АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Инвестиции в развитие туризма были крайне низки. Индустрию международного туризма представляли, в основном, Госкомитет «Интурист» и Бюро международного туризма «Спутник», которые монопольно занимались организацией приемом иностранных гостей и отправкой граждан за рубеж. По состоянию на 1 марта 2001 года, в Республике действовало 340 туристических агентств и фирм, из них 3 предприятия государственной формы собственности, 331 – частной и 6  предприятий, принадлежащих иностранным государствам, их юридическим лицам и гражданам.

Рост числа частных туристических фирм не дало импульса развитию туризма, ориентированного на досуг и отдых. Деятельность туристических фирм в Республике направлена на выездной туризм, основная доля которого приходится на «челночный» бизнес. Анализ числа въезжающих туристов за 1994-2000 годы показывает, что пик посещений пришелся на 1995 год, рост числа приезжающих увеличился к предыдущему году в два раза,  в последующие годы он был более низкий, но ровный – на уровне 16%-18%. Доля въезжающих туристов к общему числу колеблется от 5,1% в 1994 году до 14,8% в 2000 году.  Однако, наблюдается тенденция увеличения числа выезжающих туристов, удельный вес которых за эти годы превысил долю въезжающих соответственно на 39,8% (1994 год) и 47,5% (1998 год), а в первом полугодии 2001 года, в связи с нестабильностью финансового рынка, опять произошло его снижение.

В 1998 году выезжали за границу 146 тыс. граждан Казахстана, оформившие путешествия через сеть туристических фирм (в январе – сентябре 1999 года – 76 тыс. человек). Среднее количество дней проживания наших туристов, выезжающих в другие страны, составляет 5-6 дней, приезжающих в нашу страну до 1996 года – 6-8 дней, а с1996 года проживание посетителей увеличилось (в отдельных случаях до 119 дней). Очевидно, это люди, прибывшие не с целью отдыха и досуга, а с деловым визитом.

Незначительна и доля налогов и сборов туристических агентств и фирм в общих налоговых поступлениях в бюджет Республики: 0,03% – в 1995 году, 0,08% –  в 1996году,  0.06% – в 1997 году, 0.1% – в 1998 году.

С увеличением притока посетителей возрастает потребность в развитии гостиничного хозяйства. От развития этого сектора зависят туристические потоки. Управление, финансирование и дизайн гостиничного хозяйства, в свою очередь, зависит от эффективности вложенных инвестиций, от подготовки и обучения персонала современным методам управления гостиничным хозяйством. Если в 1994 году в данный сектор экономики было вложено 168 млн. тенге, то в 2000 году – 2,5 млрд. тенге.

Если рассчитать возможность приема посетителей гостиничными предприятиями при максимальной загрузке, т.е. круглогодичной постоянной их заполняемости, в соотношении с реальными, то картина в динамике будет такова:

1994 год – 29,7%;

1995 год – 21,2%

1996 год – 18,3%;

1997 год – 15%;

1998 год – 14%;

1999 год – 14%;

2000 год –14%.

Таким образом, средняя наполняемость гостиниц посетителями колеблется от 30% до 14% и продолжает снижаться. Следует отметить, что в настоящее время серьезным конкурентом у гостиничных предприятий является сектор домашних хозяйств, сдающих в аренду (в том числе приезжающим по деловым служебным поездкам) меблированные квартиры и коттеджи.

Процесс приватизации привел к тому, что доля предприятий государственной доли собственности с 80% в 1994 году снизилась до 10% в 1998 году и до 2%  в январе-декабре 1999 года, соответственно в 1998 году увеличилась доля частных предприятий до 81%, а январе-сентябре текущего года – она составила 96 %, появилась собственность других государств, их юридических лиц и граждан (8,5% в 1998 году и 2,6% в январе-сентябре 1999 года).

В 1994 году среднесуточные доходы за одного проживающего самые низкие у гостиниц, принадлежащих частным юридическим лицам, затем – государству, частным гражданам. Начиная с 1996 года, доход предприятий государственной формы собственности ниже дохода частной собственности граждан и юридических лиц на 503-530 тенге, а долевой собственности с иностранным участием – на 12-15 тыс. тенге.

Республика Казахстан имеет климатические, природные и другие условия для привлечения туристов и организации отдыха. Но для этого необходима серьезная работа по улучшению:

  • Сервиса сферы обслуживания;
  • Качества и пропускной способности дорог;
  • Сервиса технического обслуживания транспортных средств;
  • Развития материально-технической базы туристических предприятий и гостиничного хозяйства;
  • Качества обслуживания на туристических базах, в гостиницах, ресторанах;
  • Расширения программ культурных и спортивных мероприятий, развлекательных шоу.

Следует серьезно поработать над разработкой собственных туристических маршрутов, с включением в их программу знакомств с историческими местами, памятниками культуры, интересными природными местами и организации отдыха с элементами самобытных, традиционных, колоритных, национальных видов развлечений, охоты и др. Развивать и предлагать виды спорта и отдыха, которые обусловлены естественными природными условиями (горный туризм, альпинизм, горнолыжный спорт, конные маршруты, спуск на плотах и лодках по рекам и другое).

