СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА: ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ И ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ГРУППЫ

Развитие рынка фармацевтических товаров в Казахстане невозможно представить без использования мирового опыта развитых стран. В данных государствах фармобизнес стал одной из самых прибыльных статей дохода. Включение Казахстана в мировой рынок фармацевтических товаров настоятельно требует тщательного анализа опыта зарубежных бизнесменов, и тенденций развития мирового фармацевтического рынка. Что же представляет сейчас мировой рынок фармацевтических товаров, и какие перспективы в будущем ожидают фармацевтическую промышленность?Среди 10 фармакотерапевтических групп препаратов лидируют по объемам реализации через аптечные учреждения препараты для лечения сердечно-сосудистой системы, розничные продажи которых на 12 крупнейших региональных рынках мира за 12-месячный период с декабря 1998 г. по ноябрь 1999 г. достигли 40,4 млрд долларов США, что на 9% больше, чем за аналогичный период 1998 г. Далее, по данным IMS, следуют препараты, действующие на пищеварительную систему и метаболизм (32,1 млрд долларов США + 7%), и препараты для лечения больных с нарушениями центральной нервной системы (30,8 млрд долларов США + 12%).В 1998 г. среди препаратов основных терапевтических групп наибольший рост объемов реализации отмечался среди средств, действующих на нервную (13%) и мочеполовую системы (10%) (табл. 1). Рост объемов реализации в самой большой терапевтической группе — средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему,— составил 7%.

В 2000г. (12-месячный период — сентябрь 1999 — август 2000) на первое место вышли препараты, предназначенные для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата (увеличение объема продаж на 14% (табл. 2)). Объем продаж цитостатиков увеличился на 13%. Третье место разделяют средства, действующие на нервную систему, и средства, влияющие на систему крови и гемопоэз,— увеличение объема продаж на 11%. Наиболее продаваемыми во всем мире остаются средства, предназначенные для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, объем их розничной реализации составил в 2000 г. (по данным трех кварталов 2000 г.) — 39, 5 млрд долл. США.Анализ мирового фармацевтического рынка был бы неполным без рассмотрения основных показателей деятельности компаний, занимающих лидирующее положение в первом полугодии 1999 г. (табл. 3).Источники анализа — отчеты фармацевтических компаний. Данные IMS могут не полностью совпадать с данными компаний, например объемы реализации фармацевтической продукции чаще всего меньше, поскольку не охватывают все каналы ее распределения и все страны мира, соответственно не совсем совпадают и данные рейтинга. Тем не менее они позволяют получить общее представление о деятельности ведущих фармацевтических компаний мира.

