ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Качество выпускаемой продукции по праву относится к важ­нейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно по­вышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Увеличение производства высококачественных изделий казахстан­скими предприятиями в конечном итоге должно привести к ин­тенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности казахстанских товаров на внут­реннем и мировом рынках. Современным предприятиям необхо­димо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу под качеством пони­мается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее при­годность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обуслов­ленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94).

С понятием качества тесно связаны такие понятия, как техни­ческий уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля качества, показатели качества.

Технический уровень продукции может быть определен как от­носительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответст­вующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения ориги­нальных конструктивных решений, использования новых мате­риалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.

Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:

  • маркетинг, поиск и изучение рынка;
  • проектирование и разработка технических требований;
  • разработка продукции;
  • материально-техническое снабжение;
  • подготовка и разработка производственных процессов;
  • производство;
  • контроль, испытания и обследования;
  • упаковка и хранение;
  • реализация и распределение продукции;
  • монтаж и эксплуатация;
  • техническая помощь и обслуживание;
  • утилизация.

Факторы и показатели влияющие на качество продукции

Под показателями качества понимают взаимосвязанную сово­купность показателей продукции, характеризующих ее назначение, надежность, технологичность, уровень стандартизации и унифи­кации, эргономические, эстетические, экологические свойства, патентно-правовые аспекты, транспортабельность, безопасность, экономические параметры.

В общей совокупности показателей качества продукции выде­ляют единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, может относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем вы­пуске продукции данной группы, а также величина экономичес­кого эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.

Единичные и комплексные показатели качества применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производ­ства. Они используются в работе конструкторов и технологов при создании и освоении новых и модернизации ранее освоенных изделий, при техническом контроле их производства и в других целях.

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:

  • количеству характеризуемых свойств (единичные и комплекс­ные);
  • отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);
  • стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);
  • методу определения (расчетные, экспериментальные, эксперт­ные);
  • характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
  • способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например баллами, процентами, и размер­ные).

При оценке технического уровня и качества продукции исполь­зуются следующие основные группы показателей качества:

  • показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обусловливающие область ее применения;
  • показатели надежности и долговечности, характеризующие свойства надежности и долговечности изделий в конкретных усло­виях их использования;
  • показатели технологичности, характеризующие эффектив­ность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
  • показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;
  • эргономические показатели, характеризующие систему «чело­век — изделие — среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психо­физиологических свойств человека, проявляющихся в производст­венных и бытовых процессах;
  • эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю и т. п.;
  • патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его па­тентную чистоту;
  • экономические показатели, отражающие затраты на разра­ботку, изготовление и эксплуатацию (или потребление) продукции, а также экономическую эффективность эксплуатации.

В настоящее время кроме перечисленных выше традиционных групп показателей при оценке технического уровня и качества продукции используются также экологические показатели, пока­затели безопасности и транспортабельности продукции, показатели однородности продукции.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, оп­ределяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.

Показатели назначения подразделяются на показатели:

  • функциональной и технической эффективности (например, производительность машины, прочность ткани и др.);
  • конструктивные (например, габаритные размеры, коэффи­циент сборности, коэффициент взаимозаменяемости и др.);
  • состава и структуры (например, процентное содержание од­ного вещества в другом, концентрация примеси в растворах и др.).

Показатели назначения относятся к эксплуатационным показателям (показателям технического уровня), входящим, в свою очередь, в группу технических показателей качества продукции. Показатели назначения характеризуют степень соответствия изделия его целевому назначению, конструктивное исполнение и основные размеры, устойчивость к внешним воздействиям (механическим, тепловым, климатическим и др.), к нагрузкам и т.д.

В качестве общего примера показателей назначения для машин и оборудования можно назвать такие показатели:

  • длительность рабочего цикла;
  • потребляемая мощность;
  • производительность;
  • степень автоматизации;
  • коэффициент полезного действия и др.

Применительно к конкретным видам машин и оборудования показателями назначения являются подача компрессора, мощность привода металлорежущего станка, расход электроэнергии на еди­ницу работы насоса, грузоподъемность и вылет стрелы крана, объем ковша экскаватора, скорость ленточного конвейера и т. п.

Для изделий радиоэлектроники, например для усилителя низкой частоты, показателями назначения могут быть выходная мощность, полоса воспроизводимых частот, динамический диапазон и др.

Для продукции, свойства которой зависят от ее состава и струк­туры, например для пищевых продуктов, показателями назначе­ния может быть процентное содержание жиров, белков, углеводов, витаминов и т. п.

