ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Термин политическая система был введен в 50 – 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия “тип правления”, “система правления”. Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие “система” ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.

Политическая система —комплекс государственных и общественных организаций, политических институтов, через которые осуществляется политичес­кая власть, участие народа в политической жизни.

Политическая система — это сложная система и роль ее различных элементов различна. Важнейшими признаками политической системы являются: обеспечение реального участия граждан в управлении делами, то есть именно в рамках политической системы происходит политическая деятельность людей, их организаций и объединений; политическая система позволяет (или не позволяет) реализовать права и свободы граждан.

Современная политическая система в Казахстане несет на себе черты переходного периода. При сохранении некоторых элементов системы советского типа появились и укрепляются новые политические институты. Пока говорить о завершении процесса формирования демократической политической системы в Казахстане преждевременно, но определенные моменты и тенденции в этом направлении уже можно обозначить.

Прежде всего следует отметить, что еще в 1989 г. М. С. Горбачев провозгласил отказ от номенклатурного принципа формирования институтов власти. Однако формальный отказ не означал тогда осуществления демократических принципов формирования новых институтов власти на практике. В результате до сих пор в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора, пришедших во власть благодаря личным связям, а не профессиональным качествам. Особенно это ощущается в провинции. Разрушение номенклатурного принципа формирования политической системы, ликвидация монополии КПСС на власть без эффективной и полной замены их другими – демократическими – управленческими принципами не позволили сразу укрепить ослабленные такими половинчатыми мерами государственные структуры, и в результате заметно снизились их созидательные возможности. В условиях возросшей политической конкуренции и политического плюрализма очень сложным оказалось обеспечивать интеграцию столь полярных интересов граждан, социальных групп, которые мы наблюдаем сегодня.

Несмотря на то что политическая система в современном казахстанском  обществе еще несовершенна, она имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего в ее институциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов власти, наблюдается существенное ограничение функций ее законодательных институтов. Последние пока не имеют возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и др.).

Кроме того, по характеру распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества нынешнюю политическую систему в Казахстане можно отнести скорее к авторитарным, чем плюралистическим системам. А как известно, авторитарная политическая система характеризуется сосредоточением большинства властных функций в едином центре. На сегодняшний день таковыми являются органы исполнительной власти: президент и его администрация, премьер, правительство. Принцип доминирования исполнительной власти закреплен в Конституции РК. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности и др.

Одной из примечательных особенностей казахстанской политической системы является также низкий удельный вес в ней политических партий, их слабое влияние на власть и общество в целом.

Политическая система включает:

— политические отношения;

— политические организации;

— политические нормы;

— политические взгляды, концепции, традиции.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, СООТНОШЕНИЕ ДВУХ ПОНЯТИЙ

Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Определяющим в понятии политической системы является возможность граждан принимать участие в управлении. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах – через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данной общности.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется институциализацией. В ходе нее происходит формирование политической организации общества. Процесс деинституциализацию- разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику. Политическая организация общества – это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть – это главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны.

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.

Кроме политических организаций, в состав политической системы общества входят политические отношения – взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

Первая группа – отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Однако совокупность структурных элементов и определение функций политической системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее зависит от свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. д.

СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

Главным элементом политической системы является государство. государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества. Однако политические организации того времени были далеко несовершенны, и даже  современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения.

Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности и выступает средством подавления имущими классами неимущих.

Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни. Преимуществом государства является высокая специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для осуществления своих решений.

Если государство — это суверенная организация всего народа, то партии — участники осуществления политической власти, выражают волю своих членов и не обладают властными полномочиями.

Массовые движения играют большую роль в обществе и особое место занимают профессиональные союзы. Они представляют и защищают интересы своих членов в области производства, социально-культурной области. Все профсоюзы равны перед законом.

Государство в статье 1 Конституции РК провозглашается светским, демократическим, правовым и социальным. Право выступать от имени народа принадлежит Президенту и Парламенту в пределах их конституционных полномочий. Государственная власть в Республике едина и осуществляется в соответствии с принципом разделения ее на законодательную, исполнительную и судебные ветви.

Важным элементом политической системы являются правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но все же относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что:

  • Каждый из субъектов политической системы общества как ее системный элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и функционированием системы в целом.
  • Политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а система внутренне организованных ее элементов.
  • Только системное изучение элементов политической системы общества может дать объективную информацию обо всей политической системе общества.
  • Существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом.