Сильные показатели роста компании “Pfizer” в первой половине 2000 г. являются продолжением успешной тенденции 1999 г., когда объем реализации компании увеличился на 26% и достиг $12,2 млрд. Показатели роста объема реализации “Pfizer” в четыре раза превосходят средние темпы роста 10 ведущих фармацевтических компаний мира. Это произошло не только благодаря препарату Viagra, но и благодаря антибиотику Trovan (trovafloxacin), объем реализации которого в первый год превзошел все темпы роста для антибиотиков “Pfizer”. Высоким темпам роста способствовал и регулятор липидного обмена Lipitor (atorvastatin), который продвигался совместно с компанией “Parke Davis”, подразделением компании “Warner Lambert”. Lipitor (atorvastatin) был выведен на рынки почти 50 стран мира. Объем реализации препарата удвоился и составил $2,2 млрд. Стремительным темпам роста способствовало подтверждение и одобрение дополнительных показаний к применению препарата — нарушения липидного обмена типа III (дисбеталипопротеинемия) и типа IV (изолированная гипертриглицеридемия). В первой половине 2000 г. показания к применению антибиотика Trovan (trovafloxacin) были сокращены, вследствие поступивших сообщений о его побочных реакциях.                                                        Второй по темпам роста фармацевтической компанией была компания “AstraZeneca”, которая возникла в результате слияния компаний “Astra” и “Zeneca” в апреле 2000 г. Объем реализации компании увеличился на 22,8% и достиг $12,1 млрд. В 1998 г. препарат Zestril (lisinopril) стал наиболее прописываемым препаратом из группы ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) в США. Продажи второго успешного препарата компании Accolate (zafirlukast) возросли на 78% и составили $152 млн. Темпы роста объема реализации препарата Zestril (lisinopril) продолжались и в 2000 г. Только за 9 месяцев 2000 г. объем реализации препарата Zestril (lisinopril) составил $924 млн.Рост объемов реализации компании “Bristol-Myers Squibb” в 1999 г. был, в основном, за счет роста объемов реализации в упаковках. Препараты, более всего повлиявшие на рост,— это гиполипидемическое средство Pravachol (pravastatin), антинеопластический препарат Taxol (paclitaxel) и антидиабетическое средство Glucophage (metformin). Pravachol (pravastatin) является наиболее продаваемым препаратом компании. Объем его реализации составил $1,6 млрд, что на 14% больше, чем в предыдущем году. Объем реализации препарата Taxol составил $1,2 млрд (рост на 28%), а Glucophage — 861 млн (рост на 16%).Компания “GlaxoWellcome” сохранила в 1999 г. положительный рост объемов реализации — 4% (при расчете по неизменному курсу обмена фунтов на доллары США). Снижение объемов реализации препаратов Zantac (ranitidin) и Zovirax (aciclovir) связано с истечением срока патентной защиты на активные вещества этих препаратов в США и Великобритании. Если исключить показатели препарата Zantac (ranitidin) из общего анализа, то рост объемов реализации компании “GlaxoWellcome” составит 13%, что выше среднего темпа роста мирового фармацевтического рынка и является достаточно высоким показателем.