ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В КАЗАХСТАНЕ

Понятие о предпринимателе (entrepreneur) как о хозяйствующем субъекте, берущем на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с коммерческим внедрением новой идеи, нового продукта или нового вида услуг, предлагаемых обществу, впервые появилось в книге французского экономиста XVIII века Ришара Кантиллона “Общий очерк о природе коммерции”

Все творцы экономической теории так или иначе признавали важность предпринимательской деятельности в функционировании экономики. Еще Жан Батист Сэй замечал, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и доходов в область более высокой производительности и прибыльности. Однако никто не приписывал предпринимателю особой самостоятельной роли одного из движущих факторов экономического развития. Теоретики научно-технического прогресса (Кристофер Фримен) и менеджмента (Петер Друкер) однозначно признают, что первым исследователем, предложившим последовательную теорию предпринимательства, явился австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Но по ряду объективных причин его пионерские работы не находили адекватного развития вплоть до последней четверти нашего столетия.

Во всем мире малое предпринимательство (МП) является одним из мобильных и результативных секторов экономики, на его долю приходится создание значительной части ВВП и в нем работает большая часть экономически активного населения. Кроме обеспечения занятости, малый бизнес вносит большой вклад в создание конкурентоспособной, динамичной и диверсифицированной экономики.

На сегодняшний день а мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет “предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. В американской учебной и научной литературе дается множество и   других   определений,   характеризующих   предпринимательство   и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: “Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. ‘Три волны” развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

“Первая волна”, которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. “Вторая волна” в научном  осмыслении   предпринимательства   связана  с  выделением инновационное  как его основной отличительной черты. “Третья волна” отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к “четвертой волне”, появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Термин “интрапренер” был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — “интракапитал”.

Появление интрапренерство связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная Функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

  • собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого а аренду, и т. д.);
  • наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
  • индивидуального производителя (“свободный” художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
  • государственного или муниципального служащего;
  • менеджера (управляющий чужим предприятием)
  • пенсионера (пассивна” форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности),
  • учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме)
  • безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
  • занятого оборонно-охранной  деятельностью  (армия,   милиция, госбезопасность),
  • вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.)

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом  мыслительной деятельности,  впоследствии  принимающей материализованную форму.

Предпринимательство    характеризуется    обязательным    наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным  субъектом  предпринимательской  активности  выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает “взрыв” предпринимательской активности и приводит к “буму” предпринимательства).

Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

а) общеэкономической теории;

б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой сделке или операции, а также умения предусмотреть движение средств на счетах своего предприятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

Во-вторых, государство поддерживает а финансовом отношении только что вступивших или вступающих а сферу деловой активности предпринимателей.

Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется за реализацию каких-либо предпринимательских проектов.

В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя   функции   по   подготовке   кадров   нужной   квалификации   для предпринимательских структур.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В КАЗАХСТАНЕ

Предпринимательская деятельность существует в определенных органи­зационно-правовых формах. Какую из форм организации избрать, зависит от множества факторов: сферы деятельности, финансовых возможностей, пре­имуществ той или иной организационной формы. Во всех сферах, чтобы до­биться успеха, предприниматель начинает разработку стратегии развития фир­мы. В зарубежных изданиях встречаются следующие советы:

1) Постарайтесь иметь монополию на какой-то вид изделий или услуг;

2) Вид Вашего бизнеса должен иметь перспективу, постоянный спрос, если даже появляются конкуренты;

3) Постоянно создавайте новые рынки для своей продукции;

4) Каждая фирма должна иметь свой план стратегии:

  • какую продукцию вывозить на рынок. В каком ассортименте и по какой це­не;
  • на какого потребителя она рассчитана и каких потенциальных потребителей можно привлечь в дальнейшем;
  • через какие каналы товародвижения и в каких объемах будет организована рыночная поставка;
  • какими средствами лучше всего воздействовать на формирование спроса и стимулирование продажи;
  • каким должен быть сервис и кем он будет осуществляться;
  • каких экономических результатов ожидает фирма и какие для того требуют­ся затраты.