В структуре политической системы выделяют такие ее подсистемы как:

Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями  в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.

Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.

Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.

Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.

Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляют, по мере необходимости, перемещение элементов в системе по их приоритетности, приспосабливая друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей самосовершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ,ПОНЯТИЕ,ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность политических партий в Казахстане осуществляется в строгом  соответствии с Конституцией и законами РК. Деятельность организации политических партий и общественных объединений осуществляете в нерабочее время и за их счет. Закон запрещает финансирование государством деятельности политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

Невмешательство со стороны государства не означает отсутствие контроля за соблюдением закона в деятельности общественных объединений. Органы государственной власти (прокуратура, финансовые органы и др.) осуществляют контроль за соблюдением устава, относительно целей деятельности партии или общественного объединения. Запрещается деятельность партий и организаций, содержащиеся на средства иностранных государств, а также ставящих себе цель свержение конституционного строя в РК. На 1 января 2001г. Министерством юстиции РК официально было зарегистрировано больше десятка политических партий: Среди основных назовём: Демократическая партия Казахстана (ДПК), Коммунистическая партия Казахстана (КПК), Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК), партия Возрождения Казахстана (ПВК), партия Народного единства Казахстана (ПНЕК), партия Народный Конгресс Казахстана (ПНКК), Республиканская партия Казахстана (РПК), Республиканская политическая партия труда (РППТ), Социалистическая партия Казахстана (СПК), Партия «Отечество» («Отан»), Партия «Алаш»

Демократическая партия Казахстана (1995). Сопредседатели ДПК – А.С. Сарсенбаев, Т. Жукеев.

По заявлениям лидеров, численность партии – около 15 тыс. чел. во всех областях республики. В программном заявлении партии сказано: «Мы – партия государственников, ратующих за социально-рыночную экономику, демократическое правовое государство и гражданское общество». Социальная база партии промышленный директорат, руководящие работники, верхушка научной и творческой интеллигенции. ДПК является пропрезидентской силой, представляющей интересы директорского корпуса, которые имеют некоторые отличия от интересов политической администрации, представляемых ПНЕКом. ДПК активно поддержала проведение референдумов в 1995 г., подписала Соглашение о моратории на митинги в 1997 г.

Коммунистическая партия Казахстана (1991). Первый секретарь ЦК КПК – С.А. Абдильдин.

На съезде партии (осень 1991 г.) были приняты решение о воссоздании Компартии, приняты Устав и Программное заявление. Выбранная цель – «движение к обществу свободы, и социальной справедливости, основанному на принципах научного социализма и приоритете общечеловеческих ценностей». За период с 1991 г. по январь 1997 г. было проведено 7 партийных съездов, Печатный орган – газета «Рабочая жизнь».

Народно-кооперативная партия Казахстана (1994). Председатель партии – У.С. Сарсенов.

Является одной из центристских партий политического спектра Казахстана. НКПК объявила себя «демократической партией парламентского типа центристской ориентации», социальной базой считает «сельское население, работников сферы кооперативного движения, материального производства и обслуживания».

Согласно заявлениям лидеров, численность партии в 1996 т. составляла свыше 40 тыс. чел. Имеет отделения во всех областях. Согласно Уставу, членские взносы в партии не обязательны. Высший орган партии – съезд, созываемый по Уставу раз в 5 лет. Руководящие органы в период между съездами – Политсовет, Центральная контрольно-ревизионная комиссия. Политсовет избирает Политисполком и заместителей председателя. Имеет по одному депутату в Мажилисе и Сенате Парламента’.

Партия Возрождения Казахстана (1995). Председатель Политисполкома ПВК – А.К. Джаганова.

Считает своей социальной базой и заявила о намерении защищать интересы социально незащищенных слоев населения: женщин, инвалидов, работников интеллектуального труда, прежде всего образования и здравоохранения. Находится на центристских позициях политического спектра Казахстана. Главная задача партии, согласно ее программе, – включение в политическую жизнь научной, творческой, технической интеллигенции, женщин, студентов. Основная цель – нравственное, духовное возрождение народа.

Партия Народного единства Казахстана (1995). Председатель ЦК ПНЕК– А. Бижанов.