Рост объемов реализации препаратов основных подразделений компании “SmithKline Beecham” (Pharmaceuticals и Consumer Health) в 1999 г. составил 13% (исключая эффекты конвертации и эффект снижения объемов реализации после продажи двух подразделений компании — Diversified Pharmaceutical Services и Clinical Laboratories). В таблице 1 представлены результаты с учетом этих факторов. Росту объемов реализации способствовали препараты “SmithKline Beecham Pharmaceuticals”: Paxil/Seroxat (paroxetine), антидепрессант из группы селективных ингибиторов обратного нейронального захвата серотонина, Augmentin, антибиотик широкого спектра действия, Avandia (rosiglitazone), препарат для лечения сахарного диабета типа II; препараты “SmithKline Beecham Consumer Health”: Nicorette и Niquitin CQ для лечения табакокурения. Объем реализации препарата Paxil/Seroxat в 2000 г. составил $2,11 млрд (на 21% больше, чем в 1999 г.), антибиотика Augmentin — $1,82 млрд (на 16% больше, чем в 1999 г.). В июне 1999 г. на рынок США выведен препарат Avandia, который используется для лечения больных сахарным диабетом II типа и принадлежит к новому классу препаратов — тиазолидиндионов. Механизм действия препарата отличается от такового уже известных пероральных сахароснижающих средств. Avandia является первым препаратом для перорального применения из группы так называемых инсулинсенсибилизаторов, повышающих чувствительность клеток-мишеней к инсулину. Объем реализации за семь месяцев 2000 г. составил $147 млн. Объем реализации вакцин компании “SmithKline Beecham” увеличился в 2000 г. на 7% и составил $1,26 млрд. Объем реализации новых вакцин компании увеличился в 1999 г. на 37% и составил $748 млн Значительную долю в объем реализации “SmithKline Beecham” внесли безрецептурные препараты и средства гигиены. Объем реализации безрецептурных препаратов в 1999 г. составил $2,28 млрд — на 6% больше, чем в 1999 г. (в таблице 4 представлена реализация только рецептурных лекарственных препаратов “SmithKline Beecham”). Объем реализации средств гигиены полости рта составил в 1999 г. $995 млн.Показателем прибыльности является норма прибыли (profit margin — соотношение между операционной прибылью и объемом реализации). Наиболее прибыльной компанией 1998 г. была “Merck & Co” с нормой прибыли 55,8% (табл. 5). Компании “Johnson & Johnson” и “GlaxoWellcome” постоянно “сражаются” за второе и третье место — 35,2% и 34,6% соответственно.Компании “Pfizer” и “Johnson & Johnson” в 1999 г. заняли первое и второе место в мире по расходам на научные исследования и разработки, затратив на эти цели соответственно $2,279 млрд и $2,269 млрд (табл. 6). Тем не менее не следует забывать о том, что прямое сравнение затрат на научные исследования и разработки не всегда показывают полную картину. Так, компания “Pfizer” 90% бюджета потратила на разработку рецептурных лекарственных препаратов, тогда как компания “Johnson & Johnson” только 40%. Занимающая третье место компания “Merck & Co” инвестировала в 1999 г. в научные исследования и разработки $1,821 млрд.В таблице 6 приведены (данные журнала Scrip Magazine) фармацевтические компании с наибольшими расходами на научные исследования и разработки 2000 г. характеризуется одним из самых низких показателей вывода новых активных субстанций на мировой фармацевтический рынок. В 2000 г. было выведено всего 32 новых активных субстанции (табл. 7). Для сравнения: в 1999 г. было выведено 39, в 1998 г. — 47, в 1997 г. — 51, в 1996 г. — 39, в 1995 г. — 47, в 1994 г. — 39. Следует отметить, что понятие “новая активная субстанция” (“new active substance”) используется в журнале “Scrip” с 1997 г. вместо ранее принятого “новое химическое соединение” (“new chemical entity”), поскольку последнее не распространялось на новые биологические субстанции, получаемые с помощью различных биотехнологических методов. В табл. 7 приведены новые активные субстанции, поступившие в продажу в 2000 г., и указаны страны, которые стали первыми рынками для препаратов, содержащих эти субстанции.

