ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД ДИНАСТИИ КАРАХАНИДОВ

Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.

В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Прииссыкулья.

В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Сред­ней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения-Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алаколь. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджукидов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.

Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми.Политическая жизнь характе­ризовалась распрями и междоусобной борьбой.

В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так про­изошло юридическое закрепление уже фактического распада госу­дарства Караханидов на самостоятельные и полу самостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.

В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отрав­лен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059—1074) прави­ли сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.

При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов.

В начале второй четверти XII в. многочисленный народ каракитаи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась.

Государство Караханидов не было простым повторением пре­жних государственных образований. В отличие от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление было отделено от административного. Государственно-административная структура основывалась на иерархическом прин­ципе.

Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название “икта”, а его держателя называли мукта, или иктадар. Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизни юга и юго-востока Казахстана.

Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в XI—XII вв. в Семиречье и Южном Казахстане часть тюркских племен переходила к земле­делию и приобщалась к городской культуре.

В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальней­шее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской рели­гии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.

Рост самосознания тюркских этносов при Караханвдах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известны Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наметившегося развития.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ КАРАХАНИДОВ

В целом можно говорить об общетюркском комплексе, включающем широко распространённые по всей территории во второй половине I тысячелетия н.э. материальную культуру, идеологические представления и духовные помыслы. Культура кочевых племен и оседлых регионов выступает в органической целостности, составляет единую культурную систему.

В Х—XII вв. В Казахстане шел процесс быстрого роста городов, значительное оживление городской жизни. На карте Казахстана появился ряд новых городов — Карачук, Карнак, Каялык, Еки-Огуз, Ашнас и др. Только в Илийской долине кроме 10 городов предшествующего времени, как показали археологические исследования, в X—XII вв. возникло еще 56 городов. Десятки городских поселений образовались в Чуйской и Таласской долинах, на Сырдарье.

С развитием феодальных отношений средневековые города изменяли свою планировочную структуру.Вместо древних городов-крепостей появились укрепленные, замки-цитадели, окруженные кольцом оборонительных стен.

В Южном Казахстане крупными городами были Сайрам (Испиджаб), Казы-Курт, Фараб (Отрар). Всего на юге насчитывается 33 города. В Семиречье в VII-IX вв., согласно письменным источникам, было 27 городов и селений. У городищ выделяется центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, торгово-ремесленное предместье тянется на несколько километров. К укрепленным стенам города примыкали сельскохозяйственные угодья. Структура городов показывает их универсальное предназначение — административный центр, центр ремесла и торговли, центр сельскохозяйственного округа. Цитадели городов древнетюркского периода представляют собой дворцовую постройку — иногда до 20-ти метров высотой, некоторые из них двухэтажные с парадными залами. Шахристаны городов были тесно застроены домами, несколько семейно-родственных групп составляли квартал — махалла. Раннесредневековые жилища южного Казахстана делятся на два типа: однокомнатные — наземные — прямоугольные в плане и двухэтажные, линейной планировки, второе помещение — кладовая, выделено путем сегментации из первоначального помещения при помощи капитальной стены. Напротив входа в центре утроен напольный прямоугольный очаг с глиняными бортиками. В домах имелись тумбовидные подставы для зернотёрок. Хумы, горшки для хранения продуктов рас­полагались в углах на суфах. В каждом доме есть место для отправления культа. Обычно этот угол напротив входа. Площади домов варьируют от 10 до 60 кв.м.

Города в X—XII вв. были центрами торговли международной и местной. Важную роль играла торговля города и степи. В Испиджабе, Отраре, Яссах, Таразе и Баласагуне усиливаются связи со Средней Азией, Ближним и Средним Востоком. В среду городского населения проникает ислам. Как и раньше, в крупных центрах происходит сближение культурных эталонов, которым следуют повсеместно. Складывается культурное единство от Хорасана до Семиречья.

