ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовые государства исходят из идеи приоритетности права в государственном управлении и потому отдают предпочтение правовым формам и методам, учитывающим не только намерение официальных органов и должностных лиц, но и необходимость обеспечения и гарантирование прав, свобод и интересов граждан и др. субъектов общественных отношений. Правовым государствам чуждо вмешательство во все экономические, социальные и духовные процессы, а также в область межличностных взаимоотношений. Они предастовляют значительную автономию и свободу действий участников общественных отношений, особо заботясь о закреплении их правового статуса и следя за его соблюдением.

Правовое государство принципиально отличается от этатического. Это отличие затрагивает буквально все стороны организации и деятельности государственной власти, используемые ею формы и методы решения, стоящих перед ней задач, систему взаимоотношений с обществом, нациями и народностями, классами, социальными группами и отдельными гражданами, а также политическими партиями и общественными объединениями. Остановимся на более важных из них.

  1. В правовом государстве весь механизм власти и каждый орган, каждое должностное лицо в отдельности в своей деятельности связаны правовыми принципами и предписаниями, сообразуют с ними всю свою деятельность. Правовые нормы обязательны не только для населения, но и для государственных органов и должностных лиц. Почти исключается или бывает практически невозможным их выход за пределы права. Если в лица рассматривают право как нечто второстепенное и необязательное для себя, то такой взгляд совершенно неприемлем и недопустим в условиях правового государства и потому он постепенно преодолевается.
  2. Правовое государство не допускает большого разрыва между правом и законом, который характерен для этатического государства. В нем все нормативные акты государственных органов по своему содержанию и направленности, процедуре принятия и оформления, особенностям введения в действие, характеру применения, реализации и охраны от нарушения отвечают высоким критериям права. Законодательство последовательно базируется на правовых принципах, пронизано ими, не отступает от них. Принятие и функционирование антиправовых нормативных актов государственных органов практически невозможны, тогда как в этатических государствах подобное встречается нередко.
  3. Правовое государство не ограничивается принятием и провозглашением нормативных предписаний. Оно уделяет большое внимание обеспечению того, чтобы они в обязательном порядке претворялись в жизнь, чтобы они реально направляли действием и поступки всех физических и юридических лиц, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. Правореализующиее направление деятельности государства относится к числу приоритетных, в связи с чем «бумажное», недействующее законодательство сведено к минимуму, тогда как в этатическом государстве его «завалы» никто не старается даже расчищать. В правовом государстве каждый субъект общественных отношений убежден, что действующие нормативные акты государственных органов надо обязательно выполнять (иное просто исключается), поскольку это способствует созданию особой обстановки незыблемости правопорядка и препятствует распрастронение юридического нигилизма в обществе и пренебрежительного отношения людей к праву.
  4. Предметом особой заботы правового государства является соблюдение субординации действия нормативных актов государства. В нем формируется, функционирует и развивается строго иерархическая система источников права, т.е. нормативных актов. Место каждого акта в этой системе, или, говоря образно, «пирамиды» источников права является конституция, обладающая высшей юридической силой. Никакой другой источник права не может прямо или косвенно противоречить принципам и нормам конституции. Наоборот, все нормативные акты государственных органов и иные источники права должны основываться на конституции, детализировать, конкретизировать и развивать ее содержание. В соответствии с ней конструируются конституционные и обычные законы, а последующие «этажи» юридической пирамиды образуют акты главы государства, постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты представительных местных и исполнительных органов, правовые обычаи, судебные и административные прецеденты. Присущее правотворческой практике тоталитарных и авторитарных стран придание актам, имеющим меньшую юридическую силу, превалирующего значения по отношению к актом, обладающим большей юридической силой, нарушает субординацию и иерархичность источников права и неприемлемо для правового государства.
  5. Статус личности и др. субъектов общественных отношений в правовом государстве отличается тем, что, во-первых, предусматривает широкий комплекс прав и свобод, достаточный для обеспечения им нормальной жизнедеятельности и успешного решения стоящих перед ними задач; во-вторых, в неразрывном единстве с правами включает в себя соразмерную с ними и адекватную им систему обязанностей; в-третьих, подкреплен реальными юридическими гарантиями обязательного претворения их в жизнь. Налицо стремление утвердить равенство субъектов общественных отношений в пределах одного их вида, не устанавливать классовых, национальных, кланово-групповых и иных льгот и преимуществ одним из них при лишении таких льгот и преимуществ одним из них при лишении таких льгот и преимуществ других. Отсутствие такого равенства субъектов является характерной чертой правовой практики в этатическом обществе. В то же время правовое государство заботится о поддержании, нормативном закреплении и совершенствовании статуса личности и др. субъектов общественных отношений, о постепенном приумножении возможностей, которые он в себе таит и которые открывается перед его носителями.