Рынок США является самым популярным для представления новых лекарственных препаратов. Так, в 1999 г. в США было введено 10 новых активных субстанций, в Японии — 5, в Великобритании — 3. Из 32 лекарственных средств, содержащих новую химическую субстанцию и впервые введенных на мировой рынок медикаментов в 1999 г., на  рынке медикаментов СНГ, по данным журнала “Ремедиум”, находились в обращении лишь два препарата и еще два – находятся на стадии регистрации.   Эти данные могут косвенно свидетельствовать о снижении показателя наукоемкости фармацевтического рынка  СНГ и связаны в первую очередь с тем, что зарубежные фармацевтические компании предпочитают не вводить на наш рынок принципиально новые и дорогостоящие препараты ввиду низкой покупательской способности потребителей. Для сравнения: в 1999 г. было введено 30 (1996–97 гг.) препаратов, содержащих новую химическую субстанцию, а в 2000 г. — соответственно 57 препаратов, содержащих новую химическую субстанцию, введенных на рынок в 1999–2000 гг. Правда, следует отметить, что доля лекарственных средств, содержащих новую химическую субстанцию, появившихся на рынке медикаментов СНГ одновременно с введением их на мировой рынок, несколько ниже — в 1999 г. их число составило 14 препаратов, а в 2000 г.— 22 препарата.

Тенденции и прогноз развития мирового фармацевтического рынка 

Каждому бизнесмену, работающему на фармрынке, необходимо знать не только его нынешнее состояние, но и предвидеть тенденции развития. Это – гарантия успешного бизнеса.

Мировой фармацевтический рынок в 1999 г. составил 302 млрд долл и возрос по сравнению с 1998 г. на 7% (в 1998 г. прирост составил 6,6% по сравнению с 1997 г.). На ближайшие 5 лет прогнозируется среднегодовой прирост в размере 8%. Настоящий период характеризуется истечением сроков патентной защиты на большинство препаратов и появлением немалого числа новых.                                                          Количество медикаментов, потребляемых на душу населения в СНГ, в ценовом выражении значительно отстает от стран, входящих в Европейский Союз (ЕС), а также от США и Японии. Среднестатистический россиянин потребляет лекарств на 20 долл США, в том числе отечественного производства – на 8 долл США. В то же время в 1997 г. в Нидерландах этот показатель был равен 72, Бельгии – 124, Франции – 156, США – 178, Японии – 245 долл США. В последние годы отмечается возрождение отечественной фармпромышленности. Однако отсутствие производства собственных субстанций является сдерживающим фактором ее развития.

Появление нового препарата сразу на нескольких фармрынках, повышение производительности труда продавцов, реклама, рассчитанная непосредственно на потребителя, обеспечивают сейчас увеличение объемов продаж в гораздо более короткие сроки, чем это происходило раньше. В результате – миллиарды прибыли для развития фармпредприятий.Как показал анализ, США остается страной с самым крупным фармацевтическим рынком в мире, а Германия – на европейском фармрынке. На долю 10 ведущих рынков крупных стран приходится 84% мировых продаж, поддающихся аудиту, и 75% продаж в целом .

