Казахстан – многоконфессиональное государство в Евразии

Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан во многом определяется специфической полиэтнической структурой населения. Казахстан за 10 лет независимости обеспечил мир и согласие представителям более 120 наций и народностей. Конфессиональная картина Казахстана развивалась в течение веков совместной истории и проживания разноязычных народов, населявших этот регион, всегда характеризовавшийся значительной степенью этноконфессиональной устойчивости и самодостаточности.

Сегодня Республика Казахстан, согласно Конституции 1995 года, — светское государство, в котором законодательно закреплена свобода вероисповедания, и религиозные объединения отделены от государства.

Главные позиции государства:
— последовательная взвешенная политика в сфере межконфессиональных отношений,
— законодательство, предусматривающее равные права для всех конфессий,
— толерантность,
— отсутствие протекционизма со стороны государства в отношении той или иной конфессии.

Эти немаловажные факторы способствуют межконфессиональному согласию и миру в Казахстане.

Государство исходит из того, что в многонациональном и многоконфессиональном обществе, каким является Казахстан, необходимо следовать принципам демократического, светского государства и не ставить в привилегированное положение ни одну из религий.

Конструктивный диалог конфессий является одним из главных путей достижения стабильности и сохранения мира в стране. Казахстан – ключевой регион, связывающий два мира — Восток и Запад. Казахстан, который называют «перекрестком цивилизаций», имеет глубокие духовные корни. На этой территории формировались и развивались самые различные вероисповедания. По евразийскому пространству проходит граница между двумя крупнейшими мировыми религиями – исламом и христианством. Ислам и православие представляют вероисповедания двух суперэтносов Евразийского континента: тюркоязычного и славянского.

Мирное сосуществование ислама и христианства в Казахстане выступает эффективным компонентом стабильности социальной и духовной жизни евразийского пространства. В настоящее время толерантность евразийского менталитета в Казахстане позволяет говорить об отсутствии серьезных предпосылок для религиозных коллизий.

Роль религии в жизни казахстанского общества

Заметное влияние на религиозную ситуацию в Казахстане оказывают специфические исторические традиции казахского общества. Казахи, основная масса которых до начала 1930-х годов XX века вела кочевой или полукочевой образ жизни, как свидетельствуют различные источники, весьма поверхностно приняли религиозные нормы ислама. Уровень религиозных знаний кочевников был невелик, ислам в большинстве районов парадоксальным образом сосуществовал с шаманством и языческими традициями, что делало невозможным серьезные проявления религиозного фундаментализма.

Структуры Русской православной церкви на протяжении нескольких десятилетий проявляли полную лояльность к государственным органам, а нетрадиционные конфессии до конца 80-х годов не получили в Казахстане заметного распространения.

В целом, значение религиозного фактора в общественно-политической жизни Казахстана до начала 1990-х годов было невелико.

С разрушением тоталитарной идеологии роль религии в Казахстане возрастает. Именно через религию значительная часть населения стремится возродить традиционные ценности и нравственные устои общества. Изменились роль и место религии в системе общественных отношений. Религиозная идентичность выступает как чрезвычайно концентрированное выражение мироощущения человека, квинтэссенция наиболее насущных вопросов его «жизненного мира». Религиозная идентичность – это один из возможных способов духовного соотнесения себя с окружающими людьми на индивидуальном уровне.

Религия в истинном её понимании способна играть позитивную роль в развитии общества. Это позитивное начало религиозности связано главным образом с внутренней установкой подлинной религии на высшие общечеловеческие и духовные ценности.

Закон Республики Казахстан “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” (1992 г.) создал правовое пространство для функционирования в стране широкого спектра конфессий и деноминаций.

На 1 января 2001 года в Казахстане действовало около 2300 религиозных объединений, представляющих 45 конфессий и деноминаций.

Самым массовым вероисповеданием в Казахстане является ислам, к которому, согласно ряду социологических исследований, проведенных в 1995, 1997 и 2000 годах, относят себя 70 процентов представителей титульной нации – казахов и более 80 процентов представителей иных азиатских этносов, населяющих страну.

