КАЗАХСТАН В МОНГОЛЬСКУЮ ЭПОХУ

Образование Монгольской империи в начале XIII в. оказало огромное влияние на исторические судьбы народов и государств Центральной и Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы. Монгольское завоевание нарушило сложившиеся в евразийском регионе отношения и взаимосвязи населявших его племен и народов, изменило ход их этнополитического и хозяйственно-культурного развития.

Монгольские племена к середине XII в. продвинулись на запад с Орхона и Керулена, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков, ассимилируя тюркоязычные группы, заимствуя у тюрков многие элементы материальной культуры, формы хозяйства и быта, кочевые обычаи, породы скота. С этого времени установились границы размещения тюрков и монголов, сохранившиеся до позднего времени. Занятая монголами территория простиралась от Байкала, верховьев Ирты­ша и Енисея на севере до пустыни Гоби на юге.

К 1218—1219 гг. монголы подчинили многие народы соседних стран. Были захвачены земли енисейских киргизов и бурят, пало государство тангутов, добровольно принял монгольское подданство владетель Уйгурского Турфанского княжества. После разгрома войск Циньской империи монголы заняли Северный Китай. Следу­ющей задачей Чингисхана было завоевание западных стран — Средней Азии и Ирана, Ближнего Востока и Закавказья, Восточной Европы. Еще не завоеванные земли к западу от Иртыша, Аральского моря и Амударьи Чингисхан отдал в улус (удел) своему старшему сыну Джучи и его потомкам.

Семиречье было занято монголами без сопротивления. Еще в 1210—1211 гг. под власть Чингисхана перешел владетель карлукской области Арслан-хан. В 1217 г. карлукский правитель области Алмалык Бузар также стал вассалом монгольского хана, а в следующем году без боя сдался монгольскому полководцу Джебе и город Баласагун.

Население Семиречья в итоге восьмилетнего владычества най-манского предводителя Кучлука, его войн с хорезмшахом Мухам-мадом и карлукскими владетелями было вконец разорено. Вызыва­ли возмущение и гонения Кучлука на мусульман, в частности запрет публичных богослужений, поэтому проявлявших веротерпи­мость монголов население встречало как избавителей. Желая привлечь народ Семиречья на свою сторону, Чингисхан запретил грабежи и резню в этом крае. Кучлук бежал в Среднюю Азию, а впоследствии был настигнут монголами в Бадахшане и убит.

Захват Восточного Туркестана и Семиречья открыл путь в Среднюю Азию через Южный Казахстан. С целью выяснения обстановки в Мавераннахре Чингисхан сначала направил хорезм-шаху Мухаммаду послание с извещением о своих победах в Северном Китае и покорении «страны тюрков» и предложением мирного договора. Это была дипломатическая подготовка будуще­го военного похода. Поводом для вторжения во владения хорезм-шаха послужила гибель в Отраре летом 1218 г. торгового каравана, посланного Чингисханом. Купцы были убиты по^приказу наместни­ка хорезмшаха в Отраре Гайир-хана Иналчука, заподозрившего их в шпионаже. Поход войск Чингисхана начался в сентябре 1219 г. Монгольские войска шли с Иртыша через Семиречье. Они насчи­тывали до 150 тыс. человек, из них собственно монголов — 111 тыс., остальную часть армии составляли воины вассалов Чингисхана — уйгуров и карлуков.

Маршрут движения монгольских войск в Мавераннахр в 1219 г. пролегал через самые заселенные и освоенные в хозяйственном отношении районы Казахстана — через Семиречье в район городов Средней и Нижней Сырдарьи. Территория Южного Казахстана оказалась первой на пути движения монгольских войск на запад, где им был дан решительный отпор местным населением и где они применили методы массового террора и насилия, опустошения целых областей и разрушения городов. В арабских и персидских источниках приведены наименования почти трех десятков городов в разных странах, где население почти полностью было вырезано монголами. В их числе три южноказахстанских города — Отрар, Сыгнак, Ашнас’.

Правитель Отрара Гайир-хан с помощью 80-тысячного войска сумел пять месяцев держать оборону города. Лишь после того, как один из военачальников гарнизона Караджа-хаджиб сдался монго­лам, покинув крепость через ворота Суфи-хана, вражеское войско вошло ночью в город. Еще месяц Гайир-хан оборонялся в цитаде­ли, защищая ее до последнего воина. Он был взят в плен и казнен,

а все жители — по Джувейни — были изгнаны из города как стадо баранов» и убиты, а те, что «избежали меча», уведены в плен.