Суммарный объем продаж на 10 фармрынках ведущих стран составляет 251,3 млрд долл. С учетом фармрынков остального мира, включая почтовые заказы в США (такие виды фармацевтических услуг существуют в этой стране) и другие каналы продаж, общий объем мирового рынка рецептурных фармацевтических продаж можно оценить в 302 млрд долл.

Следует отметить, что продажи в Центральной Европе в 2000 г. по сравнению с 1999 г. возросли на 28,5%, на Среднем Востоке и в Африке – на 10,1%, в Юго-Восточной Азии – на 8,4%. На мировом рынке 10 фармакотерапевтических групп занимают ведущее место, и на их долю в сумме приходится около 30% мирового фармрынка.

Противоязвенные средства являются на рынке ведущими уже восьмой год подряд, а самым популярным противоязвенным препаратом считается Losec (омепразол), на долю которого приходится около 30% рынка противоязвенных лекарств.

Кроме десяти ведущих фармгрупп, наиболее быстрорастущей подгруппой в 1998 г. (+ 277%) были средства для применения при эректальной дисфункции, в основном за счет появления на рынке препарата виагра. Объем рынка этих средств оценивается в 0,7 млрд долл (79-е место). Значительно возрос и объем продаж антагонистов ангиотензина II (56-е место, прирост 104%, объем 1,1 млрд долл)

В СНГ рынок лекарственных средств имеет свои особенности. Как показали исследования сотрудников НИИ фармации и других научных организаций, постоянным спросом в розничном сегменте рынка пользуются недорогие препараты. По объему продаж в аптечной сети первое место занимает группа аналгезирующих и нестероидных противовоспалительных средств, доля которых составляет 17,5%. Среди них наибольшим спросом у людей пользуются препараты анальгина и ацетилсалициловой кислоты. Аналогичная ситуация сложилась и на мировом рынке лекарств, где доля ненаркотических анальгетиков и противоревматических нестероидов в общем объеме продаж занимает 16,5%.

Увеличивается спрос и на сердечно-сосудистые препараты, такие как энап, кардикет, кордипин, нитросорбит, аспаркам и другие. Группа сердечно-сосудистых препаратов в структуре розничных продаж занимает второе место с долей 15,4%. На мировом рынке удельный вес продаж внутриструктурных групп сердечно-сосудистых средств – антагонистов кальция и ингибиторов АПФ – наиболее высок (20,6%).       Психотропные препараты, включая седативные, транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, в структуре розничных продаж на российском фармрынке занимают лишь 8-е место (3,4%), в то время как на мировом фармрынке объем продаж данной группы препаратов составляет 18,1% и имеет стабильную тенденцию к росту.

На рынке лекарств стран СНГ наблюдается тенденция вытеснения антибиотиков пенициллинового ряда более эффективными цефалоспориновыми антибиотиками и увеличения спроса на препараты новых поколений (общая доля антибактериальных препаратов в структуре розничных продаж составляет 14,3%). Аналогичная ситуация наблюдается и на мировом фармрынке. Доля продаж пенициллинов широкого спектра действия (в основном, для экономически неразвитых стран) незначительна, всего 5,1%, а цефалоспоринов – около 10%.

Препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта в структуре розничных продаж отечественного рынка составляют 13%, причем основная их доля приходится на противоязвенные препараты (такова же тенденция и на мировом фармрынке).

Минувший год оказался достаточно удачным для мирового фармацевтического бизнеса в целом. Темпы роста объемов розничных продаж лекарственных препаратов на 12 крупнейших региональных рынках значительно превысили аналогичные показатели предыдущих лет. Совокупный объем продаж медикаментов в Северной Америке, на пяти крупнейших европейских рынках, в Японии, трех латиноамериканских странах (Бразилии, Мексике и Аргентине) и Океании (Австралии и Новой Зеландии) за 12-месячный период с декабря 1999 г. по ноябрь 2000 г. включительно возросли на 9% (без учета изменения валютных курсов). За тот же период 1999 г. показатель роста составил 6%, 1999 г. — 5%.

В абсолютных значениях общие объемы реализации медикаментов на 12 крупнейших рынках мира составили $204,7 млрд, что на $21,4 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Объем продаж на мировом фармацевтическом рынке в 1999 г. составил $302 млрд, по сравнению с 1998 г. он вырос на 7% (согласно данным “IMS World Review”, опубликованным в “Scrip Magazine”, февраль 2000 г.). Эта сумма включает показатели реализации фармацевтической продукции (рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов), осуществляемой с помощью всех каналов распределения во всех странах мира. Объем продаж на 10 крупнейших фармацевтических рынках мира составил $251,3 млрд (т. е. 83,1% от объема мирового фармацевтического рынка в целом). Доля трех ведущих фармацевтических рынков — США, Японии и Германии — составила 39,6%, 15,4% и 7,2% от общего объема продаж на мировом рынке.

