ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАССЕ И ТРАССИРОВАНИИ

Элементы трассы. Трассой называется ось проектируе­мого линейного сооружения, обозначенная на местности, нане­сенная на топографическую карту и фотоплан или заданная координатами основных точек в цифровой модели местности.

Основными элементами трассы являются: план — ее проек­ция на горизонтальную плоскость и продольный про­филь — вертикальный разрез по проектируемой линии.

Трасса представляет собой сложную пространственную ли­нию. В плане она состоит из прямых участков разного направ­ления, сопрягающихся между собой горизонтальными кривыми постоянного и переменного радиуса кривизны.

В продольном профиле трасса состоит из линий различного уклона, соединяющихся между собой вертикальными кривыми.

На ряде трасс (электропередач, канализации) горизонталь­ных и вертикальных кривых не проектируют, и трасса представ­ляет собой пространственную ломаную линию.

Так-как уклоны трасс обычно небольшие, то для наглядности их изображения вертикальный масштаб продольного профиля обычно делают в 10 раз крупнее горизонтального (например, горизонтальный масштаб 1 : 10 000, вертикальный— 1 : 1000).

Для характеристики местности и проектируемого линей­ного  сооружения  в  направлениях,  перпендикулярных к трассе, составляет поперечные   профили в одинаковом горизон­тальном и вертикальном масштабах (1 : 100 и др.).

Категории трасс. По топографическим условиям прохожде­ния на местности различают трассы долинные, водораздельные, косогорные, поперечно-водораздельные.

Долинная трасса (рис. 49, I) укладывается па одной из надпойменных террас долины. Она обычно имеет спокойный план и профиль, но пересекает большое число водотоков и тре­бует возведения дорогостоящих переходов, что сильно увеличи­вает ее стоимость. Иногда от долинной трассы приходится отка­зываться из-за неблагоприятных геологических условий.

Водораздельная трасса (рис. 49, IV) идет по наибо­лее высоким отметкам местности. В плане трасса сравнительно сложна, но объемы работ небольшие, искусственных сооруже­ний мало, геологические условия благоприятные. Это выгодно отличает водораздельную трассу, особенно в равнинных и сред-непересеченных районах. Однако в холмистой местности водо­разделы часто бывают узкие и извилистые, поэтому трассу при­ходится крайне усложнять, что в значительной степени умень­шает ее преимущества перед другими категориями трасс.

Косогор ная трасса (рис. 49, II) располагается на скло­нах гор. Она может быть запроектирована с очень плавным уклоном, но обычно весьма извилиста в плане, с большим коли­чеством переходов. Здесь часто встречаются обвалы, осыпи, се­левые потоки, которые затрудняют эксплуатацию линии.

Поперечно-водораздельная трасса (рис. 49, III) пересекает долины и водоразделы. В плане трасса близка к пря­мой;  в продольном профиле часто встречаются затяжные предельные   уклоны;     приходится     строить  сложные  переходы.  Это  наиболее дорогостоящая трасса.

На  практике редко  бывают    случаи, чтобы   магистральная   трасса     располагалась вдоль долины или  целиком шла  по  водоразделу.  Обычно  в  зависимости  от характера местности сочетаются различные категории трасс.

Параметры трассирования. Трасса должна удовлетворять определенным требованиям, которые устанавливаются техниче­скими условиями на ее проектирование. Задаются наибольшие или наименьшие продольные уклоны, минимально допустимые радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, габариты при­ближений и др.

Комплекс инженерно-изыскательских работ по выбору трассы, отвечающей всем требованиям технических условий и требующей наименьших затрат на ее возведение и эксплуата­цию, называется трассированием. Оптимальную трассу на­ходят путем технико-экономического сравнения конкурирующих вариантов.

Если трасса определяется по топографическим планам, аэро­фотоматериалам и цифровым моделям местности, то трассиро­вание называют камеральным; если она выбирается непо­средственно на местности, то полевым.

При трассировании различают плановые параметры: углы поворота, радиусы горизонтальных кривых, длины пере­ходных кривых, прямые вставки и в ы с о т н ы е (профильные) параметры: продольные уклоны, длины элементов в профиле («шаг проектирования»), радиусы вертикальных кривых. Для одних сооружений (самотечные трубопроводы, каналы) наиболее важно выдержать высотные параметры (продольные уклоны). Для других (напорные трубопроводы, линии электропередач и связи) уклоны местности мало влияют на проект трассы и ее стремятся выбрать наиболее короткой, расположенной в благо­приятных условиях.

