Модели товарного производства

История экономики знает два основных рода организации производство:

натуральное и товарное. Они прямо противоположны друг другу и различа­ются по следующим признакам:

а) развитости или неразвитости общественного разделения труда;

б) замкнутости или открытости хозяйства;

в) экономической форме изготавливаемого продукта;

г) видам хозяйственных связей между производством и потреблением благ.

Товарное производство – такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты:

Во-первых, производство товаров основано на общественном разделе­нии труда, которое складывается между отдельными хозяйственными едини­цами. Его развитие предполагает прогресс производства: рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, которые облегчают и со­кращают труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение выпуска благ на специализированном предприятии создает воз­можность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.

Развитость товарного производства зависит от уровня обобществления производства. Обобществление производства – это слияние разнородных производств в один производительный процесс (комбинирование), с одной стороны, и отпочкование различных производственных процессов в относи­тельно самостоятельные (специализация), с другой стороны. Высокий уро­вень обобществления производства характеризуется тесными взаимосвязями между разными видами производств, в результате чего обмены между ними становятся более частыми и сложными. От уровня обобществления зависит, какими продуктами обмениваются люди: деталями, полуфабрикатами или продуктами, готовыми к употреблению.

А.Смит так объяснил значение разделения труда для подъема благосос­тояния всех единоличных собственников: “Каждый работник может- распола­гать значительным количеством продуктов своего труда сверх того количе­ства, которое необходимо для удовлетворения его собственных потребно­стей; и поскольку все остальные работники находятся точно в таком же по­ложении, он оказывается в состоянии обменивать большое количество своих продуктов на большее количество изготавливаемых ими продуктов…”‘

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что товарное хозяйство дает широкий простор всеобщему экономическому закону разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует  в следствие  все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности. В итоге возникает несколько форм разделения труда:

а) международное (между странами);

б) общее (между крупными отраслями народного хозяйства: земледели­ем, промышленностью и т.д.);

в) особенное (деление внутри крупных отраслей на под отрасли, виды производства на отдельных предприятиях);

г) единичное (внутри предприятий — на различные их подразделении).

Разумеется, единичная дифференциация труда на предприятии, связан­ная с незавершенным изготовлением какой-то части готового продукта, не может порождать товарного обмена. Такой обмен – следствие других видов разделения труда: международного (внешняя торговля), а также общего и особенного (внутренняя торговля).

Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организа­ционно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные про­дукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит, как правило, за пределы каждой производ­ственной единицы и устремляются на рынок для удовлетворения спроса по­купателей.

В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением.

Они развиваются по формуле:

– производство – обмен – потребление. Изготовленная продукция сначала по­ступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает не­обходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через рыночный обмен устанавливаются экономические отношения между произ­водителями и потребителями товаров.

Следовательно, развитие разделения труда, открытость и рыночный характер хозяйственных связей сняли те преграды для прогресса экономики, на которые обрекало ее натуральное хозяйство. Потенциальные возможности противоположного ему товарного производства таковы, что ему свойственен закон расширенного воспроизводства.

Необходимое условие товарного производства – экономическое обособ­ление производителей друг от друга. Это означает, что каждый производи­тель и каждое предприятие сами распоряжаются основными факторами про­изводства (землей, трудом, капиталом), сами решают, что производить и в каком объеме, сами распоряжаются результатами труда. Их деятельности диктуется рыночными условиями.

Простое товарное производство было в докапиталистических формаци­ях, а товарно-капиталистическое хозяйство – при капитализме.

В простом товарном хозяйстве простые товаропроизводители (мелкие частные собственники) применяют средства производства, лично трудятся в своем хозяйстве и продукт их труда принадлежит им самим. Простое товар­ное производство — это индивидуальное производство ремесленников и кре­стьян для удовлетворения личных потребностей. Капитализм вырастает из простого товарного хозяйства.

В товарно-капиталистическом хозяйстве средства производства принад­лежат капиталистам, а рабочие лишены их. Капиталист, эксплуатируя наем­ный труд, безвозмездно присваивает продукт чужого труда. На капиталисти­ческом предприятии совместный труд рабочих используется в целях получе­ния прибыли для капиталиста.