Объем продаж в Центральной и Восточной Европе вырос на 28,5%, на Ближнем Востоке и Африке — на 10,1% и в Юго-Восточной Азии — на 8,4%

Объемы продаж лекарственных препаратов на СНГ за истекший год по данным RMBC и журнала “Ремедиум” составили около 1,5 млрд. долл. США, что на 25% ниже соответствующих показателей 1999 г. На долю России, территория которой составляет 1/8 часть суши приходится менее 1% мирового фармрынка. При этом около 44,4% этой суммы (658 млн долл.) приходится на фармацевтическую продукцию, изготовленную внутри страны. К концу 2001 г., по данным RMBC, объем российского фармацевтического рынка возрастет до 1,9 млрд долл., а соотношение импортных и отечественных препаратов медленно будет продолжать смещаться в сторону зарубежных лекарств. В целом, доля России на мировом фармрынке ничтожно мала — по различным оценкам, составляет от 0,5 до 1% (для сравнения в 1996–1997 гг. она колебалась от 1,5 до 2,5%).

Отдел прогнозов ведущей западной исследовательской маркетинговой фирмы IMS HEALTH Pharma Prognosis International опубликовал отчет, посвященный вопросам ценообразования и перспективам изменения цен на десяти важнейших фармацевтических рынках мира, вплоть до 2003 года. Он включает анализ состояния и прогноз рынков Европы, Америки, Австралии и Японии.Объемы рынка лекарств к 2003 г. возрастут, а цены останутся на прежнем уровне. Рынки десяти основных стран составляют около 80% всего мирового рынка. Самая большая доля рынка — 39% по-прежнему приходится на США. В долларовом выражении это составляет 130,1 млрд долларов. На втором месте Япония, которая почти оправилась от стагнации последних трех лет и имеет самый большой прирост — 23% с достигнутым уровнем продаж 53,5 млрд долл (в 1998 г. объем продаж в денежном выражении на фармацевтическом рынке Японии уменьшался). Из европейских стран на первом месте остается Германия с ее 18,5-миллиардным рынком и скромным процентом роста (1%). В Европе быстрее всего в 1999 г. росли рынки Великобритании (8%) и Испании (6%).  Бразилия является единственной страной южно-американского континента, попавшей в десятку лидеров. В 1998 г. она была на седьмом месте, а теперь занимает восьмое за счет уменьшения объемов продаж на 26% из-за сложной экономической ситуации в стране.В настоящее время происходит широкомасштабная реструктуризация и реформирование рынка товаров, относящихся к здравоохранению. В связи с этим Pharma Prognosis International, одно из отделений фирмы IMS HEALTH, составило следующие рекомендации для компаний, желающих и далее лидировать на этом рынке.- Компании должны будут разработать информационные системы, позволяющие оперативно отслеживать все изменения рынка. Для успешного и быстрого реагирования на изменения необходима по возможности большая децентрализация управления всеми предприятиями компании.- Политика компании, связанная с исследованием рынка и продажей лекарств должна быть сориентирована уже не на простого врача, выписывающего рецепт, а на руководителей системы здравоохранения и консультантов по вопросам применения лекарств. При этом на фармрынке станет больше товаров малоизвестных фирм, что потребует увеличение усилий каждой конкретной компании для продвижения на рынок собственного товара. Для этого, например, торговые агенты должны будут уметь предоставлять информацию о дополнительных услугах, оказываемых компанией, таких как оздоровительные программы, программы обучения и аудит. Специалисты компании должны будут работать и с руководителями медицинских учреждений, предоставляя экономическую информацию о положении на рынке лекарств и предлагая помощь в исследовании затрат и прибылей, в профессиональном обучении, в обсуждении программ исследования заболеваний.                                                                                                         – Компании должны попытаться установить партнерские отношения с государственными медицинскими учреждениями, особенно важно участие в долговременных правительственных программах по продвижению товаров на рынки здравоохранения и программах профилактики заболеваний.По прогнозам, рост цен на фармпродукцию во всех десяти странах в период до 2003 г. будет весьма мал в основном благодаря прямому и косвенному контролю над ценами. Кроме того, рост цен сдерживается из-за резкого увеличения использования дженериков, которое будет происходить как по мере истечения срока действия соответствующих патентов, так и за счет поощрения государством выписывания дженериков.Для того чтобы установить цены на свои товары на оптимальном уровне, компания, желающая остаться на рынке, должна обладать достоверной фармоэкономической информацией. Продающие фирмы должны быть готовы к сильной конкуренции со стороны многочисленных компаний, занимающихся тем же бизнесом, однако для извлечения наибольших прибылей не исключено и сотрудничество между отдельными фирмами. Возрастающая прозрачность в политике формирования цен как результат опубликования новых баз данных и постоянно растущего использования сети Интернет означает, что компании уже не будут изолированно диктовать свои условия покупателям.В специальном исследовании (охватившем 230 стран и 11 регионов мира) “Global Pharma Forecasts” компания “IMS Health” предлагает свой прогноз относительно направлений развития и объема мирового фармацевтического рынка в следующие пять лет. По результатам исследования объем мирового фармацевтического рынка в течение следующих пяти лет будет увеличиваться в среднем на 7% ежегодно и к 2003 году достигнет 435 млрд долларов США. Наиболее успешно будут развиваться фармацевтические рынки стран Юго-Восточной Азии (включая Китай) и Среднего Востока. Менее активно — фармацевтические рынки Японии, Африки и стран Западной Европы.Крупнейшая маркетинговая и консалтинговая фирма в области фармацевтики IMS Health опубликовала новый уточненный прогноз развития фармацевтического рынка до 2003 г., охватывающий 230 стран в 11 регионах. Согласно этому прогнозу объем продаж на мировом фармацевтическом рынке в целом будет расти в течение следующих пяти лет в среднем на 6.6% ежегодно и достигнет в 2003 году 435 млрд долл. В конце 1999 г. объем продаж на мировом фармацевтическом рынке предположительно составит 337 млрд долл, считая по ценам производителей. Наиболее быстрый рост будет наблюдаться в Юго-Восточной Азии, в частности в Китае он составит 11.1%, на Среднем Востоке (10.4%), в Северной Америке (8.6%). В Японии и Западной Европе фармацевтический рынок будет расти медленнее, чем в мире в целом (см. таблицу).