Семь дней обороняли свой город и жители Сыгнака, отказавши­еся сдаться монголам. После взятия города население также было уничтожено. Та же участь постигла и жителей Ашнаса. Разграбле­ны были г. Дженд, Барчынлыгкент, Узгенд. Плано Карпини, Проследовавший через Южный и Юго-Восточный Казахстан в 1245—1247 гг., отметил, что в этой земле, т. е. в низовьях Сырдарьи, он увидел «бесчисленные истребленные города, разрушенные кре­пости и много опустошенных селений»2. Вместе с городами уничто­жались ирригационные системы, вытаптывались посевы, гибли окрестные земледельческие оазисы. Многие жители земледельчес­ких оазисов на Сырдарье погибли, другие попали в плен, третьи бежали, рассеявшись в разные стороны. Обезлюдели целые рай­оны, в том числе и кочевые.

К весне 1221 г. завоевание Средней Азии монголами было завершено. Военные действия их перешли на территорию Ирана, Афганистана, Северной Индии. Корпус монгольских полководцев Джэбэ и Субэдэя, разбив аланов, кыпчаков и русских на р. Калке и разорив южные окраины русских земель, через земли Казахстана вернулся в 1224 г. в орду Чингисхана на Иртыш. Таким образом, в результате нашествия монголов 1219—1224 гг. Казахстан вошел в состав империи Чингисхана. Кочевые племена Казахстана оказа­лись в составе монгольских улусов отнюдь не без сопротивления. «Туши (Джучи) и Чагатай, — сообщает Джузджани в «Насировых разрядах», — управившись с делами Хорезмскими, обратились на Кыпчак и Туркестан, покорили и заполонили одно за другим войска и племена кыпчакские и подчинили все эти племена своей власти»3. Местная кочевая знать (кыпчакская и огузская) поступи­ла на службу к монголам, а рядовые кочевники были использованы для формирования новых сотен, тысяч, туменов, раздававшихся в феодальные держания Чингизидам. Кыпчаки и другие тюркские племена составили значительную часть монгольской армии, дви­нувшейся во главе с Бату в 1237 г. на покорение Восточной Европы.

Территория Казахстана вошла в состав трех монгольских улу­сов: большая (степная) часть — в состав улуса Джучи, Южный и Юго-Восточный Казахстан — в улус Чагатая, северо-восточная часть Семиречья — в улус Угэдэя. Улус Джучи занимал обширные земли к западу от Иртыша и охватывал северную часть Семиречья и весь Восточный Дешт-и Кыпчак до Нижнего Поволжья включи­тельно. Улус Чагатая помимо названных земель включал в себя Восточный Туркестан и Мавераннахр. Угэдэй владел Западной Монголией, районами Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Чингизиды стремились превратить свои улусы в независимые владения. После смерти Чингисхана, последовавшей в 1227 г., эта тенденция стала нарастать, и империя распалась на несколько независимых госу­дарств.

Преемником Джучи, умершего в том же году, стал его сын Бату (Батый). Им были предприняты завоевательные походы на терри-,*орию Западного Дешт-и Кыпчака, в земли волжских булгар и далее на запад. Были разгромлены крупнейшие русские княжества, опустошены Польша, Венгрия, Чехия и другие страны. В итоге семилетнего похода (1236—1242 гг.) под властью Батыя оказались земли к западу от Волги до низовий Дуная, включая Крым, Северный Кавказ, западно-кыпчакские (половецкие) степи. Вер­нувшись в низовья Волги, Батый основал новое монгольское государство, получившее впоследствии название Золотая Орда. В него вошли территория улуса Джучи — Восточный Дешт-и Кып-чак, т. е. степные районы Казахстана к западу от верховий Оби и Иртыша, до низовий Волги и Амударьи, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на западе. В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Батыя русские княжества. Русские князья признавали зависимость от Золотой Орды, получали из рук ее ханов «ярлыки на княжение», выплачивали дань, но сохраняли относительную самостоятельность.

