаграждение В зависимости от ситуации и уровня подчиненных применяет разные способы.

Формирование стиля руководства

В строительстве предпочтение следует отдать демократическому стилю руководства. Автократический стиль целесообразен лишь исключительных случаях (аварийная ситуация, особый склад характера подчиненного и т. п.). Либеральных стиль может применяться в виде исключения по отношению к отдельным подчиненным особо высокой квалификации.

Формируя индивидуальный стиль руководства, каждый руководитель должен исходить из того, что ни один из общих стилей не является оптимальным. Оптимален лишь динамичный стиль, меняющихся сообразно изменению ситуации и объектов руководства.

Так, руководитель авторитарного типа будет иметь несомненный , пока обстановка остается острой. В спокойной, деловой обстановке, высококвалифицированные и инициативные подчиненные будут снимать такого начальника как человека грубого.

Руководитель, использующий исключительно демократический, добивается самых высоких результатов в спокойной обстановке инициативных высококвалифицированных сотрудниках, заинтересованных в общем деле. В напряженной же, острой обстановке такого начальника посчитают человеком нерешительным, не умеющим руководить, теряющимся.

Руководителя, строго придерживающегося исключительно либерального стиля, будут высоко ценить лишь ярко выраженные творческие личности: изобретатели, исследователи, конструкторы, а на промышленном или строительном предприятии его воспримут как человека безвольного, совершенно не способного руководить.

Оптимальным может считаться индивидуальный стиль руководства базирующийся на демократическом стиле, являющийся динамичным превращающийся в острых ситуациях в авторитарный, а по отношению к творческим личностям высокой квалификации выступающий как либеральный.

При оценке индивидуального стиля руководства особое значение придается способности руководителя находить общий язык с работниками разного возраста, разных профессий, образования, семейного положения, темперамента, квалификации; ценится также умение убедить людей, вдохновить на выполнение даже неприятных поручений, yвлечь их за собой, помочь вступить в контакт.

Хотя основной задачей руководителя является выполнение Хотя основной задачей руководителя является выполнение производственного плана, но без работоспособного, сплоченного коллектива он не может этого сделать. Важной составной частью управленческой деятельности является обратная связь. Подчиненные как правило, стремятся узнать оценку выполненной работы непосредственно от своего руководителя. Психологи обнаружили, что обратная связь является ключевым моментом в процессе труда.

Немаловажное значение имеет умение руководителя определить степень свободы действий подчиненных. Некоторые люди стремятся самостоятельному принятию решений, других такая возможность не особенно устраивает. Опираясь на глубокое изучение характера подчиненных, руководитель должен в каждом отдельном случае решать, что сделает работу сотрудника более эффективной: дать ли ему некоторую свободу действий или наблюдать за его действиями. В случаях. необходимо учитывать отношение подчиненного к работе. Руководитель, трезво оценивающий роль работы в жизни людей преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает подчиненным выработать правильную психологическую ориентацию, установить шкалу жизненных ценностей, четко определить место работы в их жизни. Хороший руководитель знает, как правильно отметить трудовые достижения подчиненного. Практическую ценность имеют не подготовительный этапы, а конечный результат. Вместе с тем опытный руководитель оценивая работу подчиненных, принимает во внимание как результат, так и элемент трудового состязания.

Отношения между людьми на работе, как и в личной жизни должны опираться на взаимность. Единственная разница в том, что руководитель обязан относиться с определенным интересом и уважением ко всем без исключения подчиненным. Работники хотят видеть руководителя беспристрастным: они никогда не должны чувствовать что личные симпатии и антипатии играют роль в принятии решений( Даже если руководителю кто-то из подчиненных антипатичен, в своих официальные, но и не чисто приятельские, зависят от конкретных личных особенностей и поведения подчиненных.

Формируя свой индивидуальный стиль, начальник любого ранга не имеет права упускать из виду тот факт, что его поведению будут подражать подчиненные. Индивидуальный стиль руководства начальника оказывает сильнейшее влияние на систему ценностей, принятую в коллективе, формирует неписаные нормы и правила поведения, принятые большинством членов данного коллектива, и существенно влияет на их совместную трудовую деятельность.

Национальный оператор связи Казахстан

ОАО «КАЗАХТЕЛЕКОМ» — национальный оператор связи Казахстана, один из самых динамично развивающихся «телекомов» на постсоветском пространстве, предоставляющий весь перечень услуг связи. Центральный офис компании расположен в столице Казахстана Астане.

В компании работают более 30 тысяч человек. КАЗАХТЕЛЕКОМ имеет свои региональные подразделения в каждой области страны, являясь гарантом предоставления услуг связи каждому человеку на всей территории Республики Казахстан.

После обретения независимости и перехода Казахстана на рыночные формы экономических отношений в 1994 году на базе предприятий и организаций электросвязи Министерства связи Республики Казахстан была создана Национальная акционерная компания «КАЗАХТЕЛЕКОМ», которая 20 февраля 1997 года была перерегистрирована в Открытое акционерное общество «КАЗАХТЕЛЕКОМ».

Компания имеет генеральную лицензию №1 в области телекоммуникаций на территории Казахстана. Данной лицензией КАЗАХТЕЛЕКОМу дано исключительное право создавать, строить, монтировать, эксплуатировать и обслуживать Сеть Телекоммуникаций Общего Пользования Республики Казахстан.

КАЗАХТЕЛЕКОМ является единственным оператором в республике, оказывающим услуги сельской связи, имеет эксклюзивные права на предоставление услуг междугородной и международной связи.

Компания обслуживает более 1.6 миллиона городских телефонных абонентов и 329 тысяч сельских жителей, пользующихся телефонной связью. Количество телефонов на 100 городских жителей равно 19, в сельской местности — 5 телефонов.

Как международный оператор, КАЗАХТЕЛЕКОМ осуществляет тесное сотрудничество с 154 операторами дальнего зарубежья и 17 операторами стран СНГ и Балтии, обеспечивая связь с более 230 странами мира.

Акции компании включены в официальный список Казахстанской фондовой биржи и вошли в программу реализации госпакетов «голубых фишек».

Международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Fitch присвоили ОАО «Казахтелеком» долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг по местной и иностранной валюте на уровне «ВВ-«. Рейтинговую перспективу компании агентства оценили как «стабильную». Данные рейтинги ОАО «Казахтелеком» находятся в одной группе с суверенным рейтингом республики.

КАЗАХТЕЛЕКОМ успешно реализует крупномасштабную Программу по модернизации и развитию сети телекоммуникаций ОАО «КАЗАХТЕЛЕКОМ», уделяя особое внимание качеству телекоммуникационных услуг и их всеобщей доступности.

Программа модернизации подразумевает создание к 2005 году Национальной Информационной Супермагистрали и завершение построения Национальной сетипередачи данных. Также будет продолжена модернизация и развитие местной телефонной сети для обеспечения потребностей населения и бизнес-клиентов в услугах связи. Создание Национальной сети спутниковой связи позволит обеспечить жителей труднодоступных и малонаселенных районов Казахстана самыми современными телекоммуникационными услугами.

Проводимая ОАО «Казахтелеком» модернизация национальной информационной инфраструктуры обеспечивает внедрение новых технологий и становление регионального рынка информационных, телекоммуникационных услуг, создает единое информационное пространство и усиливает позиции Казахстана на международном рынке телекоммуникаций, обеспечивая его становление как крупнейшего транзитного центра центральноазиатского региона.