Для развития туризма определенное значение имеет и необходимость изменения характера туризма. В прошлые годы туризм базировался на организации группового туризма, в то время как мировая практика показывает, что основная часть туристов желает путешествовать индивидуально. Для решения проблем, вставших перед индустрией туризма, необходимо использовать различные формы экономического сотрудничества: создание фирм с иностранными инвесторами, строительство новых туристических объектов, предоставление свободы частной инициативе.

Совершенствовать статистический учет в сфере туризма и гостиничного хозяйства, чтобы в нем можно было в полной мере отразить интересующие всех пользователей (органы гос.управления, прессу, предпринимателей, статистику и др.) аспекты функционирования и развития вышеуказанной сферы. Следует наладить деловые контакты между министерствами и ведомствами, сопричастными к вопросам туризма, с тем, чтобы статистикам можно было получать и использовать данные налоговых и таможенных служб.

Сейчас туризм занимает приоритетное место среди других форм отдыха и развивается более быстрыми темпами по сравнению со многими видами оказываемых услуг. Способствуя этому, правительство этих стран, а также деловые круги активно разрабатывают соответствующую политику и программы развития различных видов услуг туристической деятельности. В странах СНГ туризму, как отрасли экономики, уделяют мало внимания со стороны общества, что является результатом его незначительного долевого участия в экономической деятельности. С одной стороны, скорее всего, это происходит из-за неполного статистического охвата, так как очень сложно адекватно отразить весь масштаб и диапазон видов экономической деятельности, связанных с туризмом. С другой стороны, это связано и с тем, что со стороны государства в большей степени уделяется внимание таким отраслям, как промышленность, сельское хозяйство, которые рассматриваются как основной потенциал экономической мощи, при этом недооценивается экономический потенциал туризма и отраслей услуг в целом.

Природные и климатические условия Казахстана позволяют развивать туризм международного масштаба, но требуется должное внимание со стороны государства и бизнесменов.

Агентство Республики Казахстан по статистику согласно международным стандартам пересмотрело статистическую отчетность туристических фирм и гостиничных хозяйств. В частности, проведена классификация цели посещения (или поездки) по следующим категориям:

  • досуг, рекреация и отдых;
  • посещение знакомых и родственников;
  • деловые и профессиональные цели;
  • лечение;
  • религия (паломничество);
  • прочие цели.

В статистический отчет включен раздел «Средства перемещения туристов», т.е. использование туристическими фирмами видав транспорта для въездного, выездного и внутреннего туризма.

Для совершенствования статистических систем туризма Всемирной Туристической Организации (ВТО) определены пять основных задач:

  • определение статистических переменных, которые отражают различные стороны туризма и его идентификацию;
  • гармонизация определений внутреннего и национального туризма, т.к. они являются дополняющими аспектами явления туризма;
  • упрощения сопоставимости туристской информации на международной и национальном уровне, ориентируя страны – члены и нечлены для того, чтобы они смогли обеспечить такую сопоставимость путем принятия или адаптации стандартизированных концепций к своим институциональным характеристикам;
  • согласование и увязка статистики туризма со статистикой других видов экономической деятельности, учитывая при этом определения и классификация основных статистических показателей в области демографии и экономики в рамках системы национальных счетов и платежного баланса;
  • рассмотрение соответствующих органичений в наличии или доступе к необходимой статистической информации, с учетом сложного характера туристической деятельности, независимо от того, каким образом она определяется.

С целью создания базовой структуры статистической системы туризма «Всемирной Туристической Организацией разработана стандартная международная классификация видов деятельности в области туризма (СИКТА), которая позволяет учесть объемы предоставленных услуг как внутренним, национальным так и международным туризмом.

Согласно классификации СИКТА, Агентством Республики Казахстан по статистике предусматривается разработка методологии и классификации туристической деятельности, что позволит полнее охватить рынок туризма, агрегировать данные из отчетностей по туристическим организациям с досчетами из отчетов предприятий различных отраслей экономики, оказывающих услуги в области туризма. Недостаточное внимание к отрасли туризма наложило свои отпечатки и на то, что в основном, при анализе рынка рассматривался только международный туризм и туризм, оказываемый туристическими фирмами, при это не полностью охватывался внутренний туризм, что повлекло за собой не полный охват туризма в пределах страны и национального туризма.

Туризм охватывает «деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода не превышающего одного года, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».

Типы туризма различаются с точки зрения какой-либо страны, в свою очередь со стороны спроса подразделяются и по категориям.

Различают следующие типы туризма:

  • внутренний туризм включает резидентов какой-либо страны, путешествующих только внутри данной страны;
  • въездной туризм включает нерезидентов, путешествующих по какой-либо стране;
  • выездной туризм включает резидентов какой-либо страны путешествующих в другой стране.

Со стороны подразделяют следующие категории туризма:

  • туризм в пределах какой-либо страны, который включает внутренний туризм и въездной;
  • национальный туризма, который охватывает внутренний туризм и выездной туризм;
  • международный туризм, состоящий из въездного туризма и выездного туризма.