Общим между простым и расширенным производством является основа — частная собственность на средства производства.

Общественное производство представляет собой деятельность людей, направленную на создание материальных и материальных благ и услуг для удовлетворения общественных потребностей.

Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление про­изведенных благ и услуг, то это – воспроизводство.

Индивидуальное воспроизводство означает воспроизводство индивиду­ального капитала в рамках фирмы, предприятия и т.п. Общественное воспро­изводство осуществляется в масштабе всего национального хозяйства какой-либо страны.

Простое воспроизводство – это процесс, при котором воспроизводство возобновляется из года в год в неизменных размерах. Капитал совершает кругооборот -один цикл, охватывающий процесс производства  обращения создаваемых товаров, завершаясь возвращением капитала в его исходную денежную форму. Для непрерывного движения необходимо: чтобы капитал  безостановочно переходил из одной его формы в другие: чтобы в каждый данный момент функционирующий капитал должен одновременно находить­ся в денежной, производительной и товарной формах на всех стадиях круго­оборота.

Расширенное воспроизводство – это возобновление производства во вес увеличивающихся размерах. Расширенное воспроизводство означает прирост величины действующего капитала за счет накопления. Экономический закон расширенного воспроизводства – это накопление. При расширенном воспро­изводстве та величина прибыли, которая достается  капиталовладельцу,  де­лится на две части: доход, идущий на потребление, и доход, идущий на нако­пление. В связи с этим величина накопления зависит от того, в каком соот­ношении прибыль распределяется на доход и самофинансирование капитала. Если устанавливается определенное соотношение между доходом и накоплением, то размер последнего прямо зависит от увеличения общей величины прибыли. При прочих равных условиях масса прибыли возрастает так же, как увеличивается новая стоимость (она зависит от размеров капитала, численно­сти работников, интенсивности и производительности труда).

Для индивидуального капитала характерно расширенное воспроизводст­во, позволяющее бизнесмену постоянно увеличивать массу новой (добавлен­ной) стоимости, в том числе прибыли. В ходе расширенного воспроизводства обновляется техническая база предприятия и выпускается больше продукции лучшего качества. Отсюда вытекает, что в масштабе национального хозяйст­ва вполне естественным является его расширенное воспроизводство. Итак, современная мировая экономика основана на общественном расширенном воспроизводстве.

Натуральное хозяйство и основные черты товарного производства

Организация натурального хозяйства является первой из обще­исторических форм хозяйствования. При натуральном производстве продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных i потребностей производителя или для внутрихозяйственного потреб­ления, что предопределяло его частный характер. Такие отношения господствовали в замкнутой первобытной общине, изготовлявшей все необходимое для себя. В основном натуральными были патриархаль­ное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Будучи собствен­никами земли, феодалы либо прямо присваивали труд крепостных, либо получали от них оброк продуктами или деньгами. Производ­ственные отношения выступали в “прозрачной” форме, как отноше­ния между самими людьми, а не как отношения между продуктами их труда.

Натуральная форма производства возникла до общественного раз­деления труда, когда процесс отпочкования тех или иных его звеньев только зарождался. Такая форма производства жестко замыкала все экономические процессы в рамки локальных единиц, не допускала открытия каналов для внешних связей. Рабочая сила жестко закреп­ляется за данным хозяйством. Натуральная форма адекватна такому уровню производительных сил и такому типу производственных отношений, которые предопределяют крайне ограниченные возможно­сти удовлетворения потребностей и в количественном и в качествен­ном отношении. В глубокой древности еще на заре формирования рабовладельческого способа производства в недрах натурального хо­зяйства возникло и развивалось товарное производство. Тысячелети­ями эти два вида хозяйства функционировали параллельно в различ­ных соотношениях. Существуют они и в настоящее время.