Второй по численности конфессией является Русская Православная Церковь, к которой, согласно тем же опросам, принадлежит более 60 процентов славянского населения Казахстана. На долю мусульман и православных христиан приходится 95 процентов от общего числа верующих в Казахстане.

Именно по оси «ислам – христианство» в нашей стране способна сформироваться та толерантность казахстанцев, о которой говорит Президент Н.А.Назарбаев в «Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года». Это согласие возможно на основе важнейших заповедей ислама и христианства, проповедующих любовь, милосердие, доверие, открытость, уважение к ближнему.

Из других конфессий и деноминаций наиболее массовыми являются: римо-католики, протестанты, лютеране, иудеи. В последние годы заметно увеличилось число религиозных объединений, нетрадиционных для Казахстана. К ним относятся многие из нетрадиционных конфессий и новообразований, существующих сегодня в мировом сообществе. На постоянной основе в Республике Казахстан функционируют около 250 иностранных миссионеров. Расширение масштабов своей миссионерской деятельности произвели за последние годы протестантские деноминации, а также религиозные объединения Бахаи, общества сознания Кришны, трансцендентальной медитации, Ахмадийская община и другие. Эти религиозные объединения имеют свои духовные учебные заведения: Алматинская пресвитерианская духовная Академия, Казахстанская пресвитерианская духовная семинария, Библейский институт “Жарык”, Южный институт Бахаи (г.Тараз) и т.д.

Социально значимой является благотворительная деятельность, которой в Казахстане занимаются практически все конфессии и деноминации, помимо прочего рассматривающие эту деятельность как форму миссионерства.

Мир ислама в Казахстане

Мир ислама по праву гордится величайшими завоеваниями в области духовной культуры, снискавшими ему славу в истории человечества. Широкое распространение и в течение многих веков демонстрируемое поступательное развитие исламской духовности захватывают в свою орбиту многие государства и регионы мира.

Не является исключением в этом смысле и Казахстан. И хотя Казахстан в силу геополитических условий – область, определенным образом, «периферийная» по отношению к центрам ислама, следует подчеркнуть: в своих существенных, общечеловеческих чертах ислам укрепился в Казахстане. Правда, и претерпел трансформацию, связанную в первую очередь с особенностями хозяйствования и быта кочевого казахского общества. Специфической чертой ислама как мировоззрения в нашей стране стал своеобразный синкретизм с местными традициями тенгрианства. Проникнув в казахскую степь, ислам не стал ведущим принципом государственной жизни и политики, но утвердился как компонент культуры и религиозно-культовой практики.

В исламе существует два основных направления – суннизм и шиизм. Мусульмане Казахстана в массе своей исповедуют суннизм ханафитского мазхаба. Ханафитская школа сложилась в VIII веке в Ираке, основоположником её является Абу Ханифа. Расцвет этого течения в IX — X веках можно объяснить тем, что он получил широкое распространение в Центральной Азии. Народы государств Центральноазиатского региона охотно принимали ханафитскую школу, так как она отличается терпимостью к инакомыслию, широким использованием местного права (адата), которое сложилось в доисламский период, уважением к патриархальным традициям. Кроме того, для этой школы характерно уважительное отношение к иудеям и христианам, а в судебной практике поощряются решения по аналогии и допускается свобода суждений человека. Суфизм – чрезвычайно сложное, многоплановое религиозное мировоззрение. Широкое распространение суфизма также можно объяснить тем, что он внес в ислам известную духовность, высокие морально-этические идеалы. Он впитал традиционные народные культы, верования и трансформировал их. Известно, что Ходжа Ахмед Яссауи считается прародителем всех тюрских суфиев, и от него идет своего рода символ сотен тюркских проповедников. Этому течению характерны толерантность, способность к ассимиляции местных традиций и верований.

В Казахстане ислам в течение многих веков взаимодействовал с язычеством и шаманизмом, исповедуемыми казахами в доисламскую эпоху. В результате в настоящее время ислам в Казахстане являет собой древние духовные представления и национально-бытовые традиции казахов.