Типы путешественников, занимающихся туризмом, определяются как посетители. Термин «посетитель» представляет собой основную концепцию статистики туризма, который подразделяется на две категории «туристы» (ночующие посетители) и «однодневные посетители». Согласно рекомендациям ВТО, всех путешественников пересекающих внешние границы стран, подразделяют на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы «гостями», и на тех, которых не включают в статистику исходя из мотивов их визита.

  1. экипажи зарубежных самолетов и судов, которые пользуются средствами страны пребывания;
  2. путешественники, которые прибыли в страну на борту корабля и ночуют на борту, даже если гостят один или несколько дней;
  3. члены экипажа, которые не являются резидентами страны пребывания и остаются в стране на один день для отдыха;
  4. гости, которые прибывают и живут несколько дней для отдыха, развлечений и проведения отпуска; посещение друзей и родственников, восстановление здоровья; по профессиональным целям и бизнесу; в религиозных целях; в других туристских целях, включая транзит однодневных гостей по маршруту до выбранной страны из нее;
  5. статус определен ООН в Рекомендациях по статистике в международной миграции, 1980 год;
  6. пассажиры, которые не живут в транзитных зонах аэропортов и морских портов, включая трансферт между ними;
  7. статус определен Высокой комиссией по беженцам Организации Объединенных Наций, 1967г.;
  8. дипломаты, путешествующие из своих стран на службу и обратно (включая семьи).

Следовательно, совершенствование статистики туризма предполагает: во-первых, рассмотрение туризма во взаимоотношении его с другими секторами экономики, во-вторых, переориентацию статотчетности по категориям видов экономической деятельности, связанных с туризмом, в-третьих, создание основы для повышения сопоставимости национальных и международных статистических данных по туризму; в-четвертых, обеспечение статистической увязки между аспектами, предложения в туризме (предоставленные услуги, доходы, издержки) и аспектами спроса (расходы, потребности, предпочтения).

За 2000 год 623 туристические фирмы и агентства Республики Казахстан обслужили 109,1 тыс. человек, а за 1999 год соответственно 387 и 171,7 тыс. человек.

Несмотря на рост туристических фирм более чем в 1,6 раз (по сравнению с текущим периодом прошлого года), количество обслуженных туристов и экскурсантов сократилось во столько же раз.

При общем сокращении туристов в 1,6 раза по сравнению с соответствующим периодом 1999 года, по отдельным категориям туристов сокращение было различным: в 2,2 раза сократилась численность въезжающих к нам туристов, в 1,5 раза – численность выезжающих, в 1,3 раза – численность отдыхающих внутри страны.

Вместе с тем, следует отметить, что доля внутреннего туризма неизменно продолжает расти (за 1998 г. – 21%, за 1999 г. – 30%, за 2000 г. –37%).

Обслужено туристов и экскурсантов в РК за 1999 –2000 гг.

 2000 год1999 год
 человекдоля в общем объемечеловекдоля в общем объеме
Всего109081100171731100
Въездной туризм1897217,44306825,1
СНГ2185 4803 
Вне СНГ16787 38265 
Выездной туризм4994145,87640544,5
СНГ6718 3381 
Вне СНГ43223 73024 
Внутренний туризм4016836,85225830,4

Наибольшее количество действующих туристических фирм расположено в г.Алматы (323), Карагандинской области (55), Восточно-Казахстанской области (38) и в г.Астане (44). На долю этих областей приходится 73,8% всех

зарегистрированных фирм Республики. Сведения о числе отчитавшихся туристических фирм приведены в приложении 1.

Наибольшее количество туристов обслужено фирмами с численностью работающих до 50 человек. Их доля в общем числе обслуженных туристов составила 73% и увеличилась по сравнению с соответствующим на 6 процентных пунктов. Доля крупных предприятий продолжает снижаться: с 13% в 1999 г. до 0,1% в соответствующем периоде 2000 года. Основной деятельностью крупных фирм за отчетный период являлось оформление виз для выезда в дальнее и ближнее зарубежье.

Показатели туристической деятельности по размерности предприятий

 2000 год1999 год
 человекдоля в общем объемечеловекдоля в общем объеме
Всего109081100171731100
Малые7954372,911544267,2
Средние2951427,03388619,7
Крупные240,12240313,1

Сведения о числе туристических фирм и обслуженных ими туристов по размерности предприятий приведены в приложении 2.

Доход РК от деятельности туристический фирм и агентств за 2000 г. составил 923,6 млн. тенге и 199,1 тыс. долл. США, что составляет соответственно 74 и 36% к соответствующему периоду предыдущего года.

Данные о результатах финансовой деятельности этих предприятий приведены ниже.

Доход РК от деятельности туристических фирм и агентств

 2000 год1999 год
 Млн. тенгеТыс. долл. СШАМлн. тенгеТыс. долл. США
Всего получено доходов923,6199,11247,1546,8
Въездной туризм173,6225,4489,5543,2
СНГ14,823,7  
Вне СНГ155,7201,7  
Выездной туризм590,9-26,3318,73,6
СНГ-59,7   
Вне СНГ478,9-26,3  
Внутренний туризм159,1 438,9 

Международный туризм подразумевает передвижение людей из стран в страну. При изучении его развития очень важно определить его взаимоотношение с индустрией транспорта.