  6. Легитимность всех государственных и общественных институтов и структур – одна из отличительных черт правового государства. Здесь редко можно столкнуться с институтами и структурами, не опирающимися на достаточную юридическую базу. Если таковые все-таки возникают, то практически не имеют перспектив на долгое существование и успешную деятельность и, встречаясь с непреодолимыми трудностями, сравнительно быстро уходят со сцены. Подавляющее же большинство институтов и структур создается на основании закона, с соблюдением установленных правил и процедур, и их цели, задачи, формы и методы функционирования детально регламентируются в официальном порядке. В частности, это обеспечивается сочетанием регистрационного, разрешительного или лицензионного способов узаконения, а также использованием контрольно – ревизионных полномочий соответствующими государственными органами. Сама обстановка правового государства как бы способствует сокращению возможности сохранения сомнительных в юридическом отношении институтов и структур и открывает простор лишь тем институтам и структурам, законность которых может быть всегда подтверждена.
  7. В правовом государстве провозглашается и реализуется принцип разделения власти. В соответствии с ним в рамках единой государственной власти обеспечивается ее дифференциация на три относительно самостоятельные и независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную, — которые взаимодействуют друг с другом с использованием системы сдержек и противовесов. Не допустимы попытки одной ветви власти «подмять» под себя другие ветви власти, поставить их в подчиненное положение. Значение рассматриваемого принципа состоит в том, что он противодействует чрезмерной концентрации власти в одном органе или у одного должностного лица и, обеспечивая ее равномерное средоточение внутри государственного аппарата, препятствует установление диктаторских режимов.
  8. В правовом государстве осуществляются меры по установлению оптимального соотношения между внутренним законодательством страны и общепризнанными принципами и нормами международного права. Последние воплощают в себе достижения современной правовой цивилизации. К этим достижениям, так или иначе, приобщаются правовые государства, ибо они обычно устанавливают приоритет международных договоров (не всех, а только тех, которые они ратифицировали) перед из законами и особо оговаривают, что эти договоры применяются у них непосредственно. Тем самым преодолеваются возможные обособленность и отгороженность юридических систем этих стран от внешнего мира: они как бы интегрируются в правовую систему мирового сообщества, начинают следовать многим из его краеугольных принципов и норм, воспринимая их и подтягивая до их уровня положения своих нормативных актов.
  9. В случае обнаружения нарушений правопорядка (особенно нарушений прав и свобод граждан) незамедлительно вводится в действие механизм правового реагирования и правовой защиты, в котором первостепенную роль играет суд. Этот механизм решает в комплексе задачи пересечения начатого нарушения, восстановления нарушенного права, обеспечения компенсации за причиненный вред, наказания виновных, предупреждения новых нарушений, привития гражданам и иным субъектам общественных отношений сознания того, что все предписания государства должны обязательно выполняться без каких-либо исключений и изъятий. Если ни одного нарушения правопорядка, прав и свобод граждан не остается без внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц, если нарушители получают каждый раз заслуженное наказание, то какой подход сам по себе служит эффективным общепревентивным т.е. предупреждающим нарушение закона, фактором, влияющим на состояние законности в государстве. Важно, что юрисдикционная, правоохранительная, правозащитная и превентивно-предупридительная деятельность правового государства сама базируется на строгом соблюдении правовых требований, в силу чего правовой «тонус» жизни общества оказывается достаточно высоким, никак не сравнимым с тонусом жизни этатического государства.
  10. Для правового общества характерна взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами. Государство не только признает принадлежащие каждому человеку от рождения неотчуждаемые права и свободы, но и стремится создать максимально благоприятные условия для их реализации, воплощения в жизнь и охраны от посягательств. В свою очередь, граждане могут использовать свои права и свободы только таким образом, чтобы это не наносило ущерба государству, другим граждан, иным субъектам общественных отношений; они должны строго выполнять возложенные на них обязанности. Иными словами, связь государства с гражданином является сложной и многоаспектной, она предполагает как наделение их определенными правами по отношению друг к другу, так и выполнение ими определенных обязанностей друг перед другом.

Совокупное действие указанных выше признаков приводит к тому, что в обществе и государстве утверждаются господство права, его верховенства, приоритет, доминирующее положение. И это хорошо, ибо право – выдающиеся достижения человеческой цивилизации, квинтэссенция накопленного социального общества регулирования, управления и воздействия, форма воплощения общечеловеческих ценностей и идеалов справедливости, демократии и порядка, необходимый компонент культуры. Государство, которое глубоко понимает роль и предназначение права в жизни общества и действует сообразно этому, можно отнести к числу правовых.

Итак, правовым следует считать государство, которое отдает несомненный приоритет правовым ценностям, заботится об их высоком авторитете, как среди населения, так и среде работников государственного аппарата, во всей своей деятельности связано правом, действует в пределах требований закона, не допускает нарушений прав и свобод граждан.