Причины возникновения экологического кризиса Семипалатинского полигона

1949 год. В Советском Союзе кипит работа над созданием атомной бомбы. Военные и ученые торопятся: первая советская атомная бомба должна быть готова в самые кратчайшие сроки. И вот урановый заряд мощностью 22 килотонны готов. Испытание назначено на 29 августа. Место провидения — малонаселенный район в Семипалатинской области Казахстана.

В этот день был штормовой ветер. Впрочем, Лаврентия Берию, присутствовавшего на испытаниях, это не остановило. Главное, что ветер дул не на юг, в Китай, и не на север, на город Курчатов. Прогремел взрыв. Образовавшееся облако, содержащее в себе значительное количество радионуклидов, в том числе йод-129 и йод-131, за 3 часа достигло границ Алтая и продолжало двигаться дальше. Там, где прошло облако, выпали радиоактивные осадки — на посевы, на траву, которую поедал скот, на грибы и ягоды — в общем, попали в пищевую цепочку человека. Особенно опасным стало молоко, обладающее свойством концентрировать радиоактивные частицы.

Этот взрыв открыл серию атмосферных взрывов — гораздо более опасных, чем подземные. В общей сложности, ядерных взрывов в атмосфере на Семипалатинском полигоне было 123, последний из них — 7 августа 1962 года. По сути, это была авария. Взрыв получился наземный. Продукты распада сцепились с грунтом и поднялись в воздух. Села эта масса в Семипалатинской области и на северо-востоке Алтая.

Содержание экологического кризиса

Прежде всего следует немного коснуться истории проведения работ по радиационной экологии в Казахстане. Конечно, многие исследователи, работающие в этой области, понимали исключительную серьезность проблемы в нашей стране — в стране, превращенной, по существу, в гигaнтский полигон для испытаний не только большого арсенала ядерного оружия, но и других видов оружия.

Что же касается радиоэкологической ситуации на Семипалатинском испытательном полигоне (СИп), то ею заинтересовались не только военные — по долгу службы, но и. гражданские учреждения, причем заинтересованность проявилась уже в начальный период испытаний, т.е. в 5О-е годы. Масштабы радиационного загрязнения были настолько велики, что тревогу забили не только общественность нашей страны, но и специалисты за границей.

За прошедший период, свыше 7-ми лет, было проведено много экспедиций, сделано масса измерений радиоактивности на территории СИП. Институтом радиоционной безопасности и экологии проведена работа по выяснению содержания различных радиоактивных нуклидов в водах, выходящих из скважин, где проводились подземные ядерные взрывы, и в тех водах, которые имеют какие-то контакты с этими скважинами. Как известно, гора Дегелен была местом проведения различными способами подземных ядерных взрывов. В настоящее время в горном массиве Дегелен закрыты все штольни, на площадке Балапан закрыты все неиспользованные скважины.

В ряде случаев в штольнях и скважинах, где проводились подземные ядерные взрывы, происходит просачивание радионуклидов, особенно когда радионуклиды мигрируют или переносятся водой. Вода, таким образом, является одним из путей перемещения радионуклидов. Поэтому исследования следует проводить по водостокам, в устьях скважин и штолен Дегелена.

Необходимо сосредоточить внимание и усилия на следующих направлениях, связанных с конкретными объектами.

  1. Вода. То, что она является жизненно важным объектом, никто не будет отрицать. Конечно, надо знать, что она содержит, тем более, содержит ли радионуклиды, причем какие, также степень их вредности для человека и окружающей среды. В условиях СИП очень важно знать возможность миграции радионуклидов по различным водным путям в крупную магистраль, особенно в реку Иртыш. В ряде случаев характеристика водной артерии региона может дать характер загрязнения радионуклидами большей части территории самого региона. Одним словом, радиоэкологическая характеристика воды может дать очень хорошую информацию о загрязненности радионуклидами не только в устьях водных протоков, но и той территории, через которую проходит водная артерия.
  2. Плутоний (Pu) в промышленном масштабе производится только искусственным образом для нужд ядерной энергетики (плутониевый реактор) и для изготовления ядерной бомбы. Следовательно, наличие Рu в организме человека, животных и в окружающей среде связано, в основном, с деятельностью человека, внесшего его в естественную среду в результате использования в ядерных установках типа военного изделия или плутониевого реактора.

Надо знать, и, конечно, многим это известно, что Ри, как всякий α-излучатель, очень токсичен, особенно если он попадет внутрь организма человека и животных.