Сущность товарного хозяйства состоит в том, что его продуй создается не для непосредственного потребления, как это имеет место в натуральном хозяйстве, а для обмена. Это, однако, не озна­чает, что товарным является лишь такое хозяйство, которое обмени­вает все произведенные в нем продукты: оно будет в основе своей ясным и в том случае, если некоторая часть продукции собственного производства используется внутри хозяйства, минуя стадию обмена. Иначе говоря, если при натуральном хозяйстве отношения об­ид осуществляются лишь эпизодически, в виде реализации излишкам превысивших собственные потребности, то в товарном хозяйстве продукт целиком или в основной своей части специально произво­дится для обмена[3].

Главным условием превращения натурального хозяйства в товарное явилось общественное разделение труда, т.е. разделение труда между отраслями и хозяйствами, которые специализируются на про­изводстве определенных продуктов. Наличие общественного разде­ления труда является необходимой предпосылкой товарного произ­водства, а непосредственной причиной его существования является возникшее на основе общественного разделения труда обособление производителей друг от друга, которое проявилось в наличии част­ной собственности на средства производства.

Следует различать простое и капиталистическое товарное производство. Между ними имеются как общие черты, так и различия. Они однотипны потому, что, во-первых, оба эти вида товарного производ­ства основываются на частной собственности на средства производ­ства, и, во-вторых, экономические связи между людьми и предприяти­ями, осуществляемые посредством обмена, носят стихийный характер.

Различие между простым товарным и капиталистическим производством заключаются в следующем:

1) при простом товарном производстве в одном лице соединяется работник-производитель и собственник средств производства;

при капиталистическом — производителями являются наемные рабочие, лишенные средств производства, тогда как средства производства принадлежат капиталистам;

2) в простом товарном производстве отсутствует эксплуатация человека человеком, тогда как капиталистическое производство базируется на эксплуатации наемных рабочих;

3) простое товарное производство является мелким, раздробленным, а его общественный характер проявляется только во взаимных  связях между отдельными товаропроизводителями через рынок. В отличие от него даже на отдельно взятом капиталистическом предприятии отчетливо выражен общественный характер производства, что находит свое проявление в совместном труде многих рабочих.  Простое товарное производство в условиях рабовладельческого и феодального строя было только укладом, обеспечивавшим лишь небольшую часть всего произведенного в обществе продукта. В отличие от этого при капитализме подавляющая часть продукции создается на капиталистических предприятиях, и капиталистическое   производство является безраздельно господствующим.

В условиях капитализма товарное производство приобрело все­общий характер. Всеобщий характер товарных отношений при капитализме особенно резко проявляется в том, что товаром становится также и рабочая сила.

Простое товарное производство в виде ремесленных, мелких кре­стьянских хозяйств сохраняется и в настоящее время. Однако его значение, по мере разорения мелких товаропроизводителей, все бо­лее уменьшается. Природа мелких товаропроизводителей является двойственной. Они одновременно и труженики, и собственники.

Движущей силой ускорения развития товарной формы организа­ции общественного хозяйства является научно-технический прогресс. Одним из главных его направлений является специализация произ­водства, образование все новых и новых специализированных пред­приятий и отраслей. Это вызвало объективную необходимость их взаимного кооперирования, что привело к тому, что все работают для всех. Специализация позволяет повысить производительность тру­да при выпуске товаров массового производства в десятки, а порой и в сотни раз. В конечном счете производство принимало все более общественный характер, а его эффективность неуклонно повыша­лась. Тысячелетиями натуральное хозяйство было господствующим, а товарное — вспомогательным. Но технический прогресс содей­ствовал товарному производству, а натуральное сейчас играет вспо­могательную роль.

РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Понятия рынка, рыночного хозяйства, рыночной инфраструктуры на­столько обширны, что посвятить этому следовало бы отдельную работу. Но, учитывая, что темой курсовой работы явилось рассмотрение товарного про­изводства, отмечу только, что рынок – это высшая ступень развития товарного производства в современных условиях. Именно с этих позиций будет рас­крыта глава.

В современной экономической литературе различают несколько вариан­тов трактовки понятия “рынок”. Так, рынок понимается как место и сфера товарообмена. В этом смысле рынок – место, где каждый день миллионы по­требителей и тысячи предприятий “встречаются” и договариваются о ценах на все те товары и услуги, которые покупаются и продаются.