Рассмотрим более подробно отдельные регионы.

Прогноз развития фармацевтического рынка  стран Западной Европы и Америки.

Согласно исследованию фирмы, cамым быстрорастущим рынком медикаментов является испанский. Основные показатели экономического роста в Испании выше, чем в среднем в европейских странах. Возможно, это происходит благодаря продолжающемуся ослаблению контроля за ценами, по крайней мере на медикаменты, по которым не производится возмещение из средств государственных медицинских фондов.    Хотя Испания и является единственной страной, в которой рост объема продаж может увеличиться в период с 1998 по 2003 г. больше чем на 10% и будет почти в два раза больше по сравнению с периодом 1993-1998 гг., однако Австралия, США и Канада отстают совсем немного: предполагаемый рост – 9,3%, 9,1% и 9% соответственно. В Австралии, как и в Испании, темпы экономического роста весьма высоки и, несмотря на повышение цен, спрос на новые препараты велик как среди пациентов, так и среди медицинских работников.В Канаде, как и везде, будут продолжены государственные мероприятия, направленные на снижение цен, однако улучшение экономической ситуации и расширение объема продаж новых лекарств поддержит рынок фармацевтической продукции.                                                     Только Канада и Австралия смогут достичь увеличения объемов продаж в розничной торговле в два раза, а в Европе и Японии на продажу лекарств все больше влияет политика сдерживания цен.Увеличение объема продаж, как в секторе розничной торговли, так и в секторе оптовой торговли с медицинскими учреждениями наблюдается в Великобритании, где цены на новые продукты выше, чем в других странах. Объемы оптовой продажи лекарств больницам в большинстве стран уменьшатся, так как в настоящее время наблюдается тенденция к выявлению и лечению заболеваний на ранних стадиях. Это уменьшит как наплыв пациентов в больницы, так и количество дней, проведенных ими в стационаре.   Исключениями являются Великобритания и Италия. В Великобритании традиционный подход к лечению приведет к выравниванию оптовых и розничных цен на лекарства, а в Италии врачи будут продолжать помещать в больницы наиболее богатых пациентов.Ограничение бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение в целом и на фармацию в частности во всех 10 странах становится все более существенным, особенно в Европе, где требования Маастрихтского соглашения и членство в Европейском медицинском союзе (EMU) предполагают отчисление на здравоохранение не более 2% от общего бюджета. Исключение составляет Великобритания, где лейбористское правительство постановило увеличить отчисления на национальную систему здравоохранения с 36,5 млрд евро в 1998-99 гг. до 45,2 млрд – в 2001-2002. В США отчисления на здравоохранение снижаются, сейчас они составляют менее 5% годового бюджета страны, хотя по отношению к ВНП это составляет 13.5%, больше чем где бы то ни было. Впрочем эта цифра сопоставима с соответствующим показателем в Италии и Великобритании, где на здравоохранение тратится около 5% ВНП.В США новейшие лекарства будут продаваться по самым высоким ценам. Северная Америка будет продолжать оставаться крупнейшим мировым фармацевтическим рынком. Из 337 млрд долл мировых среднегодовых продаж на ее долю приходится 39%, или (в абсолютных цифрах) 132.6 млрд долларов. Бесспорным лидером в регионе остается США с долей в 95% продаж. Прогноз роста на следующие пять лет составляет 8.6% ежегодно, или около 185 млрд долл в 2003 году. Существуют несколько основных факторов, влияющих на рост объема продаж в США. Это действия со стороны организаций, ответственных за здравоохранение, реформа государственной системы бесплатной медицинской помощи, которая может привести к тому, что до 40% объема рынка выписываемых лекарств перейдет под ценовой контроль государства, рост производства дженериков в связи с истечением в 2002 году срока патентов на два самых продаваемых лекарства, и продолжающийся рост рынка доставки лекарств по почте, в том числе по электронной через Интернет.  В Европе в течение ближайших пяти лет среднегодовой темп роста составит 5.36 в сложных процентах, или около 132.6 млрд долларов. Шаги, предпринимаемые государством (особенно механизмы контроля над ценами), будут оставаться основными факторами, влияющими на рост фармацевтического рынка в отдельных странах, даже после принятия евро и попыток создания единого европейского рынка.Рост продаж на трех крупнейших европейских рынках – в Германии, Франции и Италии – составит менее 4% годовых, самый большой рост прогнозируется в Испании (8.4%) и Великобритании (7.3%).