В 1990 году было образовано Духовное управление мусульман Казахстана, во главе которого в настоящее время стоит верховный муфтий Абсаттар кажы Дербисалы. Духовное Управление имеет несколько структур, в том числе отдел по международному сотрудничеству, который пытается упорядочить до последнего времени фрагментарные и спорадические связи и контакты с мусульманскими странами.

Из более чем 2000 культовых зданий Казахстана – 1402 мечети. В 1999 году в Алматы была открыта Центральная мечеть на 3000 человек, одна из крупнейших в СНГ. Функционирует исламский университет, более 20 мечетей, открыты постоянно действующие курсы при крупных мечетях (для желающих получить начальное духовное образование). По договоренности с известными мировыми исламскими центрами обучение производится и в них. В Казахстане планируется открытие Египетского исламского университета культуры “Нур-Мубарак” – первого полномасштабного высшего духовного учебного заведения в Казахстане. В Южно-Казахстанской области функционируют Казахско-арабский и Казахско-турецкий университеты с углубленным изучением исламской духовности и культуры. Здесь же активно действуют исламские центры и благотворительные общества: «Фонд Ибрагим Бин Абдул-Азиз» (Саудовская Аравия), «Комитет мусульман Азии» (Кувейт), благотворительное общество «Ислах» (Кувейт), международное общество «Мекка-Медина».

Возрастает количество мусульманских периодических изданий, растут тиражи духовной литературы. С 1992 по 1997 выходила газета «Нур», с 1993 года печатается газета «Ак босага» («Светлый порог»). С 1997 года Духовное управление мусульман Казахстана выпускает журнал «Ислам элеми» («Мир ислама»). Ежегодно увеличивается число казахстанцев, совершающих хадж. Если в 1991 году их было всего 25 человек, то в 2001 году – уже около 500.

Русская Православная Церковь в Казахстане

Вторая по численности конфессия Казахстана — Русская Православная Церковь – имеет около 220 приходов и ряд монастырей.

В течение веков у церкви были непростые отношения со светским обществом и государством. Их цели и аргументы не во всем совпадают, но есть возможности для согласования и объединения усилий в решении актуальных вопросов физического и духовного бытия, нравственного здоровья отдельного человека и нации в целом.

Появление «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе, посвященном 2000-летию Рождества Христова – лучшее тому подтверждение. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — первый официальный документ, в 16 разделах которого представлено отношение Церкви к различным аспектам современного общества.

Рассмотрены проблемы межэтнических отношений и патриотизма, очерчиваются границы лояльности Церкви по отношению к государству. Обосновывается позиция церкви по отношению к проблемам власти, при этом акцентируется призыв к соработничеству людей, придерживающихся несходных политических взглядов. Концепция ратует за диалог людей независимо от их мировоззренческих позиций.

До 1991 г. руководство всеми приходами Русской православной церкви в Казахстане осуществлялось единым епархиальным управлением (Алма-Атинско-Казахстанской епархией). Осенью 1991 г. состоялась первая встреча архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, во время которой обсуждался вопрос о том, что в современной ситуации необходимо иметь единый духовный центр в Алма-Ате, объединяющий все казахстанские структуры Русской Православной Церкви. В январе 1992 г. решением Священного Синода на территории Казахстана были образованы три самостоятельные епархии: Алма-Атинская, Чимкентская и Уральская. В июле 1995 г. на заседании Священного Синода по просьбе архиереев, несущих послушание на территории Казахстана, была образована Православная межепархиальная комиссия, в которую вошли епископы Уральский, Чимкентский и Алма-Атинский. Председателем комиссии стал архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий. Фактически Православная Межепархиальная Комиссия стала централизованным органом Русской Православной Церкви в Казахстане.