Рынок также понимают как систему экономических отношений между продавцами и покупателями. Таковым определяет его С. Фишер: “рынок представляет собой пакет соглашений, при помощи которых продавцы и по­купатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи дан­ных товаров и услуг.

Часто рынок представляют как механизм взаимосвязи между самостоя­тельными субъектами хозяйствования. Так, по мнению Макконела К. Р. и Брю С.Л., “Рынок – это механизм, осуществляющий контакт покупателями. или предъявителями спроса и продавцами, или поставщиками товаров или услуг.”

Под рынком понимается способ взаимодействия производителей и по­требителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

На рынке происходит постоянные колебания рыночных цен под воздействием изменений в спросе и предложении.

Экономическая теория исследует колебания рыночных цен вокруг не­коего состояния равновесия. Равновесная цена, устанавливающая при равен­стве спроса и предложения на всех рынках, отражает некую “нормальную цену”, при которой предельная общественная полезность и предельные об­щественные издержки уравновешивают друг друга. Эта “нормальная цена” – состояние наиболее эффективного при данном неизменном уровне техноло­гии использования всех основных факторов производства – и труда, и капи­тала, и земли.

Экономистами признается деперсонифицированный (безличностный)  характер рыночного механизма, т.е. механизма колебания цен. Наиболее из­вестных является положение А. Смита о “невидимой руке”, которая направля­ет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для него явля­ется лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрознен­ных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, появляется определенный порядок и структура общественного продукта в большей п.ш меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. “Не­видимая рука” – это и есть безличностный ценовой механизм.

К. Марксом выдвинута концепция “товарного фетишизма”, когда над то­варопроизводителем господствует фетиш – товар с его постоянно изменяю­щейся ценой. Следовательно, идея “невидимой руки” прослеживалась и в марксистском учении.

Рынок – базовое понятие микроэкономического анализа. Именно ни рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и воз­можности его изменения представляют основной интерес. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокуп­ность продавцов и покупателей товара X. Говоря о товаре “X”, мы можем иметь в виду как единственный продукт, так и группу товаров-заменителей.

Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ. Выделяются несколько типов границ рынка:

продуктовые границы, отражающие способность товаров заменить друг друга в потреблении;

– временные границы;

– локальные границы.

Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будут относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или ми­ровом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональ­ный рынок “внешних” продавцов, во-вторых.

Д. Робинсон предложила следующее определение рынка, которое с не­большими вариациями используется антимонопольными комитетами многих стран. Рынок включает однородный, товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной цено­вой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Задавая различнее зна­чения перекрестной ценовой эластичности, мы можем получать разные мас­штабы рынка.

Итак, рынок – это среда, в которой изучаются действительные потреб­ности потенциального покупателя, готовятся соответствующие условия про­изводства и реализации платных товаров и услуг в расчетном объеме и структуре под прямым и косвенным воздействием государства, реализующе­го свою экономическую роль посредством законотворческих, предпринима­тельских и международных функций[6].

Надо заметить, что рынок — это не идеальное построение общества, он имеет свои недостатки, так же как и преимущества. Но в современных усло­виях именно рынок способен решить хозяйственные проблемы.

Особенности товарного производства в Казахстане – государстве с рыночной экономикой

На рынке потребительских товаров соответствие между спросом и предложением далеко не всегда устанавливается. Частичные диспропорции, возникающие в сфере производства, непосредственно проявляются и сфере обращения, нарушая это соответствие. При определенных условиях оно может привести к тому, что часть произведенного продукта не будет соответствовать потребности населения и не будет реализована на рынке. Вместе с тем может возникнуть и противоположная ситуация, когда производство продукции может оказаться недостаточным для удовлетворения спроса населения, в результате проявляется временное несоответствие между предложением товаров и спросом. Спрос должен быть удовлетворен как по объему, так и по структуре, иначе нарушается сбалансированность. Отсутствие устойчивой сбалансированности между спросом и предложением сдерживает повышение эффективности производства.