Итак, данный этап развития городской культуры Южного Казахстана и Семиречья характеризуется наиболее интенсивным, чем до и после, подъемом городской жизни. Рост городов шел в X— XII вв., более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Об этом свидетельствуют арабо-персоязычные источники.Они называют жителями городов Южного Казахстана и Семиречья карлуков, огузов, кимаков, кьпчаков и других. Карлукам в IX в. принадлежал Тараз. В Х в — они жили в Фарабе и Сюткенте.

В городе и степи эпохи караханидов строились архитектурные ансамбли, мавзолеи и мечети, развивалось прикладное и изобразительное искусство, скульптура. Благодаря археологическим раскопкам стали известны монументальные постройки в цитаделях Кедера, Джамуката, жилые застройки в Кулане и Кок-Мардане, буддийские храмы и монастыри Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба. Постройки сооружались из сырцового кирпича и пахсовых блоков.Перекрытия помещений были плоскими, сводчатыми, купольными или шатровыми. Дверные проемы выполнялись в виде арок и закрывались деревянными дверями.

В Х — начале XIII вв. в связи с распространением ислама в городах начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи. Наиболее ранние мечети были раскопаны археологами в городах Кодере и Кульшубе. Это были постройки «столпного типа»[3], для которых характерен прямоугольный план зала площадью до 600 кв. м. Плоская кровля его опиралась на многочисленные деревянные колонны, поставленные на расстоянии 2,5-3 м одна от другой. Ранние мечети характеризуются скромным убранством. В декоре их использовались фигурные жженые кирпичи.

О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют памятники культового характера в окрестностях Тараза. Наиболее ранним из них является мавзолей Бабаджа-хатун, построенный в Х XI вв. Мавзолей сложен из жженого кирпича, имеет кубическую форму. Шатровый, шестнадцатиреберный купол венчает все здание.

Выдающимся памятником зодчества является также мавзолей Айша-Биби, постройка которого относится к XI—XII вв. Мавзолей представляет собой однокамерное сооружение, квадратное (7,6 х 7,6 м) с купольным перекрытием. Орнаментика Айша-Биби глубокими корнями уходит в узоры гончарного и прикладного искусства предшествующих времен.

К памятникам Караханидского зодчества относится также портально-купольный мавзолей Кара-хана в г. Таразе. После реконструкции в начале XX века мавзолей почти утратил архитектурно-декоративное убранство, для которого была характерна фигурная кладка стен. Своеобразие конструктивных приемов, архитектурных форм, декоративных средств памятников X—XII вв. позволило исследователям отнести их к северо-туркестанской архитектурной школе, для которой характерны тесные связи с традициями степного искусства

Рост числа городов, их территориальное расширение, увеличение количества городского населения сказалось на дальнейшем развитии ремесла и торговли.

Изменяется состав потребителей ремесленной продукции. Если раньше это были богатые купцы и дехкане, то теперь основным потребителем продукции становится ремесленно-торговое население. В XI—XII вв., появляются небольшие ремесленные мастерские. В это время уже существовала специализация мастерских, и гончары, например, были объединены в цеховые организации,

Удивительным изяществом отличались сделанные городскими гончарами бронзовые светильники и подставки под них, украшения из цветного камня и благородных металлов свидетельствуют о высоком вкусе народных мастеров.

Самобытное искусство развивалось не только в городе, но и в степи. Это, прежде всего, монументальная каменная скульптура тюрков, продолжавшая традиции саков и сарматов.

Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. Встречаются произведения подлинного скульптурного искусства, которые изготовлялись в мастерских каменотесов-ваятелей. Для скульптур подбирались удлиненные камни (средняя высота от 0,5 до 2,8 м), обрабатывались техникой невысокого рельефа (контурного резного рисунка на плоскости камня). Реже встречаются объемные скульптуры.