Прогноз развития фармацевтического рынка стран Азии

Уточненный прогноз возможного развития фармацевтического рынка в Азии показывает, что все страны региона преодолели последствия экономического кризиса 1998 г. В период с 2000 по 2004 г. намечается рост объемов производства и продаж фармацевтической продукции во всех десяти ведущих по объему странах, причем по скорости роста в десятке лидируют Индонезия, Тайвань и Малайзия. Предполагается, что общий объем продаж вырастет с 24 млрд долл. в 2000 г. до 35 млрд долл. в 2004 г., при этом, если исходить из существующих цен, среднегодовой темп роста в сложных процентах составит 10,7%.                                                                              Китай сохраняет лидирующее место по объемам продаж в регионе. Япония, опережающая Китай, не рассматривается, т.к. ее показатели обычно сравниваются не с азиатскими, а с европейскими или американскими показателями. Росту китайского рынка способствуют продолжающиеся реформы системы здравоохранения, в т.ч. касающиеся финансирования. Уверенности инвесторов и покупателей в стабильности рынка способствует и будущее вступление Китая во Всемирную торговую организацию при ООН. Продолжаются изменения в сфере регулирования цен и распределения лекарств. Хотя в 2000—2004 гг. ожидается стабильное снижение цен на лекарственные препараты, убытки с лихвой покроются сильным ростом объемов продаж. По прогнозам, ежегодный прирост составит 8,4%, что позволит стране к 2004 г.преодолеть отметку в10 млрд долл.ежегодного объема продаж.                                                                                                                 Рекордный рост будет, однако, наблюдаться не в Китае, а в странах, где национальная валюта в рассматриваемый период подорожает по отношению к доллару. В первую очередь это относится к Индонезии, Тайваню и Малайзии.В Индонезии, несмотря на некоторую нестабильность политической обстановки, проблемы в банковской сфере и высокий уровень коррумпированности чиновников, продолжится общий подъем экономики. Это, в свою очередь, отразится и на фармацевтическом рынке, где среднегодовой темп роста в сложных процентах составит 16,8% (в пересчете на доллары США). В отличие от Китая, рост будет обусловлен повышением цен на лекарства при практически неизменном объеме производства. Способствовать росту будет и возможное начало правительством реформ, прежде всего в области страховой медицины, что подстегнет интерес иностранных инвесторов. Последнее будет обусловлено тем, что сегменты рынка, связанные с медицинским страхованием и больничным сектором, являются открытыми для иностранных капиталовложений, а реформа позволит существенно расширить круг людей, охваченных системой страхования, и увеличить количество оснащенных самой современной техникой больниц и медицинских центров.В Тайване в апреле 2000 г. наблюдалось снижение цены на более чем 9 тыс. наименований лекарств, приведшее к финансовым изменениям в национальной системе медицинского страхования. Однако политика планомерного снижения цен вряд ли изменится вплоть до 2004 г. Тем не менее, благодаря стабильной экономике это не скажется на темпах экономического роста. Как и в Китае, рост в 16,6% годовых будет обусловлен покрытием уменьшения цен на лекарства за счет увеличения объемов продаж.В Малайзии, доля которой на общем рынке сравнительно невелика, рост за 2000 г. был больше ожидаемого (15,3%), подобная ситуация по-видимому сохранится и далее. Обусловлен он будет повышением внутреннего спроса на лекарства и привлекательной для иностранных инвесторов экономической ситуацией в стране. Ежегодный прирост составит 15,4%, не последнюю роль сыграет и укрепление национальной валюты по отношению к доллару.Четыре страны, Китай, Южная Корея, Индия и Тайвань, лидируют в целом по объему, который составляет 80% общего фармрынка.В Южной Корее ежегодный прирост составит 10,3% в пересчете на доллары США. Если рассчитывать по отношению к национальной валюте, то рост будет меньше в сявзи с ее укреплением. В Индии рост цен и объема производства приведет к увеличению среднегодового темпа роста, который составит 8,9% в долларах и 17,8% в перерасчете на рупии из-за сравнительной слабости национальной валюты.      Аналитики компании IMS HEALTH зафиксировали рост мирового фармрынка в 1999 г. на уровне 10,7%. В долларовом выражении это составило 337,2 млрд долл по сравнению с 304,7 млрд в 1998 году.Прогноз роста составляет около 8% в год, так что к 2004 г. объем рынка достигнет 506 млрд. В прогнозах учитывается тот факт, что во многих странах принимаются специальные правительственные меры для снижения цен на лекарства, а также то, что в ближайшие пять лет истечет срок патентной защиты некоторых широко продаваемых препаратов. В расчетах учитывались продажи лекарств по рецептам и без них на рынках 60 стран. В Китае также наблюдался рост объемов продаж лекарств — на 12%, это позволило ему сохранить место в десятке.Экономический кризис, распространившийся в Юго-Восточной Азии во второй половине 1997 г., способствовал прекращению устойчивого темпа роста фармацевтического рынка в регионе. Обвал курса национальных валют в некоторых странах привел к резкому сокращению объемов продаж. Тем не менее к 2000 г. большинство национальных рынков вновь начинают расти, причем в некоторых странах во второй половине 1999 г. годовой темп роста станет в 2 раза больше, чем в целом за прогнозируемый период. Средний рост в регионе составит в период между 1999 и 2003 годом 11.1% годовых. Китай будет продолжать оставаться крупнейшим рынком в регионе, осуществляя почти 40% продаж в Юго-Восточной Азии. Среднегодовой темп роста в сложных процентах здесь составит 11.6% и, таким образом, к 2003 г. достигнет 9.65 млрд долларов.Япония находится на последнем месте по объему продаж, прогноз его роста в будущем – всего лишь на 1,9%. В основном это происходит из-за сильного влияния государства на экономику страны.       В Японии, по оценкам специалистов, объем продаж в 1999 г. составит 48 млрд долл, однако последствия финансового кризиса в регионе еще окончательно не преодолены, несмотря на существенное укрепление йены. В дополнение к экономическому кризису, затраты на лекарства продолжают уменьшаться вслед за общим снижением цен, а также из-за введения фиксированных расценок для пожилых людей, получающих лечение в поликлиниках и больницах, а это примерно треть от всех поступлений. Результат совместного влияния этих факторов – прогнозируемая стагнация фармацевтического рынка до 2003 года.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!