За период 1991-1999 гг. в области сбалансированного развития спроса и предложения товаров возникли диспропорции. Если дореформенного периода, т.е. до 1991г., удовлетворялся спрос на растительные жиры, маргарин, макаронные изделия, хлебопродукты, сахар и кондитерские изделия, на многие виды одежды, трикотажные изделия, холодильники, радиоприемники, стиральные машины, телевизоры, часы, мебель, то начиная с 1991г. ощущается их острый недостаток, 1991-1993гг. возник ажиотажный спрос. Исчезли товары повседневного спроса. Даже 1989г., когда был относительно высокий уровень питания как калорийности, так и по количеству потребления продуктов, население недостаточно потребляло фруктов, овощей, рыбы. Денежного дохода хватало для покупки основных продуктов питания, но сказывались национальные традиции, плохое снабжение продовольственными товарами и недостаточная пропаганда рационального типа питания. Имелись проблемы, связанные с качеством и ассортиментом товаров.

В переходный период несбалансированность спроса и предложения наблюдается как по общему объему, так и по структуре, ассортименту и качеству товаров. Главной причиной такого положения является резкий спад производства как животноводческих, так и растениеводческих продуктов, резкое снижение покупательской способности населения, систематический и опережающий рост цен на товары.

В 1991-2000гг. наблюдается рост национальных денежных доходов населения, не сопровождавшийся соответствующим приростом производства товаров. Средняя заработная плата за этот период выросла в 61,1 раза. В то же время рост цен опережал рост нормальных денежных доходов населения 2,2 раза, что привело к снижению реальной заработной платы и покупательской способности большинства населения. При этом объем товарооборота значительно сократился.

В 1993-1999гг. на потребительском рынке сложилось крайне напряженное положение. Недоставало дешевых товаров для низкооплачиваемых групп населения. В то же время неудовлетворительный спрос со стороны высоко- и среднеоплачиваемых групп населения на товары в 1993г. составил 3млрд. тенге, в 1995г. – 4,5млрд. тенге, в 2000г. 5,8млрд. тенге.

Региональные пропорции спроса и предложения представляют собой единство двух аспектов: количественного и качественного, по которым можно судить о сбалансированности. Между тем на такой важный фактор, как соотношение между спросом и предложением отдельных товаров в Республике Казахстан, обращалось мало внимания. Некоторые экономисты поспешно делают вывод, будто изучение покупательского спроса и выявление потребностей на отдельные потребительские товары и услуги – задача простая. Однако если взять такой продукт, как пищевые жиры, где рынок насыщен, то не трудно убедиться, что в Республике Казахстан определить спрос на этот продукт не так легко. Спрос на жиры формируется не столько под влиянием доходов населения и розничных цен, сколько региональных факторов, таких, как социальный состав, количество потребителей продуктов и потребительские привычки.

Следует отметить, что определение спроса и потребности в товарах вещи разные. Например, зная, что научно норма потребления пищевых жиров составляет 2.2 кг. в среднем на одного человека, легко можно определить потребность в них, умножая этот показатель на численность населения. Так, пример, для г. Алматы в 2000г. она составила 2486 тонн пищевых жиров(1,130 человек * 2,2 кг.). Действительный же спрос на этот продукт в городе Алматы в 1999г. составил 280 тонн, при этом потребление его ежегодно снижается. Как видно, потребность по нормам в 8,9 раза выше предъявляемого населением спроса. Поэтому важной задачей является изучение региональных особенностей формирования спроса и потребностей населения. За последние годы темпы роста производства потребительских товаров в целом по Республике Казахстан резко отклоняются от темпов роста денежных доходов населения.

В отдельных же регионах эти различия  достигают значительных размеров. Например, если в 1990-1991гг. производство товаров на душу населения увеличилось на 9,3%, а среднемесячная зарплата рабочих и служащих на – 66,1%, то за 1992-1995гг. при снижении производства потребительских товаров в 14,4 раза реальная заработная плата снизилась 34%.

Розничный товарооборот по всем каналам реализации снизился в 2,5 раза в расчете на душу населения. В результате рост товарооборота по всем каналам реализации обеспечивался за счет снижения товарных запасов в торговле и промышленности, а также за счет либерализации розничных цен на товары и услуги.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!