Ранние связи ойратов с народами Казахстана и Средней Азии

Средневековая история монголов, в том числе ойратов, чётко делится на два периода: до и после образования империи Чингисхана. Обитавшие в горно-таёжных районах Монголии и Сибири отдельные племена ойратов в 1204 году признали над собой власть Темучина и были включены в состав его владений. Вместо традиционного названия «дербен-ойрат» вошла в употребление формула «дербен-тумен-ойрат», так как ойраты были обязаны выставлять в общемонгольскую армию четыре тумена ( 40 тысяч ) воинов. Общую численность ойратов в начале 18 века современные калмыцкие учёные определили в 200 тысяч человек.

В империи Чингисхана ойратские князья занимали сравнительно привелегированное положение, составляя со своими подвластными отборную гвардию императора. Ойратская знать была связана с домом Чингисхана династийными браками. После разгрома Чингисханом найманы в 1204 – 1205 годах уходят в Дешт-и-кыпчак, а ойраты стали постепенно продвигаться на запад, занимая опустевшие кочевья найманов на Алтае.

Возникшие после распада Монгольской империи в 15 веке новые этнические подразделения представляли собой уже не родоплеменные обьединения, а феодальные княжества с наслелственными княжескими династиями. На исторической сцене в Монголии появились торгоуты, хошоуты, дербеты, чоросы, хойты и другие. Социально- этнические объединения, сложившиеся в 16 – 17 веках в ойратскую народность.

Соседним народам ойраты были известны под различными названиями. Так, в китайских исторических сочинениях ойратские племена фигурируют под названием элетов, валате и т.д. ; мусульманские народы уже в 15 веке , а вслед за ними и русские, называли ойратов калмыками ( калмаками ). Название «джунгары» произошло от того, что в период завоевательных походов Чингисхана, ойраты всегда находились на левом крыле армии, что по монгольски означает «зюнгар», отсюда и название территории, которую они впоследствии заняли – Джунгария. Таким образом, термин джунгары приобрёл со временем статус этнонима и употребляется наряду с этнонимом ойраты.

Конец 14 – первая половина 15 века были временем политического господства ойратов в монгольских степях. После изгнания из Китая последнего великого монгольского хана Тогон-тимура ( 1333 – 1368 ) в Монголии началась ожесточённая межфеодальная борьба за ханский трон. Монголия фактически распалась на два независимых друг от друга владения : Западная Монголия, где доминировали ойраты, и Восточная Монголия, находившаяся под контролем потомков бывших юаньских императоров. В этот период владения ойратских феодалов располагались на территории простиравшейся от верховий Иртыша и Енисея на севере до границ пустыни Гоби на юге, от Ханчайских гор на востоке, до Могулистана на западе.

Период правления у ойратов Тогона ( 1434 – 1438 ), а затем и его сына Эсена ( 1439 – 1455 ) ознаменовался внешнеполитической активностью ойратов, нашедшей своё конкретное выражение в борьбе против восточно-монгольских феодалов, походах против Минского Китая и Могулистана, в создании объединённого монгольского государства с единной центральной властью.

Постепенно продвигаясь в юго-западном направлении, ойраты в первой половине 15 века столкнулись с правителями Могулистана. Первый поход на Могулистан ойраты совершили в конце 14 века, а начиная с 20-х годов 15 века их вторжения в эту страну приняли систематический характер. Известный историк Мухамад-Хайдар отмечал, что правитель Могулистана Вейс-хан имел 61 сражение с ойратами. Главная причина ожесточённой борьбы было стремление ойратов захватить важный стратегический, политический и торговый оазис Хами и Турфан. В 1472 году на берегу Или ойратские племена под командованием тайши Амасанчжи нанесли армии Юнуса жестокое поражение, вынудив последнего бежать в район Сырдарьи.

