Начало великой отечественной войны

22 июня 1941 г. и изменение характера войны. Напа­дение фашистской Германии на Советский Союз готови­лось давно и было центральным звеном во всех гитлеров­ских планах завоевания мирового господства. Конкрет­ный план нападения, разработанный к декабрю 1940 г., носил название «Барбаросса» (по имени германского им­ператора-завоевателя XII века). Вместе с сопровождавшими его другими секретными документами, высказыва­ниями и директивами этот план воплощал наиболее же­стокие и человеконенавистнические цели фашизма. Пре­дусматривались «молниеносная война» и уничтожение ос­новных сил Красной Армии с взятием Москвы через 1,5— 2 месяца после начала военных действий, причем предпи­сывалось ни в коем случае не допустить отступления бое­способных частей «на широкие просторы России». Гитле­ровцы самонадеянно рассчитывали, что внутренний строй СССР — Советы, национальные отношения, колхозы—­окажется непрочным.

Фашистские директивы заранее разрешали насилие, полный произвол в обращении с пленными и граждан­ским населением, особо свирепое и неукоснительное ис­требление советских партийных и политических руководи­телей, снабжение германского хозяйства за счет ограбле­ния страны, обрекающего миллионы людей на смерть от голода. Что касалось будущего, то предусматривалось превращение России в аграрный и сырьевой придаток Германии, уничтожение индустриальных центров, рус­ской культуры, физическое истребление 30 млн. славян, германская колонизация.

Несмотря на бредовый характер этих планов, нападе­ние Германии представляло огромную опасность в силу его внезапности и других временных преимуществ гит­леровцев. Совершенно ясно, что отпор этим планам, за­щита суверенитета, чести и достоинства Советской страны, разгром и уничтожение фашизма являлись зада­чей, решаемой в интересах всего человечества, высшей, справедливой целью.

Несмотря на отход советских войск под натиском фа­шистских армий, потерю значительной части территории и промышленности, советский народ разрушил планы

Гитлера в первые же месяцы войны. Не было «психоло­гического паралича», как в Польше или Франции. Вместо всеобщей паники немцы столкнулись с всеобщим упор­ным, героическим сопротивлением в Бресте, Севастополе и многих других пунктах. Расчет на непрочность совет­ского, национального, колхозного строя полностью про­валился. Неожиданным для немцев фактором стали дей­ствия партизан. К Декабрю 1941 г. Гитлер потерял чет­верть своих сил в россии. Битва под Москвой (декабрь 1941—январь 1942) стало началом коренного по­ворота в ходе весны, первым крупным поражением гит­леровцев, оно рассеяло миф о непобедимости гитле­ровской армии и планы молниеносной войны, а это озна­чало, что вступают в долговременные бои, что дало преиму­щества СССР и других антигитлеровских держав.

Антигитлеровская коалиция

Отпор, оказанный советским народом, воодушевил народы других стран. Резко усилилось влияние трудя­щихся масс на правительства. Выросла заинтересован­ность в союзе с СССР и в правящих кругах западных стран. На этой основе возникла коалиция государств, выступивших против фашистского блока.

Создание антигитлеровской коалиции. Уже в день на­падения гитлеровской Германии на СССР, 22 июня t941 г., правительство Черчилля в Англии, а 24 июня 1941 г. правительство Рузвельта в США заявили, что они окажут русскому народу вею возможную помощь в войне. 12 июля 1941 г. было подписано соглашение с Англией о взаимной помощи и поддержке, а также незаключении сепаратного мира с Германией. Это был первый офици­альный документ в процессе оформления коалиции. В июле I94! г. СССР заключил соглашение с Польшей и Чехословакией (в лице эмигрантских правительств этих стран, находившихся в Лондоне) о взаимопомощи, создании на территории СССР польской и чехословацкой армий. Последовал также ряд других переговоров и со­глашений.

Важным моментом в создании коалиции явилось вступление в войну Соединенных Штатов. Утром 7 де­кабря 1941 г. Япония обрушила удары с воздуха и с воен­ных кораблей на главную военно-морскую базу США Перл-Харбор (Гавайские острова). Здесь были сосредо­точены основные американские силы в Тихом океане:

90 кораблей и 387 самолетов. Нападение оказалось со­вершенно неожиданным для командования базы и пра­вительства в Вашингтоне, несмотря на то, что ими было получено немало предупреждении. В результате США по­несли тяжелые потери, авиация была уничтожена напо­ловину на земле, не успев взлететь, пострадало 19 круп­ных и много мелких кораблей, погибло 5 тысяч американ­цев, а главное, США были одним ударом почти на 2 года вытеснены с тихоокеанского театра военных действий. 8 декабря США объявили войну Японии, а 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Шта­там.