Большинство туристов – нерезидентов для своего путешествия используют воздушный транспорт, доля которого составляет 83,5%. Железнодорожным транспортом перемещено – 9,0% туристов, международными автобусами – 4,2% и прочими сухопутными средствами – 3,3%. Туристы – резиденты, также предпочитают воздушный транспорт – 68,3%. На междугородних автобусах переезжают 22,8%, железнодорожном транспорте – 8,1%, прочих сухопутных средствах – 0,8%.

Основная масса туристов – нерезидентов прибыли в республику из Германии – 10104 человек (53,3%), России – 1155 человек (6,1%), США – 1236 человека (6,5%), Великобритании – 1183 человек (6,2%) и Китая – 213 человек (1,1%).

Среднее количество дней проживания въезжающих туристов из СНГ составляет 4 дня, из стран вне СНГ до – 18 дней. Это люди, прибывающие: с деловой целью – 89,4%, досуга, рекреации  и отдыха – 5,8%, посещение знакомых и родственников – 1,1%, прочие цели – 3,7%.

Следует отметить, что услугами туристических фирм Казахстана воспользовались туристы-нерезиденты более 60 стран мира (см. приложение 3 и 4).

Число посещений из стран вне СНГ за 2000 г. составило 88,5% от общего числа туристов, против 88,8% за соответствующий период пошлого года. В приложении 4 приведены данные о численности туристов стран вне СНГ, наиболее часто посещавших Казахстан.

Более длительными стали сроки пребывания туристов-нерезидентов. Так, если за 1999 г. в среднем время нахождения в нашей стране составляло 12 дней, то в соответствующем периоде 2000 г. – 17 дней.

За 2000 год 6718 граждан Казахстана приобрели туристические путевки в страны СНГ, их число увеличилось по сравнению с тем же периодом 1999 года в два раза (3381 человек).

Среднее количество дней проживания казахстанских туристов в странах СНГ за 2000 г. составляет 4 дня. Чаще всего наши соотечественники совершали выезды через туристические фирмы в Россию – 1857 человек (27,6%), Кыргызстан – 4827 человек (71,6%).

Данные о численности туристов-резидентов, выезжающих из Казахстана в страны СНГ в приложении 5.

За 2000 г. численность казахстанских туристов, посетивших страны вне СНГ, составила 43223 человека, их число по сравнению с прошлым периодом 1999 г.  (73024 человека) уменьшилось в 1,7 раз.

Среднее количество дней проживания в странах вне СНГ за 2000 г. составляет 6 дней. Наиболее посещаемыми странами, по-прежнему , являются Турция – 14668 человек (29,3%), Китай – 9400 человек (18,8%),  Германия – 9904 человек (6,5%) и ОАЭ – 3247 человек (6,5%). Остальные страны занимают незначительный процент в общей картине туристических туров. Данные о числе выезжающих туристах-резидентах в страны вне СНГ приведены в приложении 6.

Из 146 гостиниц, действующих в Республике, 67,8% имеют небольшую численность работающих – до 50 человек; 27,4% – с численностью занятых от 51 до 250 человек; 4,8% – свыше 250 человек. Из общего числа гостиниц 87% имеют частную форму собственности.

Единовременная вместимость гостиниц за 2000 г. составила 16813 мест, число всех номеров – 9014, т.е. средняя вместимость одного номера составила 2 человека.

Результаты финансовой деятельности гостиниц и других предприятий по обслуживанию туристов за 2000 г. приведены в таблице.

По республике доходы от эксплуатации гостиничного комплекса составили 5128,4 млн. тенге. Основные доходы получены от гостиничных комплексов Актюбинской, Атырауской, Мангистауской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях. В остальных регионах гостиницы терпят убытки. Наибольшее отрицательное сальдо сложилось в гостиничных хозяйствах  г.Алматы, Астаны, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях.

Доход от эксплуатации, млн.тенге

 Всего

млн. тенге

В том числе доходы поступившие от нерезидентов

млн. тенге

Расходы от эксплуатации

млн. тенге

Сальдо (+,-)
Всего:5128,42866,45828,4– 700,0
Гостиницы с ресторанами4706,02832,45366,0– 660,0
Гостиницы без ресторанов357,628,7383,3– 25,7
Молодежные общежития и горные турбазы0,700,8– 0,1
Остальные места проживания64,15,378,3– 14,2

Перспективы развития международного туризма     

Рассматривая первую половину 90-х годов, следует указать, что 1991 г. был годом снижения туристской деятельности с процентом роста прибытий ниже 1,4%. 1992 г. и 1993 г. выявили небольшой рост показателей, тогда как 1994 и 1995 гг. были годами хорошего роста – 5% ежегодно, т.е. сдержанного удовлетворения спроса. В целом показатели роста в объеме от 2% до 3% можно взять за модель роста международного туризма в 1990-1995 гг. Обобщив полученное с ожидаемым ростом от 4% до 5% в год в период 1995-2000 гг., итоговый среднегодовой показатель роста приблизится к 3,7% на период 90-х годов с приблизительным объемом прибытий к 2005 г. –650 млн. туристов.