Русская Православная Церковь готовит кадры священнослужителей в Алматинском епархиальном духовном училище, имеет квоту в Московской духовной семинарии. За последние годы значительно активизировалась просветительская, благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Казахстане. Имеются свои периодические издания, функционируют церковно-приходские школы. Вместе с тем необходимо отметить, что миграция славянского населения из Республики Казахстан объективно привела к сокращению количества православных христиан в стране.

Римская Католическая Церковь в Казахстане

В последнее время активизировала свою деятельность в Казахстане Римская Католическая Церковь. Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Святым Престолом были установлены в октябре 1992 года. 9 апреля 1994 года Апостольским нунцием, то есть послом Римского папы в Казахстане, был назначен архиепископ Мариан Олесь. В сентябре 1998 года Римским Папой Иоанном Павлом II и Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым было подписано «Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Святым Престолом». Казахстан стал первым из государств СНГ, сделавших подобный шаг. В 1999 году Декретом Папы Римского Иоанна-Павла II назначен Апостольский Администратор для Алматы и юга Казахстана.

В Казахстане насчитывается свыше 300 тысяч католиков. Это представители немецкой, польской, украинской диаспор, оказавшиеся в Казахстане в результате репрессий. Местные католики были высланы в Кокчетавскую, Акмолинскую и Костанайскую области Казахстана как во времена царского режима, так и перед Великой Отечественной войной. Сейчас в Казахстане существует около 250 приходов, функционирует 90 католических общин и 160 групп посещения, в которых работают три епископа и свыше 60 священников и 70 сестер-монахинь. В республике имеется около 40 католических храмов, 200 часовен и молитвенных домов. В 1998 году была основана первая католическая Высшая духовная семинария. В Караганде Римско-католическая Администратура издает ежемесячную газету «Кредо».

22-25 сентября 2001 года в Астане – столице Казахстана — с официальным визитом пребывал глава Римской Католической церкви Иоанн Павел II. Одним из главных мероприятий программы пребывания Папы Римского была Святая месса на столичной площади. Около 50 000 паломников приехало из Казахстана, России, стран Центральной Азии на проповедь. Данный визит в Казахстан в год 10-летия независимости стал незабываемым событием для всего многонационального государства, переживающего свое экономическое и духовное возрождение. Казахстан стал первым государством в СНГ и Азии, с которым Ватикан подписал Соглашение о взаимоотношениях. В Алматы была открыта Апостольская Нунциатура, которая недавно переехала в новую столицу республики. Недавно в Астане был воздвигнут римско-католический костел.

Католицизм в Казахстане имеет давнюю историю. Католическая церковь для Казахстана не является чужеродной реальностью, привнесенной извне. Она продолжает и обновляет те культурные и духовные отношения, которые развивались в далеком прошлом.

Сегодня католическая церковь активно восстанавливает свою традиционную миссию: возводятся храмы, открываются новые приходы. Велики ее заботы в делах миротворчества, просветительства и благотворительности. Возрождается работа священнослужителей в социальных учреждениях (домах престарелых, тюрьмах и т.д.)

Католики, как и представители других религий, стремятся к укреплению единства и согласия всего народа Казахстана, а служители католической церкви помогают сохранить веру в добро и справедливость, воспитывают в людях патриотизм и достоинство, любовь и уважение к Родине. Папа Римский не изменил своего твердого решения посетить Казахстан, несмотря на очень тревожную ситуацию в мире, после террористических актов в США.

Государственный визит Иоанна Павла II в регион, к которому на протяжении последнего времени приковано основное внимание мировой общественности в связи с боевыми действия США в Афганистане, является по своей значимости историческим. Воззвания Иоанна Павла II к миру, диалогу, удержанию от религиозного фанатизма и противопоставления наций, сделанные им в Казахстане, стали как никогда важными в период угрозы противостояния между цивилизациями и религиями.

Межрелигиозное согласие – фактор стабильности

С обретением независимости Казахстана начали определяться основные направления новой государственной конфессиональной политики. В январе 1992 г. Верховный Совет Казахстана принял Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Этот Закон, действующий и в настоящее время, является основополагающим юридическим документом. Отдельные его положения были позднее воспроизведены в Конституциях 1993 и 1995 гг., Гражданском кодексе 1994 г., Положении о порядке государственной регистрации юридических лиц органами Министерства юстиции Республики Казахстан 1996 г.