Одновременно с ударом по Пёрл-Харбор японцы на­чали наступление на британские колонии. Они захватили Гонконг, несколько позже Малайю, Сингапур—круп­нейшую базу Англии, также оказавшуюся совершенно не готовой к отпору. В результате и Англия вступила в войну с Японией. Пёрл-Харбор и последующие события показали полный провал политики «невмешательства» на Дальнем Востоке.

В мае—июне 1942г. были подписаны два важных политических документа, оформившие союз. Дого­вор с Англией, заключенный на 20 лет, содержал обя­зательство «военной и другой помощи всякого рода», а также общих действий в послевоенный период «в тесном и дружеском сотрудничестве» во имя мира, безопасности и экономического процветания, без стремления к терри­ториальным приобретениям. Соглашение с США вклю­чало обязательство снабжения СССР оборонными мате­риалами, принципы дальнейших расчетов по этим по­ставкам и провозглашение необходимости развития эко­номических отношений между двумя странами вообще. Оно означало распространение на СССР так называе­мого закона о ленд-лизе (передаче взаймы и в аренду оружия и военных материалов), принятого США в марте 1941 г.

В англо-советском и американо-советском коммю­нике, опубликованных после подписания соглашений, го­ворилось: «была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 г.»[1]. Это было первое официальное обя­зательство западных держав открыть второй фронт.

Таким образом, сотрудничество трех стран, являвшихся ядром антигитлеровской коалиции, приобрело конкрет­ные очертания. В августе 1943 г. СССР установил дипло­матические отношения и с Комитетом де Голля.

Характер коалиции: различия и единство. Создание и сохранение коалиции стран, имевших столь различное общественное устройство, было сложным и трудным про­цессом. Различны были цели войны. Если СССР пресле­довал задачу не только разгрома Германии, но и иско­ренения фашизма вообще, установления демократиче­ского мира, то США и Англия стремились лишь осла­бить Германию как конкурента, не собирались бороться за демократизацию общественного строя освобождаемых от нацизма государств, опасаясь прихода к власти ле­вых сил.

Реакционные круги на Западе продолжали делать ставку на взаимное ослабление СССР и Германии. Об этом открыто заявляли в первые же дни Отечественной войны американские изоляционисты, английские консер­ваторы. Предсказывали, что СССР продержится лишь несколько месяцев. За спиной СССР с согласия офици­альных властей то и дело велись глубоко секретные пе­реговоры с представителями фашистской Германии — зондировались возможности сговора.

Союзнический долг не выполнялся и в других отноше­ниях. Снабжение СССР было крайне медленным и недо­статочным. Из всей суммы американской помощи, ока­занной по ленд-лизу воюющим против Германии стра­нам—46 млрд. долларов— СССР получил только 10,8 млрд. Хотя Советская страна вынесла на своих пле­чах основные тяготы войны и понесла наибольшие жертвы, промышленная продукция, поставленная ей со­юзниками за годы войны, составила только 4% к разме­рам собственно советской промышленной продукции за те же годы. Особенно остро стоял вопрос о втором фронте, поскольку Англия и США не выполнили свое обязательство, задерживали высадку войск в Европе, перенося ее на начало 1943 г., конец 1943 г., весну 1944 г. В результате СССР один на один выдерживал чудовищ­ный натиск 170 немецких дивизий (к 1943 г.—с союз­никами Германии—от 240 до 268 дивизий).

Западные державы пытались выдать за «второй фронт» свои операции на второстепенных участках, преж­де всего в Северной Африке. Однако эти действия не шли ни в какое сравнение с главным театром войны в Совет­ском Союзе. Операции в Северной Африке отвлекли только 11 дивизий противника.

Несмотря на все трудности и противоречия антигит­леровская коалиция оказалась жизненным и прочным делом. Все попытки гитлеровцев внести раскол между союзниками закончились крахом. Прочность коалиции базировалась на общей заинтересованности стран-участ­ниц в выполнении ближайшей задачи—победы над гит­леровской Германией, на стремлении народов к уничто­жению фашизма, на решающей роли СССР в военных действиях.