Проект ВТО «Прогноз всемирного туризма до 2005 года и на последующий период» закладывает данный принцип на всю практику испытаний, с которым столкнется туризм в первом десятилетии ХХI века, принимая во внимание рамки роста от 3% до 4%. Даже низкий показатель расширения туризма на ранней стадии десятилетия делает очевидным тот факт, что если ежегодное увеличение достигнет уровня 3,7%, составив среднегодовой рост 3% в последующем десятилетии, то уровень международного туризма по прибытиям в 1990-2010 гг. будет почти удвоен.

Перспектива роста выездного туризма по шести регионам, определенным ВТО, оценивается по трем категориям:10

Низкая – ниже 3% роста в год за период 2000-2005 гг.,

  • Средняя – между 3% и 4% роста в год с поправкой проекта ВТО на 90-е годы: ежегодный рост 3,7%, т.е. берется средний показатель;
  • Высокая – с превышением 4% роста в год.

Выявилась необходимость выделить ряд субрегионов в отдельных регионах, так как слишком велики в них варианты перспективного роста выездного туризма. К ним относятся субрегионы Центральной и Южной Америки, Восточной Азии и бассейна Тихого океана, а также Ближнего Востока.

В латиноамериканских странах, предвидится улучшение экономической ситуации; изменение в процессе приватизации и экономической эффективности; демократические правительства; открытый рынок с небольшим протекционизмом; переговоры по уменьшению задолженности; большие иностранные инвестиции; увеличивающийся конкурентный экспорт. Все эти факторы приведет к росту среднего показателя мирового ВВП.

Улучшение экономики Азии, которое будет продолжаться, являясь основным катализатором всемирного экономического развития. В предшествующее до 1991 г. десятилетие общий рост экономических показателей в Азии был в 2,5 раза выше, чем в остальных регионах мира (5,5% в год против 2,2%). Перспективы сохранить подобный темп, достаточно устойчивы.

Японская экономика может не выявить показатель роста более 2-3% в год, освоение рынка выездного туризма продолжается в ускоренном темпе, так как оно отражает оба официальных условия: уменьшение своего торгового перепроизводства за счет экспорта туристов и увеличение покупательного интереса через иностранные путешествия по занимаемому уровню продаж.

Индустриальные страны Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур, а также страны Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Малайзию и Индонезию, способны поддержать сильный экономический рост, в результате которого развивается средний класс – буржуазия. Оплачиваемое время отдыха и возрастающий доход этого класса расходуются на международные путешествия. Экономическое развитие в пределах, превышающих 5% в год, для данной подгруппы стран устойчиво.

КНР – рынок путешествий потенциально феноменального размера. Быстрый экономический рост (поддержание иностранными инвестициями,  расширение производства,  рост покупательской способности) и либерализация туристских ограничений могут стимулировать усилия по росту внутри регионального туризма из Китая. Не исключена возможность, что к 2010 г. китайский туристский рынок может стать более обширным, чем американский.

Арабский Восток – третий регион, способный удерживать вышеуказанный темп перспективного роста выездного туризма, имеет большую разрешенность проблем политического и социального характера по сравнению с предыдущим десятилетием, за исключением ситуации с Ираком. Восемь самых больших стран Ближнего Востока в 70-е годы достигли 4,7% ежегодного роста ВВП. Однако в 80-е годы это показатель составил самый низкий уровень – 0,5%. С возрастанием нефтедобычи и движения в пользу приватизации, что должно увеличить продуктивность и эффективность экономики, ожидается новое повышение экономического роста вплоть до общемирового показателя. Это приведет к возобновлению выездного туризма стран Ближнего Востока.

Западная Европа (с ее высоким базовым уровнем туристской деятельности многих стран, которые отличаются свободно распоряжаемым, по своему усмотрению доходом), Карибский субрегион Америки, регион Южной Азии и все части Африканского региона оцениваются в 90-е годы по среднему проценту  перспективного роста выездного туризма (между 3% и 4% в год). Только Североамериканский субрегион оценивается низким показателем перспективного роста выездного туризма. Здесь доминирует рынок США с заниженным средним показателем экономического роста (чуть более 2% в год в 90-е годы), и в то же время высокий уровень пограничного туризма между США и Канадой, который будет поддерживаться в больших объемах, нос перспективой роста только в пределах от 2% до 3% в год, что и «снижает» в целом потенциальный рост выездного туризма для стран Американского континента.

Карибский субрегион Американского континента, Восточно-Азиатсткий регион и бассейн Тихого океана, а также регион Южной Азии удерживают перспективы роста въездного туризма в 20-х годах выше среднего темпа. Карибский субрегион обустраивается, делая ставку на Европейский рынок (точнее, используя в качестве своего преимущества возможности, выявившиеся от ослабления курса доллара США). Ускоренная разработка и развитие маршрутного туризма во многих странах Восточно-Азиатского региона и бассейна тихого океана (в частности в Индонезии, Малайзии и Китае)  с учетом увеличения числа новых районов приема (например, Камбоджи, Вьетнама) позволят увидеть хорошие показатели роста как дальнего европейского туризма в эти регионы, так и внутри региональных поездок в страны с ускоренными темпами туризма (в частности, в Южную Корею и Тайвань).