Закон декларировал право на свободу вероисповедания (ст.3), равенство прав граждан независимо от отношения к религии (ст.3), отделение религии от государства (ст.4), светский характер государственного образования (ст.5), равенство всех конфессий и религиозных объединений перед законом (ст.4), неучастие религиозных объединений в выборах органов государственной власти и управления, запрет на «образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой помощи» (ст.4). Верующие и их объединения получали право на самостоятельное установление и поддержание международных связей (ст.15). Государственные органы не финансировали религиозные объединения (ст.4), однако имело право передавать им в собственность или в безвозмездное пользование культовые здания и иное имущество, находящееся в собственности государства (ст.17). Руководство религиозными объединениями со стороны религиозных центров, находящихся за пределами Казахстана, допускалось в той мере, в какой это не противоречило законодательству республики (ст.7).

«Наше государство является не только многонациональным, но и многоконфессиональным, – подчеркивает Президент Казахстана Н.Назарбаев, – религиозное мироощущение присуще сотням тысяч граждан, и число последователей различных исповеданий продолжает возрастать. Религия — это реальный компонент социальной и духовной жизни». Важен широкий диалог духовенства различных конфессий в целях идейной консолидации общества.

При этом было бы неверным считать, что в Казахстане религиозная ситуация абсолютно идеальна. Проблем достаточно много.

Под влиянием, в основном, внешних факторов деятельность ряда конфессий политизируется. Соседство Казахстана с Узбекистаном, Кыргызстаном, где, как известно, экстремистские группы, прикрываясь фундаменталистскими лозунгами, неоднократно нарушали границы этих стран, заставляет руководство Казахстана со всей серьёзностью относиться к возможности аналогичных событий и на своей южной границе. Имеются единичные случаи, когда члены экстремистской организации “Хизб-ут-Тахрир” пытаются распространить свою деятельность и на территорию Казахстана, как это было, например, осенью 2000 года накануне празднования 1500-летия города Туркестан в Южно-Казахстанской области.

Немаловажной проблемой является деятельность незарегистрированных религиозных объединений. Тем более, что многие из них завуалировали свои религиозные амбиции и функционируют как учебные центры, группы оздоровления, духовно-просветительские и коммерческие организации. Влияние подобных объединений на общую религиозную ситуацию достаточно велико, но до поры остается латентным.

Еще одна проблемная ситуация связана с отождествлением многими верующими своей конфессиональной и этнической принадлежности. Доминирующий этнос Казахстана – казахи – являются мусульманами, второй по численности этнос – русские – относятся к Русской Православной Церкви. Тем самым принадлежность к конфессии рассматривается верующими как элемент национального самоопределения.

Однако более чем преждевременно смешивать, как это часто делается, этническую и религиозную характеристики общества. Не всякий русский автоматически является христианином или казах – мусульманином. Процент действительно религиозных людей, т.е. тех, чье социальное поведение определяется соответствующими постулатами, охватывает лишь часть этноса и национальной диаспоры. Эта часть составляет меньшинство этнической группы.

При безусловной декларации свободы слова и вероисповедания государство последовательно стремится к регулированию взаимоотношения с религиозными объединениями. При этом преследуются лишь цели предотвращения конфликтных ситуаций в полиэтническом и поликонфессиональном социуме. Государство стремится, чтобы общественная жизнь обогащалась подлинно человеческими ценностями истинной веры, формирование духовных идеалов у молодежи.

При правительстве Казахстана создан Совет по связям с религиозными объединениями, в который входят главы многих конфессий, действующих в Казахстане. Помимо этого, образована Ассоциация религиозных объединений Казахстана, играющая все более заметную роль в решении межконфессиональных проблем. Тем самым можно констатировать, что в Республике Казахстан религиозная ситуация остается стабильной, лишенной фундаменталистких притязаний и экстремизма в религиозной сфере.