«Каменные бабы», так называются эти скульптуры, чаще всего изображают мужчину с усами и бородой, но встречаются и женские фигуры. Мужчины, как правило, одеты в облегающий кафтан, перехваченный поясом. К поясу подвешено оружие (иногда его нет), точило, сумка и другие атрибуты. Головные уборы редки, иногда показаны прически. Неотъемлемая принадлежность боль­шинства скульптур — сосуд в виде кубка или чаши в правой руке или в обеих руках. Нередки изваяния с изображением только лица или головы человека-Скульптуры, несомненно, олицетворяли представителей знати и устанавливались у их могил, отмеченных прямоугольными оградка­ми из плоских каменных плит, поставленных на ребро или плашмя. Скульптуры располагались спиной к ограде, лицом к востоку. Устанавливались они также и у поминальных холмов. В восточном направлении от оградки могил иногда выстраивались в ряд каменные столбики балбалов, среди которых также есть антропоморфные изображения.

Как уже было сказано, все изваяния стоят возле поминальных холмов и обращены лицом к востоку. В ранних изваяниях(VI-VIIIвв.) изображены доспехи и личные предметы захоронённого. В правой руке он держит сосуд, левой рукой опирается на эфес своей сабли. В моделировке костюма чётко выделяется конусообразный головной убор, кафтан и особенно пояс с привесками и украшениями, то есть подвешенные сабля, меч-акинак, ножи, сумочка и т.д. В изваяниях последующего времени (VIII-IXвв.) изображаются люди обоего пола и почти всех возрастов. Их неотъемлемая черта — ритуальный сосуд цилиндрической формы, поддерживаемый двумя руками на животе.

В конце IX—Х вв. началась исламизация населения Казахстана. В XI—XII вв. новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения, постепенно вытесняя старые культы и языческие верования. Последние, однако, продолжали бытовать и оказывать сильное влияние на жизнь населения.

С распространением ислама традиция изображения человека исчезает, лишь в горных и северных районах, куда ислам проник значительно позже, человек ещё долго придерживался традиции изготовления каменной скульптуры.

В IX ~ XII вв. в связи с распространением ислама широко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870— 950 гг.). Он родился в городе Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), учился в Бухаре и Багдаде. Аль-Фараби являлся энциклопедистом, своими научными взглядами намного опередившим время.

В XI в. было написано одно из важнейших исторических и литературных произведений — поэма «Кудатгу билиг» («Знание, приносящее счастье») Юсуфа Баласагунского — Это первый, дошедший до нас, памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. В нем своеобразно отражалась современная поэту действительность, общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов, нашли свое выражение литературная специфика и традиция, и специфика письменного языка тюркоязычной литературы XI в.

В поэме, которая представляет свод наставлений и поучений, высоко оценивается роль ремесленников и купцов в государстве. Имеются высказывания о значении медицины, астрономии, языка. Из сочинения видно, что автор был хорошо знаком с мировоззрением и философией Фараби, Ибн-Сины, Бируни.

Махмуд Кашгарский из Барсхана, города на берегу озера Иссык-Куль,в 1074 г, после многолетних путешествий составил «Диван лутат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Этим трудом автор внес большой вклад в историю языкознания. Это сочинение является также бесценным памятником истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов, а также естественнонаучных представлений того времени.

Выдающимся мыслителем и поэтом своего времени был Ходжа Ахмед Ясави, живший в городе Яссы (Туркестан) в XII в. Он был проводником мусульманской религии в Казахстане, впоследствии, в XIV в., над его могилой по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей. Ахмеду Ясави принадлежит сборник стихов «Диван-и-Хикмет» («Книга о премудрости») на тюркском языке. В стихах проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, содержится много сведений культурного и этнологического порядков. У Ахмеда Ясави собирались поэты, были у него многочисленные ученики, среди которых наиболее известен Бекыргани (умерший в 1186 г.), который также оставил потомкам сборники наставлений.

Говоря о творчестве Ахмеда Ясави, следует назвать имя его учителя Арыстанбаба, который, безусловно, оказал самое непосредственное влияние на своего ученика. Об этом говорят стихи Ходжа Ахмеда. Поэт отмечает, что с исламом его познакомил Арыстанбаба: «Слова Арыстанбаба священны — слушайте их, — неоднократно призывает Ахмед Ясави, — в этих словах осуждается двуличие, ложь, корысть и звучит призыв к