Для Южной Азии открываются благоприятные перспективы устойчивого роста въездного туризма (например, в Индию, Шри-Ланка), т.е. для региона, где основой туризма являются поездки небольших групп и где процент роста может стать значительно выше среднего. По другим регионам и субрегионам перспективы въездного туризма на 20-е годы оцениваются на среднем уровне, т.е. в объеме 3-4% в год. Ни один регион не будет отмечен заметным снижением перспектив въездного туризма.

Северная Америка будет характеризоваться заниженным показателем роста выездного туризма, это не будет означать, что регионы обязательно должны иметь пониженный средний темп роста въездного туризма. Самый высокий темп роста выездного туризма из Северной Америки приходится на страны, принимающие малые группы, на которые приходится 10% увеличения потока туристов из Северной Америки, хотя в целом рост выездного туризма из Северной Америки составит всего лишь 10% туристской активности данного региона.

В целях понимания перспектив роста туристских потоков используются следующие показатели в системе их оценок: низкий (или ниже среднего), средний и высокий (или выше среднего). В целом перспективы Европы (источника и потребителя туристских потоков) оцениваются средним показателем, то это обстоятельство выявляет возможные варианты регионального развития. Например, перспективы выездного туризма из Европы в Америку, Восточную Азию и районы бассейна Тихого океана, а также в Южную Азию и повсеместно выше средних показателей, в то время как эти показатели предполагаются быть ниже средних для Ближневосточного региона в связи с экономическими трудностями и мало привлекательностью расположенных в этом регионе стран.

Западная Европа как регион въездного туризма имеет хорошую базу роста по всем направлениям за исключением Южной Азии. Из Африки, Ближнего Востока, Южной Азии и районов бассейна Тихого океана в 1990 г. зафиксировано 4,5-6 млн. прибытий туристов. Поэтому, если увеличение составит 5% в год в период 20-х годов, скажем из Африки, то это будет означать дополнительно 3,1 млн. прибытий к 2005 г. Даже более скромный показатель среднего роста в объеме 3% в год даст увеличение  туризма из Африки в Европу с 5 млн. до 6,7 млн. прибытий в период 2000-2005 гг. Следовательно, важно учитывать объемы устойчивых туристских потоков при оценке будущего роста этих показателей.

Для Американского континента присущ сниженный показатель среднего уровня перспективы роста как по внутри региональному туризму, так и по туристским потокам в Южную Азию и страны Ближнего Востока. Доминирующая роль Северной Америки в американском регионе и высокая доля учтенных туристских потоков в рамках приграничного обмена между  США и Канадой дают низкие оценки для внутри регионального туризма. Американский континент как регион объединенных возможностей оценивается средними показателями перспектив привлечения туристов в течение всего периода 90-х годов, т.к. характеризуется высокой степенью активности въездного туризма. Однако, как было отмечено ранее, Карибский бассейн (в силу его относительно легкой приспособляемости к Европе по уровню обслуживания туристов и его усилия по продаже туров на европейском пространстве) имеет более высокий показатель роста перспектив, чем другие районы Американского континента, хотя все субрегионы имеют перспективу высшей отметки ежегодного роста –3-4%, что означает средний показатель роста.

Значительными регионами по въезду на Американский континент в 90-х годах являются Европа, Восточная Азия, страны бассейна Тихого океана и Ближнего востока. По Восточной Азии и бассейну Тихого океана ожидаются перспективы выше среднего показателя как по выездному, так и по въездному туризму. Наиболее принимаемыми регионами выездного туризма из стран Восточной Азии и бассейна Тихого океана будут субрегионы Американского континента, а также страны партнеры Восточной Азии и бассейна Тихого океана (внутри региональный туризм) и Южной Азии. Отмечается, что с 1970 года по 1990 год внутри региональный туризм поднялся с Юго-Восточной Азии с 17% до 43% и с 38% до 53% – в Восточной Азии. Эта тенденция сохранится в связи с высоким ростом населения в таких странах как Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд,  а также за счет того, что Китай расширит поездки в соседние страны.

Туристское развитие по всем направлениям туризма в Восточную Азию и бассейн Тихого океана будут возрастать выше среднего темпа благодаря выездному туризму всех регионов. Принятое определение – выше среднего уровня роста (более 4% в год) сравнительно занижено, когда речь касается показателей секторов въездного туризма Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна или свыше 10% в год. Поскольку большинство предположений проекта ВТО «Прогноз всемирного туризма до 2005 года и на последующий период» оправдывается, очевидно, что при спаде на рынке туризма в условиях начала 20-х годов сочетание с большими инвестициями, необходимыми для обустройства базы размещения возрастающего потока туристов в 2,5 раза (если рост ежегодного притока будет оцениваться в течение 10 лет цифрой 10 % в год), вряд ли средние показатели будут превышать 6-7% в год в течение всего десятилетия. Только некоторые страны могут достигнуть пика своих предположений. В целом же по региону 6-7 процентный показатель средне-годового роста возможен только благодаря межрегиональным туристским потокам11.