Первые документально-зафиксированные контакты ойратов с правителями Средней Азии и казахстана относятся к концу 14 века. Кочевые племена Приаралья в 15 – 17 веках ойратские дружины приняли участия в походах правителей Ак-орды в Среднюю Азию. Однако по мере возвышения и усиления Узбекского ханства, захвата Абулхаиром обширных районов Казахстана и Средней Азии, активного вмешательства в события, происходящих в Могулистане, между ойратскими тайшами и Абулхаиром и его преемниками начались враждебные столкновения. Наиболее крупное из них, повлекшим за собой серьёзные политические последствия, было сражение в местности Нур-Тукай, неподалёку от Сыгнака, в 1457 году ойратский хан Узтимур нанёс тяжёлое поражение войскам Абулхаира, вынудив его искать укрытия за стенами Сыгнака. Разграбив города Туркестан, Ташкент, Шахрухию и их окрестности, ойраты возвратились в свои кочевья. При этом ими был захвачен и уведён в плен 3–х летний внук Абулхаира. Абулхаир, очевидно, вынужден был признать свою зависимость от ойратов.

Между тем на рубеже 16 – 17 веков в Восточном Казахстане произошли важные политические события. Часть дербетов и торгоуты постепенно начали продвигаться в северо-западном направлении через южные районы Западной Сибири, северные пределы Казахстана. Через несколько десятилетий они обосновались в нижнем течении реки Волги и обосновали Калмыцкое ханство под протекторатом России. Другая часть ойратов — хошоуты – также покинули пределы своего кочевания и переселились в Кукунор, создав там самостоятельное ойратское государство. Это было стихийное движение ойратов в тех направлениях, где сопротивление оказалось наименьшим, где были условия для кочего скотоводства, и продиктоваано оно было обострением межфеодальной борьбы за власть и земельной теснотой, вызванной ростом численности стад, уменьшением территории, вследствие наступления на Джунгарию восточных монголов.

Образование Джунгарского ханства. Политическая структура. Социально-экономическое отношение в Джунгарском ханстве.

Ойратские племена, оставшиеся в Джунгарии, объединились в единое государственное образование – Джунгарское ханство, образованное в 1635 году. В первый год правления сын Хара-хулы Хото-хочин, принял от Далай-ламы титул Эрдени Батур-хунтайши ( 1635 – 1654 ) . Образование Джунгарского ханства происходило не только благодаря личным качествам Батура-хунтайши , сумевшего окончательно подчинить своей власти ойратские племена, но и под влиянием объективных процессов феодализации, подспудно развиввавшихся в монгльском обществе. По данным «Синьцзян шилюе» — общая численность населения Джунгарского ханства составляла 600 тысяч человек из них почти 10 тысяч семей принадлежали лично хану.

Основным феодальным обьединением у ойратов являлся улус, состоявший из ряда родовых союзов – отоков, анг и аймаков. Оток представлял собой объединение как родственных, так и представителей других родов и племён, кочующих на определённой территории и зависящих от одного владельца. Одновременно это была и военная еденица ( хошун ), выставлявшая оппределённое количество воинов. Аймак же являлся обьединением только родственных семей, как правило, ведущих своё происхождение от одного общего предка. Несколько уделов составляли племя. Четыре главных ойратских племени – чоросы, дербеты, хошоуты и хойты – представляли к началу 17 века княжеские владения. Вождь старейшего или обширнейшего улуса считался вместе с тем главой целого племени, под общим титулом тайши – ему подчинялись вожди ( нойоны ) остальных улусов. В Джунгарии сохранилась введённая когда-то в Монголии Чингисханом десятиричная система. Взрослое мужское население страны, за исключением духовенства и рабов, делилось на десятки, сотни, тьмы, обязанное по приказу своих начальников учавствовать в охране границ, военных походах и войнах. Господствующий класс ойратского общества составляли ханы и тайши. Другой влиятельной группой светских феодалов были представители жалованной знати – зайсаны, подразделявшиеся на знатных или старейших, управлявших отоками, аймаками, ангами и на меньших – десятками, двадцатками.

