Немецкая школа геополитики и ее представители

Геополитика как наука сформировалась на рубеже XIX—XX вв. на стыке трех научных подходов: цивилизационной концепции исторического развития, разнообразных теорий географического детерминизма и военно-стратегических исследований.  Термин геополитика впервые появился в 1916 году, в научный оборот его ввел шведский ученый Рудольф Челлен, в работе «ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНИ».

Он дал ему следующее определение:

«Это — наука о Государстве как географическом организме, воплощенном в

пространстве» В современной интерпретации геополитика – это наука о

пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством

проживания и его специфическими особенностями – ландшафтом, рельефом,

климатом. Иными словами — «география как судьба».

Основателем же современной геополитики считается немецкий географ Фридрих Ратцель (1844–1904).

Геополитика возникла на Западе. Крупнейшими национальными школами геополитической мысли являются англо-американская и немецкая.

Немецкая школа геополитики подчеркивала роль географических факторов в политическом развитии. Немецкие геополитики сформулировали три важные идеи:

1) Идея государства-организма, предложенная Ф.Ратцелем: государство рождается и развивается подобно организму, естественным образом стремясь к территориальному расширению.

2) Идея, сформулированная Р.Челленом (шведом по национальности, ставшим одним из первых идеологов создания германской сверхдержавы) идея государственной самодостаточности, как непреложного закона успешного функционирования государственного организма.

3) Идея сверхрегионов, которую выдвинул К.Хаусхофер.

Опыт немецкой геополитической школы нацистского периода свидетельствует о возможных последствиях для развития мирового сообщества в случае использования на практике геостратегии государства не обеспеченной научным обоснованием.

Анализ работ немецких геополитиков этого периода показывает их ангажированность и «подгонку» результатов исследований геополитиков под действия руководства страны

Все немецкие геополитики стремились обосновать притязания Германии на статус главной «континентальной» силы на планете. Таким образом, конечной целью немецкой школы, так же как и англо-американской, являлось определение условий, при которых Германия могла бы установить господство над миром.

Основатель современной геополитики – Фридрих Ратцель

Фридрих Ратцель считается отцом-основателем современной геополитики.

Ратцель окончил Политехнический университет в Карлсруе, где он слушал курсы геологии, палеонтологии и зоологии. Завершил он свое образование в Хайдельберге, где стал учеником профессора Эрнста Геккеля (который первым употребил термин «экология»). Мировоззрение Ратцеля было основано на эволюционизме и дарвинизме и окрашено ярко выраженным интересом к биологии.

Концепцию Ф.Ратцеля отличало внимание к пространству, как главной силе государства. Государство же, в свою очередь, рассматривалось им как живой организм, укорененный в почву деятельностью людей, заинтересованных в защите от внешнего мира.

Каждое государство и народ имеют свой «ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ смысл» и свою «пространственную энергию», которые предопределяют их судьбу. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат его слабеющего пространственной энергии.

В своих наиболее значительных трудах «Политическая география» (1897), «О законах пространственного роста государств» (1901) Ратцель сформулировал семь законов экспансии, которую Л.Гумилев назовет пассионарностью:

1) Пространство государств растет вместе с ростом культуры.

2)Рост государства сопровождается повышенной активностью, идеями, торговлей, миссионерством.

3)Рост государства осуществляется путем соединения и поглощения малых государств.

4) Граница, как периферийная зона государства служит свидетельством его силы или слабости, других изменений в этом политическом организме.

5) В своем росте государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы окружающего пространства: береговые линии, русла рек, равнины, районы, богатые ресурсами.

6) Импульс к территориальному росту дают более высокоразвитые государства.

7) Будущее за крупными государствами, занимающими большие континентальные пространства (типа Северной Америки, России, Автралии, Южной Америки).

Многие критики упрекали Ратцеля в том, что он написал «Катехизис для империалистов», хотя ученый не стремился оправдать действия захватчиков, для него важнее было создать научный инструмент, объясняющий связь географии с политикой.

Большое пространство поддерживает и стимулирует жизнь человеческого сообщества, считал Ратцель и будущее принадлежит крупным государственным образованиям, таким как США, Россия, объединенная Латинская Америка, Австралия.

Наибольший интерес, с позиций сегодняшнего дня, представляет его оценка значения бассейна Тихого океана. Ратцель называл его «океаном будущего». Этот огромный океанический район станет, по его мнению, местом активной деятельности и столкновений интересов многих ведущих держав мира.

Государства, которые будут доминировать в Тихом океане будут доминировать в мире. Главные его ресурсы стратегическое положение и огромные размеры. Ратцель предсказал, что именно зона Тихого океана будет местом выяснения сил между США, Англией, Россией, Японией и Китаем, это столкновение явится своеобразным концом одного цикла и началом другого в истории человечества.

Победителями в этом столкновении выйдут не морские, а континентальные державы, обладающие большими ресурсами и прежде всего достаточным сухопутным пространством.

Таким образом, Ратцель от описательского пассивного характера географического пространства перешел к геополитическому и даже геостратегическому аспекту роли пространства. Эти идеи были подхвачены его учениками, как в Германии, так и за ее пределами.