Экономическое положение стран Южно-Азиатского региона в прошедшее десятилетие было неустойчиво. Это послужило спадом роста выездного и въездного туризма.

Не смотря на определенные трудности, преодоление которых должно улучшить ситуацию. Новая индустриальная политика Индии, снижение практики лицензирования и контроля за валютным обменов создают широкие возможности для инвестиций и экономического развития. Это в свою очередь создает финансовые возможности в Индии не только для деловых поездок, но и на отдых. В ходже ослабления контроля за валютным обменом ожидается подъем в индийском выездном туризме, дающий перспективы роста в целом по региону до уровня средних темпов. Основным регионом по приему Южно-азиатского выездного туризма будут Восточная Азия и бассейн Тихого океана..

Выездной туризм в Южную Азию и темпы роста на перспективу определяются на уровне выше среднего. Они приводятся, несмотря на то, что имеются сбои в авиадоставках  из основных районов туристического рынка, высок процент нестабильности на рынке туризма, что в странах Южной Азии политическая ситуация небезопасна для туристов, а также ощущается большой недостаток средств, для развития туристского продукта и зарубежных продаж.

Европейский дальний туризм будет развиваться в зависимости от объема денежной массы в ряде стран региона. Предполагается темп развития перспектив туризма в Южную Азию выше среднего уровня из Восточной Азии, бассейна Тихого океана, Ближнего Востока и Африки.

Ближний Восток имеет в перспективе экономический рост, что несомненно приведет к повышенному среднему показателю потенциального роста выездного туризма. Все регионы выигрывают от возрастающего выездного туризма с Ближнего Востока.

Перспективы выездного туризма на Ближнем Востоке проблематичны. Если одним аргументом является то, что более стабильная обстановка в регионе могла бы усилить рост въездного туризма, то в качестве контраргумента выступает ситуация, когда привлекательность туризма в регион неясно выражена и идет процесс изучения и исследования этой ситуации. Рост показателей въездного туризма на Ближний Восток произойдет в основном в рамках внутрирегионального туризма, но не за счет регионов Европы и Америки.

Африка – регион, состоящий из множества различных субрегионов. Субрегиональные варианты пока еще предстоит определить в ходе подготовки   специального раздела по Африке в рамках  проекта «Прогноз всемирного туризма до 2005 г. и на последующий период».Тем не менее есть сложившиеся тенденции для всех субрегионов. Поскольку продолжают сохраняться проблемы, присущие континенту, которые ограничивают потенциальный рост реализации регионального туризма, то оценки касаются возможностей средних темпов перспектив как выездного, так и въездного туризма. Наиболее перспективными регионами по выезду из Африки буду Азия и сама Африка (внутри региона), а средний показатель роста въездного туризма в Африку будет характерен для поездок из Европы, Америки и Ближнего Востока.

развитие индустрии туризма в Республике Казахстан как основной фактор повышения эффективности международного туризма

Казахстан, как страна, может быть интересной для иностранцев не только своими недрами и содержащимися в них полезными ископаемыми, но и в качестве туристической Мекки.

Лишь недавно правительство обратило внимание на туристическую отрасль. Туризм – весьма прибыльный бизнес, что многие страны, обделенные природными богатствами прекрасно вписались в мировой экономический ландшафт и при этом находятся на почетных местах в международной табели о рангах.

По данным Всемирной туристской организации, каждый турист оставляет в стране пребывания в среднем $ 1.000 и способствует открытию 9 рабочих мест в 32-х различных отраслях народного хозяйства, обслуживающих туристическую сферу. Экономический эффект, достигнутый при помощи посещения страны одним иностранным гостем приблизительно тождественен поданным на мировых рынка 16 тоннам сырой нефти или 2 тоннам высокосортной пшеницы. Что называется, почувствуйте разницу: на чаше весов, с одной стороны, невосполнимое углеводородное сырье, добыча которого убивает тюленей и основательно подтачивает здоровье людей, а с другой стороны – целебный дождь из СКВ за удовольствие лицезреть восточную экзотику.  В общем, туризм состоит из одних плюсов.

Правительство, смотря сквозь пальцы на выездной туризм и не стимулируя аквизицию – прием иностранных гостей, в принципе, уподобилось бесконечному бегу белки в колесе. Дело в том, что согласно данным Госкомстата, в 1999 г. Казахстан посетило 50 000 туристов (приток валюты составил приблизительно $ 5 000 000), а выехало наших соотечественников 300000, что равно оттоку $ 30 000 000.   Дисбаланс не в нашу пользу. Данное отрицательное сальдо имеет негативный эффект. Эти миллионы, покинувшие пределы республики, щедро поддержали товаропроизводителя чьей угодно страны, но только не нашей. И как бы кабинет министров не лелеял мастных производственников, организовывая и претворяя в жизнь программу импортозамещения, валюта будет вымываться из Казахстана, если не организовать для встречного эквивалентного потока аналогичных турдолларов. Тем более что объективные предпосылки налицо: благоприятный природный и политический климат, наличие исторических  достопримечательностей и радушное гостеприимство казахстанцев.