Основанное Бату-ханом государство ^называлось в восточных источниках Улусом Джучи, а также по именам ханов-джучидов (Улус Бату, Улус Берке и т. д.). В русских летописях применялся термин «Орда» или описательные выражения «в татары», «из татар». Столицей был г. Сарай-Бату (близ Астрахани), позднее — г. Сарай-Берке. Золотая Орда была многонациональным государ­ственным образованием. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по ypottno общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу кочевников в степях Дешт-и Кыпчака составляли тюркские племена, главным образом кыпчаки, а также канглы, карлуки, найманы и многие др. В оседлых областях Золотой Орды жили булгары, мордва, русские, греки, черкесы, хорезмийцы и т. д. Собственно монголы составляли в ней незначи­тельное меньшинство. К рубежу XIII—XIV вв. и тем более в XIV в. монголы фактически тюркизировались, население Золотой Орды стало называться этнонимом «татары».

Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай — общее собрание знати во главе с членами правящей династии. Армией, дипломатическими сношениями с дру­гими государствами ведал беклербек. Во главе дивана, центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства, стоял везир. В города и подчинен­ные улусы назначались даруги и баскаки, чьей обязанностью был сбор налогов, дани. Наиболее важныедолжности занимали члены ханской семьи. Крупные нойокы, беки, эмиры, бахадуры являлись военачаль­никами — темниками, тысячниками, сотниками.

В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владе­ния завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление Улуса Джучи на две части —правое и левое крыло, фактичес­ки на две различные государственные единицы. Во главе правого крыла (улуса) стоял сам Бату и его преемники. Во главе левого крыла — старший сын Джучи Орда (Орда-Ичен). В левое крыло входила

большая часть территории Казахстана. Будучи лишь номинальными вассалами потомков Бату, потомки Орды свели эту зависимость к минимуму. Улусы Бату и Орды делились, в свою очередь, на улусы других сыновей Джучи. Ьсе они были полузависимыми правителями, подчинявшимися верховной власти Золотой Орды. Право на уделы (улусы) имели от рождения все члены правящей династии. Прочие представители монгольской аристократии получили уделы как пожа­лования за службу хану. Постепенно знать приобретала все больше иммунитетных прав (тарханство), феодальные держания стали но­сить характер сойургала (наследственного земельного пожалова­ния). С другой стороны, в Золотой Орде сохранялась родоплеменная Организация кочевников. Развитие улусной системы вызывало пос­тоянные смуты и усобицы4.

Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении великого монгольского хана. Но к 1260 г. Монгольская империя распалась на фактически независимые улусы. Золотая Орда уже при Берке-хане (1256—1266 гг.), брате Бату, стала самостоятельным государством. Его преемник Менгу-хан (1266—1280 г.) чеканил собственную монету, поддерживал Чагатаида Хайду против великого хана Хубилая. Исто­рия Золотой Орды заполнена как внутренними усобицами, так и беспрерывными войнами с русскими князьями, Хулагуидами Ирана в Закавказье, правителями Ак-Орды и Хорезма, отпавшего от Золо­той Орды в начале 60-хгг. XIV в. Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в 1-й половине XIV в., особенно при Узбек-хане (1312—1342 гг.) и его преемнике хане Джаныбеке (1342—1357 гг.). Усиление власти ханов нашло свое выражение в прекращении созыва курултаев и в некоторой централизации власти. В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией Золотой Орды. Степная тюрко-монгольская культура исламизировалась под воздействием мусульманских традиций Поволжья (булгарское население) и Сред­ней Азии (Хорезм).

Со второй половины XIV в. Золотую Орду начали ослаблять центробежные силы. С 1357 по 1380 гг. на золотоордынском троне сменились два с половиной десятка ханов. В 1380 г. фактический правитель Золотой Орды темник Мамай был разбит на Куликовом поле русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского. Джучид Тохтамыш-хан, воспользовавшись поражением Мамая, за­хватил власть в Золотой Орде. Пытаясь военными победами укрепить свою власть, он в 1382 г. сжег Москву, совершил ряд походов в Мавераннахр и Закавказье. В свою очередь, эмир Тимур предпринял несколько опустошительных набегов в Золотую Орду, нанеся ей удар, от которого она уже не смогла оправиться. К середине XV в. в . нескольких больших улусах утвердились свои ханы, и Золотая Орда перестала существовать. Самым крупным из этих улусов была Боль­шая Орда (образовалась в 30-х гг. XV в.), между Волгой и Днепром. В 20—60-х гг. образовались Сибирское ханство, Ногайская Орда, Казан­ское ханство, Крымское и Астраханское ханства5.