Огромное влияние на духовную и светскую жизнь ойратского общества оказывало ламаистское духовнство, тесно связанное с центром ламаистской религии – Лхасой. В первой четверти 13 века вся Джунгария была покрыта ламаистскими церквями и монастырями, располагавшими значительными богатствами в том числе «цзисями», то есть землями, с прикреплёнными к ним крестьянами – шабинарами. Высшим правительственным и одновременно судебным органом ханства являлся зарго.

Усиление внешнеполитической активности Джунгарского ханства в Казахстане в 18 веке и его распад.

С образованием в 1635 году Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель В Прииртышье и Семиречье. Теснимые Цинской империей, в поисках пастбищь и выхода к торгово-ремесленным центрам юга Казахстана и Средней Азии, они не ослабляли давления на казахские земли. Уже в двацатых годах 17 века большие массы ойратов кочевали по Оми, Тоболу, Ишиму, Иртышу. На Или и Таласе ойраты кочевали, распологались на зимовки. Казахи были потеснены в южном и западном напрвлении, где пришли в столкновение с обитавшими на своих землях узбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В 1644 году хан Жангир, который выступил совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром, разбил один из Джунгарских отрядов. В 80-х годах 17 века джунгарская армия под командованием хунтайши Галдана вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. Были разгромлены несколько казахских улусов, захвачено девять городов; среди них источники называют Сайрам, Манкент, Карасман. Шымкент, Ташкент и другие. Жители Сайрама оказали достойное сопротивление; был убит оставленный Галданом наместник, что вызвало повторное вторжение ойратской армии в Южный Казахстан. Сайрам был взят и разрушен; часть его жителей была уведена в Джунгарию и Восточный Казахстан. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710/11, в 1713 и 1718 году. 1723 год – год «Великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Годы правления Цеван-Рабтана и его преемника Галдан-Церена были временем наибольшего могущества Джунгарского ханства, его активной роли в жизни народов Центральной Азии. Первым крупным актом Цевана-Рабтана была война с казахским ханом Тауке.

Если по отношению к России джунгарские правители занимали выжидательную позицию, то относительно казахских родов не скрывали своих агрессивных намерений. Напряжённое положение на северо- восточных границах вынудило казахских ханов и султанов вступить в переговоры с правительством Петра 1-го и через Сибирские пограничные власти заявить о своих намерениях воевать с Джунгарией в союзе с Россией.

Одно из крупных сражений произошло в 1726 году на берегу реки Буланты, в местности Кара-Сыйыр. Казахские воины нанесли здесь джунгарским полчищам чувствительное поражение.  Место битвы получило название «Калмак- кырылган» ( место гибели калмыков ). В 1729 году произошло кровопролитное сражений казахских сарбазов с джунгарскими завоевателями на юго-востоке от озера Балхаш, в местности Анракай, где объединённые силы трёх жузов одержали блестящую победу. Войска завоевателей начали отступать по реке Или на восток. Но в это время предводители казахсккого ополчения в связи со смертью хана Болата рассорились из-за власти, что облегчило действия ойратов и свело на нет многочисленные жертвы и усилия казахского народа в борьбе с джунгарами.

Старший жуз, подвергнувшись очередному вторжению ойратов в 1735 году признал свою власть от Джунгарского ханства. Вскоре Старший жуз сбросил иго джунгарских феодалов фактически уже в 1745 – 1746 годах, решительно поддержав кокандского владетеля Абд ал-Карим-бия, вставшего во главе антиойратской борьбы народов Узбекистана, Киргизии, Южного Казахстана. Поражение Джунгарии в войнах с кокандским бекством подорвали силы ойратской державы, привели к резкому падению авторитета её правителей и также способствовали распаду этого полиэтнического государства. Феодальные усобицы после смерти великого хунтайши Галдана-Церена и активное вмешательство в них казахских правителей окончательно деморализовали ойратское общество, дестабилизировали политическую структуру ханства, лишили его возможности к организованной обороне. Поэтому Цинская империя в 1755 году практически не встретила в Джунгарии сколько-нибудь сопротивления.