Показатели назначения играют важную роль в оценке качества, на их основе часто строят критерии оптимизации процесса управ­ления качеством продукции, используемые для нахождения наи­лучших управленческих решений.

Показатели назначения продукции зачастую довольно тесно вза­имосвязаны с другими показателями, определяющими ее качество (экономическими, эргономическими, эстетическими, показателями надежности, безопасности и др.). Если не обеспечены требуемые значения взаимосвязанных показателей качества, то продукции иногда весьма сложно эффективно выполнять свое назначение.

При оценке уровня качества продукции очень важно правильно выбрать номенклатуру показателей назначения.

При выборе номенклатуры показателей назначения обычно учитываются:

  • цель оценки уровня качества продукции;
  • назначение продукции;
  • условия эксплуатации (потребления) продукции. Следует отметить, что практически невозможно разработать по­стоянную номенклатуру показателей назначения, пригодную для всех видов продукции.

Отраслевые документы по оценке уровня качества содержат перечни наиболее часто употребляемых показа­телей назначения продукции отрасли.

Разделение совокупности показателей назначения на различ­ные подгруппы (классификационную, конструктивную, состава и структуры, технического совершенства) не является обязательным во всех случаях, однако существенно облегчает выбор конкретной номенклатуры показателей назначения.

Важное место в оценке технического уровня и качества про­дукции занимает определение надежности.

Надежность — это свойство продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных пока­зателей. Из определения следует, что надежность изделия тесно связана с его работоспособным состоянием, поэтому показатели надежности и выражают его.

К числу основных показателей надежности относятся:

  • безотказность;
  • долговечность;
  • ремонтопригодность;
  • сохраняемость.

Номенклатура показателей надежности, основные методы их расчета и экспериментального определения регламентированы соответствующими стандартами.

Безотказностью называется свойство изделия (машины, агре­гата и т. п.) выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплу­атационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки в конкретных усло­виях и режимах эксплуатации этого изделия.

Показателями безотказности являются: вероятность безотказ­ной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, гарантийная наработка.

Долговечность изделия характеризует его срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта, модернизации или списания.

К числу основных показателей долговечности относятся: ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капитального ре­монта, межремонтный срок службы, срок службы до списания, ресурс до первого капитального ремонта.

Под ремонтопригодностью понимают свойство изделия, заклю­чающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей при техническом обслу­живании и ремонте.

К показателям ремонтопригодности относятся: вероятность вос­становления в заданное время, среднее время восстановления, средняя и удельная трудоемкость технического обслуживания, сред­няя трудоемкость ремонтов, показатели средней и относительной стоимости технического обслуживания и ремонтов и др.

Сохраняемостью называется свойство изделия сохранять обус­ловленные эксплуатационные показатели в течение и после сроков хранения и транспортирования, установленных в технической документации.

Показателями сохраняемости являются срок сохраняемости, средний срок сохраняемости и др.

Одним из важных показателей эксплуатационной надежности многих ремонтируемых видов продукции служит также расход сменных частей на единицу работы, выполняемой этими видами про­дукции.

Помимо рассмотренных показателей с надежностью продукции тесно связаны такие понятия, как:

  • исправность;
  • неисправность;
  • работоспособность;
  • отказ;
  • восстанавливаемость и т. п.

Под исправностью понимают состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным в отношении его параметров качества.

Под неисправностью понимают состояние изделия, при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.

Работоспособность характеризует такое состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным в от­ношении его параметров качества, характеризующих нормальное выполнение заданных функций.

Отказ означает событие, при котором изделие полностью или частично утрачивает свою работоспособность.

Восстанавливаемостью называется свойство изделия восстанав­ливать первоначальные значения параметров качества в результате устранения отказов и неисправностей, а также технический ресурс в результате проведения ремонтов.

Управление качеством продукций

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.

Непосредственными объектами управления являются в данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизнен­ного цикла.

Субъектами управления являются различные органы уп­равления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления ка­чеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на раз­личных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качест­вом, в число которых входят прежде всего такие функции, как:

  • прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
  • планирование повышения качества продукции;
  • нормирование требований к качеству продукции и стандар­тизация;
  • разработка и постановка продукции на производство;
  • технологическая подготовка производства;
  • организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплекту­ющих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
  • обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
  • контроль качества и испытания продукции;
  • профилактика брака в производстве;
  • внутрипроизводственная аттестация продукции, технологи­ческих процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
  • сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и про­изводств;
  • стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
  • внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству про­дукции;
  • технико-экономический анализ изменения качества продук­ции;
  • обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
  • специальная подготовка и повышение квалификации кадров.