Юго-Восточный Казахстан стал центром, где сходились границы трех наиболее крупных монгольских улусов. Территория Семиречья оказалась политически разорванной между ними: к улусу Джучи Отошла северная часть, прилегавшая к Балхашу; южная часть вошла в состав улуса Чагатая; северо-восточная окраина Семиречья соста­вила важную часть улуса Угэдэя. В Семиречье находились главные ставки улусных ханов.

В Чагатайском улусе, причем главным образом на территории Семиречья, юли бесконечные войны Чингизидов — претендентов на власть улусного хана из числа Чагатаидов и потомков Угэдэя. В междоусобную борьбу втягивались группировки кочевых феодалов. В 1251 г. улус Угэдэя был ликвидирован, земли розданы сторонникам великого хана Мунке (сына Тулуя, младшего сына Чингисхана, вла­девшего «коренным юртом» в Монголии). Перераспределение владе­ний произошло и в Чагатайском улусе. Феодальные междоусобицы в нем усилились после смерти Мунке, когда великими ханами объяви­ли себя в 1260 г. Ариг-Буга и Хубилай. В итоге борьбы Ариг-Буга оказался со своими войсками на территории Чагатайского улуса6. Продолжавшиеся усобицы и войны вконец разорили местные города и земледельческие оазисы. Рашид ад-Дин отметил, что в 60-х годах XIII в. «воины Ариг-Буги до такой степени притесняли народ, что в Илийской долине наступил голод, от которого погибло много наро­да»7. После образования независимого государства Хайду в 1269 г., само появление которого означало восстановление влияния фео­дальной верхушки местного населения, были предприняты попытки на курултае, состоявшемся в этом же году на Таласе, оградить оседло-земледельческое население от дальнейшего разорения. Однако про­должавшиеся усобицы Чингизидов и длительные войны Хайду про­тив армий великого хана, претендовавшего на запа^рые территории, оставили решение курултая невыполнимым.

Усобицы при преемниках Хайду в первой половине XIV в. довер­шили начавшийся ранее процесс экономической разрухи в Семи­речье. Многие из известных городов Юго-Восточного Казахстана, • достигших в домонгольское время высокого уровня развития, — Баласагун, Тараз, Алмалык, Алматы, Каялык, Илибалык, Ики-Огуз и другие большие и малые города и поселения — практически исчезли с карты региона.

Следует отметить, что среди монгольских ханов были сторонники централизованной власти, опирающейся на местную правящую вер­хушку, на традиции оседло-земледельческой и городской культуры. Наиболее видным из них был сын чагатаида Дувы Кебек-хан (1318—1326). Он порвал с кочевыми обычаями, переселился из Семи­речья в Мавераннахр, провел денежную и административную рефор­мы, содействовал восстановлению и строительству городов Средней Азии. Его деятельность положительно сказалась на восстановлении южноказахстанских городов, входивших в государство Чагатаидов. В середине XIV в. от Чагатаидского государства (государства Хайду) отделился Могулистан.

Монгольское завоевание сопровождалось разрушением произво­дительных сил, массовым истреблением людей. Были разрушены города и селения, дворцы и мечети, уничтожены ирригационные системы, заброшены обработанные поля. Тысячи мастеров-ремес­ленников были угнаны в рабство. Население испытывало массовое обнищание и голод. Установились более жесткие, чем раньше формы эксплуатации. Господство монгольских завоевателей надолго задер-

жало экономический и культурный прогресс народов покоренных ими стран. Тяжелейший урон был нанесен земледельческой и город­ской культуре Казахстана. По свидетельству Марко Поло, после установления монгольского^осподства в покоренных странах горо­дам не разрешалось «иметь стены и ворота, дабы не могли препят­ствовать вступлению войск… Так взнузданные народы остаются спокойны и не возмущаются»8.