Мировоззрение Рудольфа Челлена

Рудольф Челлен был учеником Ф. Ратцеля. Швед по происхождению, а по убеждениям Рудольфа Челлена —  ярко выраженный германофил, профессор истории и политологии.

Имя Рудольфа Челлена неразрывно связано со становлением геополитики как науки. Именно ему принадлежит пальма первенства в употреблении самого понятия «геополитика», как и многих других терминов, прочно утвердившихся в геополитическом дискурсе.

Он активно участвовал в политической жизни страны, являясь членом парламента Швеции. Именно ему мир обязан самим термином и определением «геополитики».

Геополитика по Челлену «Это наука о государстве как географическом организме».

Уже само название главного труда Челлена «Государство как форма жизни» (1916), говорит о том, что он следовал в фарватере идей Ратцеля.

«Государство — не случайный конгломерат, удерживаемый лишь формулами законников — оно живое существо». Как таковое, оно следует закону роста: «сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания»- такова одна из главных идей Челлена.

Он дополняет своего учителя в том, что не только пространство определяет характер государства. Помимо географических черт здоровье государства зависит еще от четырех признаков:

1) формы хозяйствования (экополитика)

2) национально-этнических характеристик (демополитика)

3) социально-классового взаимопонимания (социополитика)

4) формы государственного управления (кратоплитика).

Взятые вместе, они, по выражению Челлена, образуют «пять элементов одной и той же силы подобно пяти пальцам на одной руке, которая трудится в мирное время и сражается в военное».

Самым важным критерием оценки государства является — сила. Государства возвышаются, потому что они сильны. Сила для государства, по Челлену, важнее закона, поскольку сам закон может поддерживаться только силой.

Будучи германофилом, он считал немцев «юным народом» в отличие от «старых» французов и англичан, сознавая слабость скандинавских стран перед лицом потенциальной внешней угрозы, он предлагал создать ГЕРМАНО-НОРДИЧЕСКИЙ союз во главе с Германской империей.

Идеи Ратцеля и Челлена о взаимозависимости географии и политики, можно сказать, заложили основу геополитики, однако наукой в полном смысле ее сделали Альфред Мэхэн и Гарольд (Хэлфорд) Макиндер, создавшие глобальные геополитические концепции, объясняющие ретроспективу и перспективу развития мира.

Взгляды Карла Хаусхофера

В 1924 году в Мюнхене был основан Институт геополитики, который сыграл ключевую роль в ее развитии не только в Германии. Организатором института явился профессор Карл Хаусхофер (1869-1946), сын генерал-майора немецкой армии, один из самых ярких поклонников геополитики. Он неоднократно высказывал мнение, что возрождения Германии можно достигнуть при условии, если «люди с улицы научатся геополитически мыслить, а вожди — геополитически действовать».

Геополитика по мнению Хаусхофера подобна двуликому Янусу: Одно ее лицо направлено внутрь страны, а другое — «обозревает все пространство земного шара». Государство как организм имеет не только «тело», как геополитическое пространство, но и «душу», душа государства — это нация.

В центре внимания Хаусхофера и его коллег стоял вопрос о «германской ситуации» в системе европейских и мировых держав. Хаусхофер исходил из того, что периоду господства морских держав, которое основано на плутократии и колониализме приходит конец, а будущее принадлежит крупным сухопутным государствам.

Упадок Великобритании и более мелких морских держав создал, по мнению немецких геополитиков, благоприятные условия для формирования нового мирового порядка, в котором доминирующее место должна занять Германия в союзе с Россией и Японией. В мировой политической системе должно остаться лишь три региона, каждый со своей пан-идеей: Пан-Америка во главе со США, Великая Восточная Азия во главе с Японией и пан-Европа во главе с Германией.

Институт геополитики в Мюнхене получил признание в высших эшелонах власти Германии, а благодаря близкому знакомству сына Хаусхофера с Альбрехта небезызвестным Гессом геополитические идеи внедрялись в среду нацистской иерархии.

Считая Центральную Европу оплотом Германии, Хаусхофер указывал на Восток как главное направление германской территориальной экспансии, дарованное немецкому народу самой судьбой для расширения своего жизненного пространства. Правда, следуя традиции Бисмарка, главный геополитик считал, что реализовать идею мирового господства Германия должна без прямого и масштабного военного столкновения с Россией. Пакт о ненападении и договор 1939 о разграничении сфер влияния, видимо, и заключался по рекомендациям геополитиков Мюнхенского института. Закат англоязычной империи наступит в тот день, когда Германия, Россия и Япония станут союзниками. «Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных ее народа — немцы и русские — всячески стремятся избежать междоусобицы, последний час англосаксонской политики пробьет тогда, когда немцы, русские и японцы соединятся».

За что, в конечном итоге, Хаусхофер и был заключен в 1944г. в концентрационный лагерь Дахау, а сын его был казнен в 1944г. по обвинению в предполагаемой связи с армейскими офицерами, участвующими в июльском заговоре против Гитлера.

Однако на практике чисто научная идея расширения жизненного пространства Хаусхофера в фашистской Германии дополнялась рассистским подходом национал-социализма. Ну а ангажированный к власти Хаусхофер вынужден был подстраивать свои теории по политическую конкретику.