Является правопреемником Союза «Народное единство Казахстана», образованного в 1993 г. Социальная база партии – часть интеллигенции, государственные служащие, предприниматели. Численность – около-28 тыс. человек, Имеет организации во всех областях Казахстана, контролирует почти 27% мест в маслихатах всех уровней. Печатный орган – «Даунер-Время».

Партия Народный Конгресс Казахстана (1991). Почетный председатель партии – О.О. Сулейменов. И.о. председателя с 1996 г. – А.И. Исмаилов.

Учредители партии: движения «Невада-Семипалатинск» и «Арал- Азия-Казахстан», Союз женщин, профсоюз «Бiрлееу», общество «Казак тили, Ассоциация молодых строителей и ряд национально-культурных центров.

Республиканская партия Казахстана (1992). Председатель партии – С.А. Акатаев.

Создана на базе движения «Азат». Причина раскола с руководством ГДК «Азат» – разногласия в оценке политического и экономического курса руководства страны, личные взаимоотношения лидеров. По данным лидеров, численность РПК – 17 тыс. чел.

В отличие от движения «Азат, Республиканская партия в целом одобряет курс реформ, проводимых в стране, в то же время критикуя непопулярные решения правительства, приведшие сельское малоимущее, преимущественно казахское, население к падению уровня жизни и нищете.

Республиканская политическая партия труда (1995). Председатель РППТ – У.А. Джолдасбеков.

Создана на базе общественно-политического объединения «Союз инженеров Казахстана». Социальная база – научная и техническая интеллигенция. Численность – 4 тыс. чел., имеет отделения во всех областях. Главная цель – выражение интересов технической интеллигенции через принятие соответствующих законодательных актов. Выступает за повышение престижа труда, политический плюрализм, отсутствие монополии на идеологию. Социальное равенство понимается как равенство возможностей.

Главный политический союзник – ПНЕК. Участвовала в подписании Соглашения о моратории на митинги в 1997 г. РППТ имеет 2 депутатов в Мажилисе.

Социалистическая партия Казахстана (1991). Председатель СПК – П.В. Свои, Первый секретарь СПК – Г.К. Алдамжаров.

СПК образована решением внеочередного съезда Компартии Казахстана в 1991 г., созванного по инициативе Президента Н.А. Назарбаева, в тот период занимавшего пост Первого секретаря ЦК КПК. Социальной базой является часть интеллигенции, служащих.

Партия «Отан» или партия власти создана накануне президентских выборов в 1999 и возглавляется бывшими или нынешними номенклатурными работниками. Её председатель – бывший премьер-министр С. Терещенко.

Кроме указанных официально зарегистрированных девяти политических партий, в партийную систему Казахстана входят также партии, не прошедшие по тем или иным причинам государственной регистрации. Это Социал-демократическая партия Казахстана (СДПК), Партия социальной справедливости и экологического возрождения «Табигат», Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП(б)), Национально- демократическая партия «Желтоксан». Активными участниками политического процесса в Казахстане являются также гражданские и общественно-политические движения: Республиканское общественное славянское движение (РОСД) «Лад», Рабочее движение Казахстана (РДК), – «Аттан», Народный фронт (НФ) «Атажурт», Движение социальной защиты пенсионеров г. Алматы «Поколение», Гражданское движение (ГД) «Азамат», Гражданское движение Казахстана (ГДК) «Азат», Международное антиядерное движение (МАД) «Невада-Семипалатинск», Либеральное движение Казахстана (ЛДК). Некоторые из них имеют тенденцию перерастания в партии, часть – послужила основой партийных структур, другая – выделилась из партий. Практически все вышеуказанные движения интенсивно взаимодействуют с политическими партиями. Необходимо отметить также три наиболее крупных профсоюзных и предпринимательских объединения, оказывающих влияние на политический процесс: Совет Федерации профсоюзов Казахстана (СФПК), Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана (КСПК) и Союз промышленников и предпринимателей Казахстана (СППК).

Партийная система Казахстана в силу длительного периода господства КПСС, недостаточной развитости нынешних политических партий и отсутствия партийно-парламентских механизмов формирования правительства характеризуется как ограниченная, и имеет две тенденции формирования. Это, во-первых, тенденция формирования двухблоковой многопартийности, поддерживаемая существующей избирательной мажоритарной системой абсолютного большинства и структурой массового политического сознания с четким разделением на правых и левых; во-вторых, тенденция институционализации системы доминирующей партии, характерной для большинства восточных обществ.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!