В Семиречье прямого уничтожения городов в момент нашествия не было. Но огромная армия, проследовавшая через Семиречье, не могла не оказать губительного влияния на хозяйство этой области уже во время нашествия, сопровождавшегося беспорядочными гра­бежами. Значительный упадок городов и земледелия и превращение культурных земель в пастбища произошли уже в ближайшие десяти­летия после установления монгольского господства в этом крае. Вильгельм Рубрук, проехавший Илийскую долину спустя всего лишь тридцать лет после этого события, засвидетельствовал: «На вышеу­помянутой равнине прежде находилось много городов, но по большей части они были разрушены татарами (монголами), чтобы иметь возможность пасти там свои стада, так как там были наилучшие пастбища»9. За полтора столетия господства монгольских феодалов некогда цветущая, густонаселенная территория этой части Казахста­на с развитой культурой и оседло-земледельческим и скотоводчес­ким хозяйством потеряла свое былое экономическое, политическое и культурное значение. Причин этому было несколько.

В силу своего стратегического положения Юго-Восточный Казах­стан оказался важной частью захватнических планов монгольских ханов. Здесь находились главные ставки улусных ханов, с их много­людными «орду», т. е. двором, свитой, многочисленными войсками. Сюда стекались массы монгольских кочевников (до 200 тыс.), сохра­нявших свою форму хозяйства, требовавшую обширных земельных угодий. Инфильтрация больших масс кочевников в Семиречье после образования улусов вызвала резкое сокращение посевных обрабаты­ваемых площадей, усилила кочевой скотоводческий сектор экономи­ки за счет оседлого. Разрушение селений, вытаптывание полей табунами, уничтожение садов и ирригационной системы, замирание торговой жизни городов и прекращение их экономических связей с соседними городами и земледельческими округами — все это посте­пенно подорвало экономическую и социальную основу существова­ния городов в Семиречье. К тому же долгое время здесь господство­вала та группировка монгольской феодальной знати, которая всегда враждебно относилась к городской и оседло-земледельческой куль­туре и придерживалась методов хищнической эксплуатации населе­ния покоренных стран. Нестабильность политической обстановки на территории Семиречья также способствовала дальнейшему упадку хозяйства и культуры на этой территории. Завоеватели не смогли установить здесь ни твердой власти, ни законности, ни прочного мира.

Монгольское нашествие и господство разрушили экономическую основу развития устойчивого хозяйства Семиречья и Южного Казах­стана, замедлили и дестабилизировали процессы объединения этих районов, хозяйственного, этнического, культурного их взаимодействия между собой и с прилегающей степью10. Оно вызвало определен­ный регресс в социально-экономическом строе завоеванных стран, в том числе и в Казахстане. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, вплоть до рабовладельческого уклада. Мон­голы не внесли ничего нового в общественные отношения в завоеван­ных земледельческих странах, в частности в Средней Азии и Южном Казахстане, где феодализм с развитой системой уделов, условных земельных пожалований господствовал уже давно. В степных ското­водческих районах, где феодальные отношения еще находились в стадии становления, монгольское завоевание привело к укреплению и консервации наиболее отсталых форм феодализма, прикрытых оболочкой патриархальных обычаев. Кочевое и полукочевое населе­ние покоренных стран вошло в улусы Чингизидов и было поделено на десятки, сотни, тысячи и т. д. с учетом род оплеменной структуры местного населения, что явилось немаловажным фактором, способ­ствовавшим ее закреплению на долгое время.

Покоренное население облагалось тяжелыми податями и повин­ностями. Исследователи насчитывают до 20 видов установленных монголами податей».

Монгольское завоевание, наряду с катастрофическими послед­ствиями, имело и некоторые положительные стороны. Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей, ввели повсеместно систему почтовой и ямской службы. Были уста­новлены торговые и культурные связи между прежде далекими народами. По территориям улусов двигались торговые караваны, дипломатические миссии, путешественники отправлялись в дальние края и привозили в Европу сведения о далеких странах и народах ранее неведомой Азии. Монголы привнесли в степь идею централи­зованной власти, объединили прежде неорганизованные племена. Нормы кочевой жизни стала регулировать «Яса» Чингисхана — кодифицированный сборник обычного права, приспособленного к новым условиям. Впоследствии нормы «Ясы» были в определенной степени использованы при создании казахского кодекса законов «Жеты-Жаргы». Многие нормы социальной организации и формы государственности были использованы впоследствии в государствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху. Монгольское завоевание оказало сильное воздействие на ход этни­ческих процессов на территории Казахстана. Однако в целом войны Чингисхана и его преемников привели к упадку производительных сил не только завоеванных стран, но и самой Монголии.