Для характеристики механизма управления качеством продук­ции целесообразно использовать распространенный методологи­ческий подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем.

К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регу­лирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продук­ции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертифи­кации.

Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, инфор­мационного, материально-технического, метрологического,кадро­вого, организационного, технологического и финансового обеспе­чения управления качеством продукции.

Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внеш­него рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактичес­ком уровне ее качества.

Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми мате­риальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.

Главные задачи планирования повышения качества про­дукции таковы:

  • обеспечить выпуск продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
  • повысить технический уровень и качество продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • установить экономически оптимальные задания по повыше­нию качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспече­ния и запросов потребителей;
  • усовершенствовать структуру выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
  • увеличить выпуск сертифицированной продукции;
  • улучшить отдельные потребительские свойства уже выпуска­емой продукции (надежность, долговечность, экономичность и др.);
  • своевременно сократить выпуск или снять с производства морально устаревшую и неконкурентоспособную продукцию;
  • обеспечить строгое соблюдение требований стандартов, тех­нических условий и другой нормативной документации, своевре­менно внедрить вновь разработанные и пересмотреть устаревшие стандарты;
  • разработать и реализовать конкретные мероприятия, обеспе­чивающие достижение заданного уровня качества;
  • увеличить экономическую эффективность производства и ис­пользования продукции улучшенного качества.

Предметом планирования качества продукции являются, в конечном итоге, различные показатели, отражающие как отдель­ные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свой отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

Важными принципами планирования повышения качества продукции являются:

  • научная разработка планов, предполагающая учет в планиро­вании новейших достижений науки и техники, требований перс­пективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);
  • комплексность, предполагающая увязку в планах по качеству всех сторон деятельности предприятия (создание новой техники, внедрение стандартов, увеличение объема производства и др.). Комплексность планирования означает также, что задания по повышению качества конечной продукции должны быть увязаны с планами хозяйственных партнеров предприятия по повышению качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей и других компонентов конечной продукции.

Стандартизация и сертификация

Стандартизация является одним из важнейших элементов со­временного механизма управления качеством продукции (работ, услуг).

По определению Международной организации по стандарти­зации (ИСО) стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных об­ластях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осу­ществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудова­ние, оснастку и готовую продукцию, а также через’ установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Стандартизацию следует рассматривать как эффективное сред­ство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типи­зации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В зависимости от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъ­являемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на процессы;
  • стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, ана­лиза.

Нормативные документы по стандартизации, действующие в Республике Казахстан, подразделяются на следующие основные категории:

  • государственные стандарты Республики Казахстан — ГОСТ РК;
  • отраслевые стандарты — ОСТ;
  • технические условия — ТУ;
  • стандарты предприятий и объединений предприятий — СТП;
  • стандарты научно-технических и инженерных обществ — СТО.

Основные требования к разработке фонда стандартов можно сформулировать следующим образом: они должны быть социально и экономически необходимыми; иметь определенный круг пользо­вателей и конкретность требований; не должны дублировать друг друга; должны отражать взаимосогласованные требования комп­лексно по всем стадиям жизненного цикла продукции (от разра­ботки до утилизации), по всем уровням разукрупнения (от ис­ходных материалов до конечной продукции), по всем аспектам обеспечения качества и уровням управления; должны обладать стабильностью требований в течение определенного периода и своевременно пересматриваться.

Современная стандартизация базируется на таких принципах, как:

  • системность;
  • повторяемость;
  • вариантность;
  • взаимозаменяемость.

Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность является также одним из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим взаимную согласованность, непротиворечивость, унификацию и исключение дублирования требований стандартов.

Принцип повторяемости в стандартизации означает определе­ние круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отно­шения, обладающие одним общим свойством — повторяемостью во времени или в пространстве.

Принцип вариантности в стандартизации означает создание ра­ционального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандарти­зируемый объект.

Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.

Основные методы стандартизации.

К числу основных методов стандартизации относятся унифика­ция и агрегатирование.

Под унификацией понимают действия, направленные на сведе­ние к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия различных изделий, де­талей, узлов, технологических процессов и документации.

Унификацию можно рассматривать как средство оптимизации параметров качества и ограничения количества типоразмеров вы­пускаемых изделий и их составных частей. При этом унификация воздействует на все стадии жизненного цикла продукции, обеспе­чивает взаимозаменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в свою очередь, позволяет предприятиям кооперироваться друг с другом.

Благодаря унификации существенно возрастает спрос на отдельные детали, узлы и комплектующие изделия, используемые в произ­водстве различных видов продукции. Повышенный спрос позво­ляет организовывать поточное производство указанных компонентов

готовой продукции, укрупнять их партии, создавать специализи­рованные участки и предприятия.