Сложными для трассирования являются дорожные трассы, требующие соблюдения и плановых, и профильных параметров. Независимо от характера линейных сооружений и параметров трассирования, все трассы должны удачно вписываться в ланд­шафт местности и не нарушать природной эстетики. По возмож­ности трассу располагают на землях, которые имеют наимень­шую ценность для народного хозяйства.

Трассирование в равнинной местности. Положение трассы в равнинных районах определяется контурными препят­ствиями, т. е. ситуацией. Так как средний уклон местности здесь меньше допустимого проектного уклона, то в высотном отношении трассу ведут «вольным   ходом», определяя про-

ектную линию по характерным точкам местности вдоль намечен­ного направления. В плане стремятся иметь прямую трассу, ведя трассирование по заданному направлению («азимуту стремления»). Однако встречающиеся препятствия в’виде водо­токов, болот, больших оврагов, а также населенные пункты, цен­ные сельскохозяйственные угодья и др. заставляют отклонять трассу АВ (рис. 50) в ту или иную сторону. Каждый угол пово­рота 9 дает некоторое удлинение трассы. (Относительная величина этого удлинения Я может быть подсчитана по формуле

0 в градусах к в процентах

10       20        30        40        50 1,5      6,4      15,5     30,5     55,5

00 100

Из приведенных данных видно, что   углы   поворота   10—20° незначительно удлиняют трассу.

Для    получения    наиболее  короткой трассы в равнинных  районах придерживаются следующих      правил      трассирования:

1)   трассу прокладывать по

прямой    от одного контурного  препятствия   к   другому

Необходимость отклонения трассы от прямой и назначения угла поворота должна быть обоснована;

2) вершину углов поворота выбирать против середины пре­пятствия с таким расчетом, чтобы трасса огибала это препят­ствие;

3)углы поворота стремиться иметь по возможности не бо­лее 20—30°, чтобы заметно не удлинять трассу.

Однако на местности со сложной ситуацией положения углов поворота часто определяются условиями наивыгоднейшего пере­сечения или обхода препятствия. Пример такого участка трассы приведен на рис. 52.

Угол поворота ВУ1 определяется пересе­чением продолженной оси улицы и оси выбранного мостового перехода через реку. Угол ВУ2 определяется пересечением оси мостового перехода с направлением выбранного обхода заболо­ченного и покрытого лесом массива. Угол ВУЗ находится из условий выгодного пересечения существующей железнодорож­ной магистрали и т. д.

Трассирование в горной местности. Положение трассы в гор­ных районах определяется высотными препятствиями, т. е. рель­ефом. Так как уклоны горной местности значительно превосхо­дят допустимые уклоны трассы, то трассирование здесь ведется «и а п р я ж е н н ы м х о д о м», когда каждая линия задается пре­дельным уклоном. Чтобы выдержать этот уклон, приходится удлинять трассу, отклоняя ее на большие углы от прямой, или, как говорят, производить развитие проектируемой линии и и. Поэтому в горных условиях трасса в плане имеет, как правило, весьма сложную конфигурацию.

При разности к высот двух точек местности и расстоянии между ними / средний уклон 1М по прямому направлению между этими точками будет

Если величина (м больше допустимого уклона трассирова­ния гтр, то, чтобы провести трассу с заданным уклоном, необхо­димо ее удлинить до величины l , равной

Величина требуемого развития линии или с учетом формулы

Например, при г’м = 0,015; гтр = 0,012   относительное   развитие = 74, т. е. составляет 25% длины трассы.

Л1 I

В зависимости от характера местности применяют различные приемы развития линии. Если требуемое удлинение трассы неве­лико, то развитие линии происходит путем замены прямолиней­ного направления на 5-образное, называемое извилиной (рис. 53). Для значительного удлинения трассы применяют бо­лее сложные кривые в виде петель с заходом в боковую до­лину (рис. 54), спиралей, когда трасса, постепенно подни­маясь по высоте, пересекает себя в другом уровне (рис. 55). На автомобильных трассах для развития линии устраивают сер­пантин ы.

Таким образом, при трассировании в горных условиях тре­буется соблюдение следующих правил:

1)   трассу вести предельным уклоном, придерживаясь так называемой линии нулевых работ (см. § 32). Уклон уменьшать (или делать равным нулю) лишь на отдельных площадках, за­данных по техническим условиям;

2)   элементы плана трассы и высотные отметки земли подби­рать с учетом заранее составленного теоретического профиля и требований сопряжения кривых и прямых;

3) углы поворота и их величины назначать, исходя из усло­вий соблюдения уклона трассирования и расчетного развития линии при этом стремиться избегать малых радиусов кривых, па которых необходимо значительное смягчение (уменьшение) допустимого уклона.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!