«Открыть» Казахстан – задача не из простых. Но дорогу осилит идущий. А дорога эта – не то что столбовая, но даже не тропинка, а непаханное поле, целина. Надо смириться, свыкнуться с мыслью, что о нас не знают ничего. Более того, наших соотечественников за рубежом воспринимают за кого угодно, только не за представителей своей страны.

 Республике придется заново обрастать специалистами в области турбизнеса. Дилетантам, чье засилье в данной отрасли очевидно, не по плечу переломить инерцию в восприятии мирового сообщества Казахстана. Толковым менеджерам придется возбудить неподдельный интерес к нашей стране не столько как к уникальной природной кладовой полезных ископаемых, но сколько как к региону с неописуемыми ландшафтами, редкими по исторической значимости памятниками культуры, прекрасным, предугадывающим любые желания сервисом. Необходимо также мобилизовать старые кадры, прошедшие «интуристовскую» школу. К примеру, сейчас, по признанию Казахстанской туристической ассоциации, ощущается голод на гидов, экскурсоводов. А ведь в свое время эта профессия считалась престижной. И, со слов ветеранов туристической нивы, долгое время пребывавших на этой стезе, очень интересны, так как информация об истории города, республики находила живой отклик у зарубежных гостей. Вообще стать гидом было пределом желаний, потому что существовал жесткий конкурс, который, словно сито, отсеивал слабых претендентов на роль путеводителя. Сейчас девальвация данной профессии дошла «до ручки», она не востребована.

Для турфирм, занимающихся аквизицией, установлена нулевая ставка НДС, в госбюджете впервые в размере Т26 млн. выделены средства для популяризации казахстанского турпродукта. Обозначены четкие ориентиры, для достижения которых намечено усовершенствовать законодательную базу для унификации с международной, создание полномасштабной базы данных об инфраструктуре туристского сектора, участие в выставках, конференциях, от которых государство тихой сапой самоустранилось, и т.д.

Эти меры вселяют надежды, но до определенной степени. Стойкая приверженность к кампанейщине по-казахстански способна безвозвратно выхолостить самое полезное дело. Опасаемся, что по прошествии времени или нечаянной смене кабинета министров на туризм опять махнут рукой: чего, мол, огород городить, чепуха это все – даешь стране нефть!

У нас много говорится о Великом шелковом пути, но при этом забываем, что путь этот прежде всего базировался на караван-сараях. Сегодня нам надо решить, где ставить первый караван-сарай, что должно быть рядом с ним. Любой частотный анализ западной прессы наглядно докажет, что там есть только два упоминаемых объекта в Кызылординской области: Арал и Байконыр. Данный факт может послужить добрую службу, поскольку речь идет о бесплатной для кызылординцев рекламе, или раскрутке, кому как угодно. Остается только одно – найти благодатное место меж двух этих раскрученных объектов, где мог бы отдохнуть усталый путник (турист). Есть ли оно в зоне экологической катастрофы? Да, сохранился уникальный водоем – озеро Камбаш. Специалисты Израиля оценили по достоинству туристскую привлекательность и сравнили климат в районе озера с широко известным Мертвым морем.

Фирма STS выдвинула проект туристского комплекса класса HV1 на озере Камбаш.

При разработке программы развития туризма в Республике нельзя упускать из виду наличие на ее территории космического комплекса «Байконыр». При том, что в мире уже имеется положительный опыт привлечения средств любознательных путешественников на подобные объекты.

Общеизвестен факт, что Национальная аэрокосмическое агентство США является одним из крупнейших субъектов туристского бизнеса в мире. Для иллюстрации несколько цифр: общее количество посетителей всех павильонов флоридского космодрома за 1999 год составило свыше 26 млн. человек при средней цене билета $25, ассортимент сувенирной лавки в 8 000 наименований побуждает каждого туриста оставить еще от 100 до 200 долларов. Исходя из  приведенных данных, нетрудно представить, какой многомиллиардный дождь проливается на прилегающие к космическому центру территории в виде налоговых отчислений.

Не реально конкурировать в турбизнесе и с французским космодромом, расположенным во Французской Гвиане.

Но космодромы, начавшие борьбу за туриста, есть и ближе. К примеру, Япония, эксплуатируя класс самых легких ракет, активно использует имидж космической державы в рекламных целях, Индия включила в туры для европейцев посещение космических объектов. В силу закрытости информации о планах Китая трудно судить о его амбициях в этой отрасли. Но согласно сведениям, попадающим в Интернет, наши предприимчивые соседи с началом пилотируемых полетов, надо полагать, своего не упустят.

Вопрос – имеет ли право Казахстан и дальше оставаться в стороне от участия в столь прибыльном бизнесе, звучит риторически. Заключенные между РК и РФ договоры по космическому комплексу «Байконыр», не только позволяют Казахстану участвовать в космических программах, но и выступать инициатором этих проектов.

Правительство издает постановление о развитии туризма, обещает государственные инвестиции, турфирмы изыскивают свои возможности и пытаются привлечь иностранные вложения. Почему же нельзя устранить препоны, которые можно осуществить практически росчерком пера, подписав документы, отправляющие в архив изжившие себя инструкции. И рано или поздно космодром станет очень прибыльным местом для работы турфирм.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!