К ряду приоритетных работ в области радиационной экологии следует отнести поиск достаточно протяженной среды, в которой происходит в большом количестве аккумулирование радионуклидов. Давно замечено аккумулирование радионуклидов в природной среде, Например в такой, как грибы, лишайники и др. Но эти культуры незначительны по объему и их трудно возделывать в большом количестве. Если бы удалось доказать пригодность какой-нибудь большой среды в природе, например, песка или определенных сортов глины, занимающих большие объемы, которые хорошо абсорбируют радионуклиды, то такой результат был бы очень важным и явился бы фактически практическим решением проблемы, так как большая протяженность среды была бы весьма эффективной для аккумулирования радионуклидов.

В конце 80-х годов ученые обратили внимание на высокий процент онкологических заболеваний в юго-западных районах Алтая и в Семипалатинской области Казахстана. Стали выяснять: почему? В результате исследований пришли к выводу, что рост числа заболеваний связан с атмосферными взрывами на Семипалатинском полигоне 1949-62 годов. Масштабным исследованиям мешал режим строгой секретности всего, что касалось ядерного оружия. Об этом никто не хотел говорить. Только после распада Советского Союза ученые получили доступ к необходимым документам.

В ходе исследований выяснилось, что в областях, близких к полигону, средний показатель по всем заболеваниям выше, чем в других областях Казахстана. Отмечено значительное количество поражений органов дыхания, моче-половой системы, однако в первую очередь страдает щитовидная железа — орган-«мишень» для радионуклидов. Раньше болезни этого органа связывались с недостатком йода в продуктах питания и воде. Кроме того, в пораженных областях наблюдается такое явление, как раннее биологическое старение организма. Ученые отмечают также рост числа психических аномалий.

Исторически сложилось так, что основная часть наземных и воздушных

ядерных испытаний, осуществленных на Семипалатинском полигоне, была проведена на «павлодарских» территориях полигона. Этот факт сам по себе не означает большей степени риска для территории Павлодарского региона, однако, он убедительно свидетельствует о том, что проблемы не ограничиваются лишь Семипалатинской областью.

В Законе Республики Казахстан «О социальной защите граждан,: пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» признано, что ядерные испытания нанесли невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Последствия испытаний зафиксированы на значительных территориях, среди которых — Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области Казахстана, Алтайский край Российской Федерации.

В Законе отмечается, что «все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения в поколение».

Основным фактором неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье населения региона стала ионизирующая радиация, обуславливающая внешнее и внутреннее облучение. При этом следует отметить, что локальные эффекты ядерных испытаний в течение всего периода их проведения накпадывались на радиационные эффекты другой природы. Воздействие на окружающую среду и здоровье населения оказывали также другие факторы, возникшие в результате ядерных испытаний — сейсмические колебания, электромагнитные поля, нервно-психологическая компонента. Влияние испытаний на человека и другие биологические объекты усугубляла общая неблагоприятная социально-экологическая обстановка в регионах, прилегающих к ядерному полигону.

Вместе с тем, границы территории, пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, до сих пор точно не установлены. Это связано со сложностью ретроспективного восстановления доз облучения и количественной оценки других последствий испытаний, воздействующих на окружающую среду и здоровье населения, а также с давностью проведения наземных и воздушных испытаний, нанесший основной вред территориям региона

Пути выхода из кризиса

Для решения проблем жителей пострадавших от испытаний районов действует федеральная программа «Семипалатинский полигон — Алтай» Также реализуются 3 совместных с Европейским экономическим союзом проекта в рамках программы INCO-Copornicus.

Для медицинской реабилитации людей созданы специальные диагностические центры. Центры оснащаются необходимым оборудованием, организована подготовка специалистов. Законом предусмотрен ряд социальных льгот для пострадавших от испытаний.

Существует семь основных направлений реабилитации населения: точное определение пострадавших контингентов (территорий); эколого-гигиенические мероприятия; профилактика радиогенных патологий и внедрение здорового образа жизни; диагностические и лечебные мероприятия; соблюдение специфических принципов организации здравоохранения; научные исследования и мониторинг; административно-правовые меры.2

В случае, если в соответствии с критериями данная территория может относиться к зоне радиационного риска, это должно быть убедительным основанием для осуществления реабилитационной программы для населения.

Важным направлением реабилитации населения являются эколого-гигиенические методы.

В первую очередь имеется в виду рекультивация земель полигона, проявление особой осторожности при выпасе скота и сенокошении, запрет на производство взрывных и аналогичных работ на приближенных территориях, которые способны нарушить экологическое равновесие и вызвать избыточную миграцию радионуклидов.