К основным видам унификации обычно относят конструктор­скую и технологическую унификацию. При этом первая предпола­гает унификацию изделий в целом и их составных частей (конст­руктивных элементов, деталей, узлов, комплектующих изделий и материалов), а вторая — унификацию нормативно-технической документации (стандартов, технических условий, инструкций, ме­тодик, руководящих документов, конструкторско-технологической документации и др.).

Современный процесс развития унификации позволяет выделить два основных ее направления: компоновочное и ограничительное.

Компоновочное направление предусматривает исследо­вание рынка, анализ существующих потребностей и выявление номенклатуры изделий, необходимых потребителям. Ограничи­тельное — предполагает углубленный анализ номенклатуры вы­пускаемых изделий и ее дальнейшее ограничение до минимально необходимой номенклатуры типоразмеров изделий и их составля­ющих. В мировой практике ограничительное направление унифи­кации получило название симплификации. Так, по определению ИСО, симплификация — это процесс простого сокращения коли­чества типов или других разновидностей изделий до количества, технически и экономически необходимого для удовлетворения по­требностей.

Унификация может проводиться на разных уровнях управления качеством продукции — межотраслевом, отраслевом, уровне пред­приятия. При этом для характеристики уровня унификации из­делия наиболее часто используют такие показатели, как уровень унификации по количеству унифицированных деталей, их весу, суммарной трудоемкости их изготовления, а также комплексный показатель унификации, объединяющий эти частные критерии.

Под агрегатированием понимают метод конструирования и эксплуатации изделий, основанный на функциональной и геомет­рической взаимозаменяемости их основных узлов и агрегатов.

Важнейшим преимуществом изделий, созданных на основе агрегатирования, является их конструктивная обратимость. Агрегатирование позволяет также многократно применять стандартные детали, узлы и агрегаты в новых модификациях изделии при изме­нении их конструкции.

Использование агрегатирования как метода стандартизации обеспечивает решение целого ряда актуальных задач в различных отраслях промышленности:

  • расширение номенклатуры выпускаемых изделий за счет со­здания их новых модификаций и различных вариантов исполне­ния;
  • комплектование и сборка изделий разного функционального назначения из унифицированных и взаимозаменяемых деталей, узлов и агрегатов;
  • расширение области применения универсальных изделий, машин и оборудования за счет создания возможности быстрой за­мены их рабочих органов;
  • создание сложной технологической оснастки и приспособле­ний на основе использования общих деталей, узлов и агрегатов;
  • обеспечение высокопроизводительного ремонта и эффектив­ного восстановления изношенных изделий, машин и оборудова­ния за счет использования взаимозаменяемых деталей, запасных частей, комплектующих изделий, узлов и агрегатов.

Сертификация в управлении качеством продукции.

Действующим Законом Республики Казахстан «О сертифика­ции продукции и услуг» определено, что сертификацией продук­ции является процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Названный закон, а также действующие Правила по проведению сертификации в Республике Казахстан закрепля­ют ее конечные цели. Ими, в частности, являются:

  • создание условий для деятельности организаций и предпри­нимателей на едином товарном рынке Республики Казахстан, а также для участия в международном экономическом, научно-тех­ническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (про­давца, исполнителя);
  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный ха­рактер.

Для подтверждения полного соответствия сертифицированной продукции всем установленным требованиям используется выда­ваемый по правилам соответствующей системы сертификации спе­циальный документ — сертификат соответствия.

Сертифицированная продукция маркируется знаком соответ­ствия, который регистрируется в установленном порядке и под­тверждает (по правилам конкретной системы сертификации) со­ответствие этой продукции установленным требованиям.

Система обязательной сертификации пополнилась новым элементом: подтверждение соответствия может проводиться по­средством принятия изготовителем продукции специальной дек­ларации о соответствии. Так, Законом Республики Казахстан «О сертификации продукции и услуг» (ст. 7, п. 4) предусмотрено, что декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что постав­ляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверж­дено декларацией о соответствии, требования к декларации и порядок ее принятия утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Сертификация импортируемой продукции осуществляется по тем же правилам. Так, в ст. 14 действующего Закона Республики Казахстан «О сертификации продукции и услуг» установлено, что в условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Республику Казахстан продукции, подлежащей обязательной серти­фикации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то органом исполнительной власти.

Законодательно определено также, что сертификаты или свиде­тельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходи­мыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Республики Казахстан.

Только в исключительных случаях Правительство Республики Казахстан вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, пред­назначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или сви­детельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Республики Казахстан.