Подразделения государственного сектора. В Казахстане в соответствии с Законом «О собственности» могут создаваться и действовать предприятия, на­ходящиеся в государственной, частной собственности, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, иностранных государств, юридических лиц и границы.

Государственное предприятие предприятия, основные средства которого находятся в Государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие является бюджетным, то оно финансируется из средств государст­венного бюджета. Предприятия, находящиеся в непосредственном ведении го­сударственных органов, называются казенными.

Руководитель государственного предприятия действует на принципе едино­гласия и несет ответственность перед собственником предприятия за последст­вия своих действий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Государственная холдинговая компания.

В принципе холдингом называется «держательская компания», уставный капитал, в который входят контрольные пакеты акций определенных предпри­ятий. В настоящее время все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют в своем составе финансовый центр в виде холдинг-компании. В казах­станской практике образование холдингов в Госсекторе происходит преимуще­ственно путем объединения контрольных пакетов акций предприятий по отрас­лям национальной экономики. В Казахстане на начальном этапе создания госу­дарственных акционерных предприятий появились многочисленные холдинги по отраслям народного хозяйства.

Позже они показали свою нежизнеспособность и распались, поскольку в Казахстане пока нет рынка ценных бумаг. Холдинговые компании дают эффект в том случае, когда они позволяют проводить централизованную инвестицион­ную политику на своих предприятиях (входящих в их структуру): привлекать новые   денежные   средства   и   использовать   их   в   целевом назначении.

Предприятия классифицируются по различным признакам:

1) по отраслевой принадлежности; 2) по виду и характеру хозяйственной деятельности; 3) по правовому положению; 4) по характеру собственности и по иным признакам.

Подразделения частного сектора. В Казахстане частный сектор состоит из следующих подразделений:

— индивидуальное предпринимательство;

— полное товарищество;

— командитное товарищество;

— общество с ограниченной ответственностью;

— общество с дополнительной ответственностью;

— открытое акционерное общество;

— закрытое акционерное общество;

— производственные кооперативы.

Выбор формы организации предпринимательской деятельности во многом зависит от выбранного вида бизнеса (производственного, торгового, финансо­вого, страхового, посреднического).

Организация более-менее важного дела требует создания коллектива. Объединение участников предпринимательской деятельности, партнеров для совме­стного бизнеса называют товариществом.

Товарищество позволяет соединить не только усилия, но и капиталы его участников. Лица, которые создают хозяйственное товарищество, именуются его учредителями. Каждый из них вносит определенный вклад в товарищество и становится его участником.

Первоначальный вклад называют уставным или складочным капиталом. Члены товариществ вправе участвовать в управлении делами, получать инфор­мацию о деятельности товарищества.

Участники обязаны выполнять требования учредительных документов.

Хозяйственное товарищество — это коммерческая организация с разде­ленным на доли (вклады) учредителей уставным фондом, хозяйственные това­рищества являются юридическими лицами, отделенными от лиц, являющихся их собственниками (учредителей или акционеров). Доли всех участников в имуществе    хозяйственного    товарищества    пропорциональны    их вкладам в уставный фонд, если иное не предусмотрено учредительными доку­ментами.

Полное товарищество (ПТ) – полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут соли­дарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им иму­ществом. Размер уставного фонда п. т. определяется его учредителями. Минимальный размер – 25 размеров месячного расчетного показателя.

Величины месячного расчетного показателя ежегодно утверждаются по кварталам.

Командитное товарищество (КТ) – товарищество, которое включает глав­ных участников и участников с ограниченной ответственностью. Главные уча­стники (полные товарищества) принимают участие в деятельности товарищест­ва и отвечают неограниченно своим имуществом по обязательствам предпри­ятия. Обязательства с ограниченными правами (вкладчиков) ограничиваются их вкладом в уставный фонд.

Вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества. Размер уставного фонда определяется полными товариществами командитного товарищества. Его минимальный размер – сто размеров месячно­го расчетного показателя, законодательно установленного на момент внесения участниками вкладов в уставный фонд.