Программа будущего мира была сформулирована на встрече Рузвельта и Черчилля в августе 1941 г. и полу­чила название Атлантической хартии. Хотя цель искоре­нения фашизма не была в ней сформулирована доста­точно ясно и в целом она носила общий, нечеткий харак­тер, СССР присоединился к ней, поддерживая такие провозглашенные в ней принципы, как отказ от терри­ториальных захватов, право каждого народа на свою форму правления, экономическое сотрудничество всех стран и др. Затем хартию подписали другие правитель­ства. В январе 1942 г. была опубликована Декларация, в которой 26 стран, назвавших себя «объединенными на­циями» подтвердили свое присоединение к хартии. Это было началом создания будущей Организации Объеди­ненных Наций (ООН).

Коренной перелом в ходе войны

Международное значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и Курском. Сталинград­ская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и всей второй миро­вой войны. Два ее этапа, оборонительный (с июля 1942г.) и наступательный (с 19 ноября 1942 г.), закончившиеся победой 2 февраля 1943 г., длились 6,5 месяцев. В от­дельные, моменты в ней участвовало 2 миллиона человек, более 2/тыс. танков и до 2 тыс. самолетов. Колоссальны

были потери фашистской Германии и ее союзников. Враг потерял 1,5 млн. человек убитыми, ранеными и плен­ными, что составило около четверти сил фашистского блока, действовавших в СССР. Эти потери и капитуля­ция 22 окруженных дивизий фон Паулюса вызвали по­трясение в гитлеровском рейхе, объявившем трехдневный траур, а также в Румынии и Италии, потери, которых были столь же невосполнимы.

Советская Армия окончательно захватила в свои руки стратегическую инициативу, что было закреплено в ходе Курской битвы. В июле—августе 1943 г. Началось массовое изгнание оккупантов: очищение Левобережной Украины и Крыма, форсирование Днепра, снятие бло­кады с Ленинграда, выход на государственную границу в марте—апреле 1944 г. Вместо лозунга «жизненное пространство» гитлеровцы стали выдвигать лозунг «кре­пость Европа», что означало их переход к обороне. Во всем мире резко изменились взгляды на мощь Совет­ского Союза, появилась уверенность в победе.

События на втором фронте

Под влиянием Сталинграда и Курска в новый этап вступило движение Сопротивления. Под руководством коммунистов, самоотверженно боров­шихся с оккупантами, партизанские Отряды стали преоб­разовываться в крупные объединения и регулярные ар­мии. В ряде стран возникли широкие союзы всех анти­фашистских партий; И групп, ‘получавшие название на­родного или национального фронта. Освобождались от врага целые области и создавались органы управления — зачатки будущих демократических правительств. Подоб­ный перелом произошел в Польше, Чехословакии, Юго­славии, Франции, Италии.

В связи с этим изменились и усложнились задачи компартии, многие из которых стали достаточно зрелыми, опытными и вплотную подошли к завоеванию ведущей роли в своих странах. В таких условиях руководство из одного центра — Коминтерна — перестало быть необхо­димым. Коминтерн сыграл важнейшую историческую роль, способствовав распространению марксизма-лени­низма, выработке правильной и единой тактики комму­нистического движения. Но в новых условиях требова­лись и новые организационные формы. В мае 1843 г. Коминтерн принял решение о самороспуске. Контакты между компартиями поддерживались теперь уже иными методами, прежде всего путем регулярных совещаний.

Это было показателем роста влияния компартий в своих странах, перехода их на новый, высший этап борьбы за массы и руководство массами. Роспуск Коминтерна на­носил также удар по версии о «руке Москвы», которая использовалась реакцией, чтобы разжигать противоречия в антигитлеровской коалиции.

Изменение обстановки, вызванное советскими побе­дами 1943 г., привело к отходу от Германии ее союзни­ков. Осознание того факта, что Гитлер тянет в пропасть, и стремление выйти из войны проявилось в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии. Турция, которая обе­щала Гитлеру выступить против СССР и придвинула войска к границе, после Сталинграда решительно отка­залась от этого намерения.