Совокупный размер долей вкладчиков (участников с ограниченными права­ми) может составлять не более 30% уставного фонда КТ.

Акционерное общество (АО) – это товарищество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости.

Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество (ОАО) — это АО, участники которого могут свободно распоряжаться принадлежащими им акциями без согласия дру­гих акционеров.

ОАО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.

Минимальный размер уставного фонда ОАО — десять тысяч размеров ме­сячного расчетного показателя.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) — это АО, акции которого распре­деляются только среди его учредителей.

ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им ак­ции либо иным образом предлагать их для приобретения большого круга лиц.

Минимальный размер уставного фонда ЗАО — пять тысяч размеров месяч­ного расчетного показателя (все это к моменту предлагаемой информации).

Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО} — это означает, что лица, вложившие свои средства в предприятие, несут ответственность по обязательствам предприятия только в пределах своих вкладов.

Размер уставного фонда определяется учредителями ТОО. Его минималь­ный размер по законодательству — одна тысяча размеров месячного расчетного показателя на момент регистрации, не менее 25% уставного фонда, указан­ного в учредительных документах, должны быть внесены на банковский депо­зит или ТОО должно иметь справку о проведении независимой аудиторской проверки по денежной оценке вклада учредителей. Участники ТОО несут от­ветственность, принимают участие в решениях и получают доходы пропорцио­нально своим вкладам в уставный фонд.

Товарищество с дополнительной ответственностью (ТДО) — это товари­щество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм — дополнительно своим имуществом в размере пропорционально внесенным вкладам. Предельный раз­мер ответственности участников предусматривается в учредительных докумен­тах.

Производственный кооператив (ПК) — это добровольное объединение граждан, которое означает:

  • членство на основе личного труда в производственной деятельности;
  • объединение их имущественных паев.

Производственный кооператив имеет статус юридического лица и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Если имущества кооперати­ва недостаточно, кооператоры несут дополнительную ответственность своим собственным имуществом. Распределение ответственности между членами кооператива производится пропорционально размеру их паев.

Самой распространенной формой частного бизнеса в настоящее время явля­ется индивидуальное предпринимательство (ИП).

Индивидуальное предпринимательство (ИП) — это наиболее простая форма частного предпринимательства, которым вправе заниматься любой дееспособ­ный гражданин. «Индивидуальный предприниматель» имеет статус физическо­го лица. Он действует на основе выкупленного патента (лицензии). Патент од­новременно является свидетельством о государственной регистрации гражда­нина в качестве предпринимателя и лицензией, дающей право осуществлять предпринимательскую деятельность.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

  1. О ходе развития малого бизнеса в Казахстане. Опыт развитых стран свидетельствует, что национальная экономика, основанная на рыночных отношениях, не может функционировать успешно без здоровой конкуренции, рационального поведения и предпринимательского духа всех участников бизнеса За годы трансформации общественного строя в Казахстане, с формальной точки зрения, сделано немало в плане формирования конкурентной среды, создания необходимых рыночных структур Если в годы советской власти в Казахстане насчитывалось несколько десятков тысяч предприятий, то в последние годы их число стремительно выросло, и на сегодня мы имеем более 145 тысяч хозяйствующих субъектов

В следующей таблице представлены данные о численности хозяйствующих субъектов по формам собственности

КОЛИЧЕСТВО ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ

 

Хозяйственные субъекты

в т.ч. по формам собственности
Всегогосудар­ственнаячастнаясмешанная без иностранного участиясмешанная с иностранным участиеминостранная
Всего14536220695118001390416071115
Малые12902412435112020198014791110
средине1544577485730180312341
крупные5773151807543
сверхкрупные316197714611

По данным этой таблицы имеем, что около 90 процентов хозяйствующих субъектов в стране, по ныне действующей классификации, относятся к малым предприятиям. В мировой практике принято различать мелких производителей с численностью занятых от 1 до 19 человек. На начало этого года число предприятий в сфере мелкого бизнеса составило 21260 единиц с числом работающих 147 тыс.человек или около 3% от занятого населения.

2 Основные проблемы развития малого бизнеса. Несмотря на внушительность приводимых данных, в экономике Казахстана не наблюдается предпринимательский бум, напротив, все отчетливее проявляется снижение деловой активности экономических единиц. В результате, несмотря на некоторые улучшения производственных показателей, не удается стабили­зировать социальное положение людей.

Складывается сложная обстановка на рынке труда. За январь-июль 1996 года численность работников, занятых в отраслях экономики республики, без учета крестьянских хозяйств, составила 4,72 млн. человек, что на 10,7% меньше по сравнению с соот­ветствующим периодом прошлого года. Численность безработных, фактически состоящих на учете в службах занятости, на конец августа 1996 года достигла 264,7 тыс. человек, более половины из которых приходится на долю сельских отраслей. Серьезных корректив требует политика социальной защиты и пенсионного обеспечения населения.

Дальнейшее поступательное развитие экономики Казахстана, на мой взгляд, тесно связано с созданием необходимых условий для бурного развития мелкого бизнеса, который является фундаментом рыночной экономики. Известно, что в странах развитой экономики примерно 80% новых рабочих мест приходится на долю мелкого бизнеса. Можно в качестве образца привести Голландию. В этой стране с численностью населения 15,5 млн. человек насчитывается более 4 млн. хозяйствующих субъектов. Следовательно, мы вправе ожидать, что в ближайшее время, при наличии соответствующих условий, мелкий и малый бизнес станет основной сферой предложения новых рабочих мест в Казахстане.

В настоящее время имеется несколько серьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие малого бизнеса в Казахстане. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

На мой взгляд, главным препятствием для развития малого бизнеса является отсутствие правовой базы малого бизнеса. Известно, что ни один из существующих законодательных актов не определяет правовой статус малых предприятий, т.е. ни Гражданский Кодекс Республики Казахстан, ни Указы Президента Республики Казахстан “О хозяйствующих товариществах” и ” О производ­ственном кооперативе” не содержат понятия малого предприятия. Кроме того, Указом Президента Республики Казахстан “О хозяйствующих товариществах” установлены чрезмерно высокие требования к размерам уставного фонда для вновь создаваемых предприятий, что заметно осложняет механизм официальной регистрации предприятия.

Вторым главным сдерживающим фактором развития малого бизнеса является несовершенство фискальной политики налогового законодательства и отсутствие какой-либо нормативной базы, регулирующей арендные отношения. В силу указанных обстоятельств предприниматели, желающие заниматься официальным бизнесом, либо должны платить чрезмерно высокие налоги и арендные платежи, что почти невозможно, либо скрывать определенную часть экономической деятельности от налогообложения

Третьей причиной является отсутствие стройной государ­ственной политики по поддержке малого бизнеса, включающей в себя такие элементы, как:

– льготное кредитование и финансовая поддержка малого бизнеса:

– предоставление информационно-консалтинговых услуг по проблемам ведения малого бизнеса;

– упрощение порядка регистрации малых предприятий;

– создание специальных государственных структур. регулирующих деятельность представителей малого бизнеса и т.д.

  1. Некоторые негативные последствия. В силу нерешенности указанных проблем многие пред­приниматели свою деятельность осуществляют в скрытой форме и вынуждены расширять размах теневой экономики.

Под теневой экономикой следует подразумевать любые виды экономической деятельности, статистическая и учетная информация по которым заведомо укрывается или искажается субъектами хозяйствования по разным причинам от официальных органов управления. При этом различают легальную и нелегальную теневую деятельность.

Нелегальная деятельность заключается в изготовлении таких товаров и услуг, производство, продажа и распространение которых полностью запрещены законом. К числу такой деятельности относятся продажа наркотиков, оружия, проституция и т п. Подобная деятельность существует во многих странах мира, и для борьбы с нею необходимо усилить работу прежде всего правоохранительных органов.