Критическое положение сложилось в Италии. Осенью 1942 г. поход итало-германских войск на Египет, воз­главленный немецким генералом Роммелем, был остановлен, так как Гитлер не мог дать подкреплений; все было брошено против Советского Союза. Затягивая от­крытие второго фронта США и Англия получили воз­можность создать двойное превосходство своих сил в Северной Африке, тройное и четырехкратное по технике. В октябре 1942 г. они начали наступление с двух сторон: англичане под командованием Монтгомери—из Египта, американцы под командованием Эйзенхауэра—из Ма­рокко и Алжира, где были высажены крупные силы. Им удалось зажать войска Роммеля в тиски, разгромить его 11 дивизий и, сбросив остатки армии в море, закончить войну в Африке в мае 1943 г. (см. атлас, с. 9). Эта победа была достигнута под решающим влиянием дей­ствий на советском театре войны.

Потеряв большую часть своих вооруженных сил сна­чала под Сталинградом и Курском, а затем в Африке, режим Муссолини оказался в тяжелом положений. В стране поднималось широкое антифашистское движе­ние. Начались раздоры в правящих кругах. Часть бур­жуазии стремилась освободиться от фашистского пра­вительства, чтобы поскорее выйти из войны. Под влия­нием этой группировки в июле 1943 г. король дал Мус­солини отставку. Арестованный при выходе из дворца, он был, затем выкраден германской разведкой, доставлен на север Италии и пытался восстановить там, на небольшой территории свой режим. Одновременно началась ок­купация Северной Италии германскими войсками. Однако это не могло изменить хода событий: фашистский режим пал, новое правительство в Риме заключило пере­мирие, и англо-американские войска, перебравшись из Африки в Италию, начали медленное продвижение на север страны. Италия вышла из войны, ее окончатель­ное очищение от фашизма было лишь делом времени.

Перелом наступил и в войне с Японией. Как и Турция, Япония собиралась начать нападение на Советский Со­юз после ожидавшегося падения Сталинграда. В Маньч­журии у границ СССР сосредоточивалась миллионная армия. К середине 1942 г. японские захваты простира­лись на огромную территорию—до берегов Австралии, границ Индии, аляски и острова Эллис (см. атлас, с. 10—11). Полный провал и поражение гитлеровцев в России серьезно изменили положение. Воспользовавшись отвлечением гитлеровских армий, США создали большой перевес военно-морских и воздушных сил, и перешли в контрнаступление в юго-западной части Тихого океана, а Англия начала отвоевание Бирмы, причем им помогали австралийские части, а также широко развернувшиеся национально-освободительные движения в Китае, Корее, Вьетнаме и других странах Азии.

Переломной в войне с Японией явилась битва за остров Гуадалканал, которая не случайно совпала со временем Сталинградской битвы—конец 1942—нача­ло 1943 г. В целом же ряд крупных морских сражений 1942—1943 гг. вызвал переход японцев к обороне и от­ступлению. Таким образом, и в войне на Тихом океане начался решающий поворот.

Тегеранская конференция

События 1943 г. означали, что наметились контуры победы. В связи с этим встал вопрос о встрече на выс­шем уровне.

Тегеранская конференция. Конференция трех дер­жав — СССР, США и Англии, происходившая в Тегера­не с 28 ноября по 1 декабря 1943 г., была первой встре­чей глав правительств—И. В. Сталина, Ф. Руз­вельта и У. Черчилля. Ее нередко называют вер­шиной сотрудничества в антигитлеровской коалиции. Действительно, принятые ею решения показали, что возросло влияние СССР и необходимость считаться с его позицией.

Главным решением конференции было конкретное определение сроков и масштабов открытия второго фронта в Европе—высадка англо-американских войск во Франции к началу лета 1944 г. Вопрос этот вызвал значительные разногласия. У. Черчилль настаивал на высадке на Балканах, с тайной целью перерезать путь вступления советских войск в Европу, не допустить их революционного влияния на соседние с СССР государ­ства. Однако в конце концов, союзники приняли требо­вание СССР, понимая, что задержать советское наступ­ление не в их силах, и опасаясь, что освобождение Европы произойдет без них.

На конференции обсуждался вопрос о будущем Гер­мании. Советский принцип полного искоренения нациз­ма был принят. Предложение Ф. Рузвельта о раз­деле Германии на пять государств с выделением, кроме того, ряда районов под международный контроль и Черчилля о разделе Германии на три государства были переданы на рассмотрение специальной комиссии, но советская делегация подчеркнула, что СССР—против какого-либо раздела.