Предметом обсуждения экономистов является легальная скрытая деятельность и ее размах в рамках национальной экономики Как было отмечено выше. легальное скрытое производство заключается в изготовлении товаров или оказании услуг, производство которых не запрещено законом, однако частично или полностью умышленно скрывается от государственных органов (налоговых, таможенных, статистических и органов социального обеспечения)

В настоящее время очень сложно оценить истинные масштабы теневого бизнеса в республике. По разным оценкам скрытой предпринимательской деятельностью в стране занимаются от 500 тысяч до 1 млн. человек, которые в полном объеме не участвуют в формировании доходной части республиканского бюджета, в пополнении пенсионного фонда и в решении других социальных задач, а также в улучшении инфраструктуры экономики. Одно ясно. что в обострении социальной обстановки в республике немало­важную роль играет теневая деятельность

Следует отметить, что скрытая деятельность получила крупный размах в сфере услуг, особенно в таких отраслях где услуги продавались за наличные деньги, т е. торговле, общественном питании, бытовом обслуживании и т д Для примерного пред­ставления размаха скрытой деятельности в республике сравним структуру производства валового внутреннего продукта со структурой платежей в бюджет.

 

Структура производства ВВПСтруктура платежей в бюджет
Всего100100
Производство товаров45374.0
Промышленность26259.6
Строительство7 784
Сельское хозйство11460
Производство услуг54,7260
Транспорт8011 0
Связь1,324
Торговля18436
ЖКХ7530
Прочие19460

Данные этой таблицы показывают, что в структуре произ­водства валового внутреннегопродукта удельный вес производства составляет 45,3%. и, соответственно, удельный вес услуг – 54,7% Если обратить внимание на структуру платежей, то 74% общих поступлений в бюджет приходится на долю производства, тогда как на долю услуг — всего 26%, т.е. на лицо явный перекос Причем с позиции экономической науки никаких оправданий невозможно найти потому, что такая важная отрасль экономики, как торговля, которая сегодня дает 18,4% совокупной добавленной стоимости в стране, обеспечивает всего 3,6% общих налоговых поступлений в бюджет. По самым скромным подсчетам доля налоговых посту­плений экономики в бюджет республики должна быть в 6 раз больше, чем мы сегодня имеем, в целом из сферы услуг налоги собираются как минимум в 2 раза меньше, чем положено

Таким образом, не определив правовой статус малых предприятий и усложнив процедуру официальной их регистрации, создан небывалый прецедент для бурного развития теневого бизнеса в стране. Анализ тенденции этого процесса свидетельствует, что скрытая деятельность становится не исключением, а приобретает системный характер, парализуя решения многих социально-экономических проблем

  1. О мерах по активизации малого бизнеса. Эффективное функционирование национальной экономики в рыночных условиях в значительной степени зависит от развития малого бизнеса и предпринимательства в стране, особенно от создания необходимых условий для развития малого бизнеса в производственном секторе экономики. В этой связи хотелось бы отметить те важные мероприятия, реализация которых стиму­лировала бы развитие малого бизнеса в республике:
  2. При доработке “Гражданского кодекса” и других законо­дательных актов необходимо определить правовой статус мелкого и малого бизнеса, упростить механизм их регистрации, отменив высокие требования к уставному фонду
  3. Необходимо ускорить разработку государственной программы поддержки малого предпринимательства в стране. позволяющей регулировать следующие проблемы

– проблемы финансирования и кредитования деятельности представителей малого бизнеса,

– разработку специальной структуры отчетности и упрощенный механизм налогообложения по мелким предприятиям,

– получение определенной доли государственных запасов и расширение этой доли за счет уменьшения доли импорта.

– разработку нормативных документов, регулирующих арендные отношения, безвозмездную передачу части неисполь­зуемого государственного имущества малому бизнесу с целью стимулирования его роста,

3 Вопросы государственной поддержки малого бизнеса в рамках разрабатываемой государственной программы требуют создания специального централизованного органа, способного лоббировать интересы представителей малого бизнеса при разработке программных и нормативно-законодательных актов. Через региональные представительства этого органа можно будет оказывать поддержку малому бизнесу в плане консалтинговых и информационных услуг

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!