Теоретические основы Конституции РК

Конституция (от латинского слова “constitutio” — установление, устройство).

1) Основной закон государства;

2) Название некоторых программных документов политических партий, общественных организаций (например, Конституция Н. Муравьёва);

3) В Древнем Риме — акты, исходящие от императоров (Конституции Римских императоров);

4) Индивидуальные физиологические и анатомические особенности от­дельного человека (конституция человека);

5) Общее строение организма животного (конституция сельскохозяйст­венных животных).

Конституция — основной закон государства. Конституция отражает общественное и государственное устройство, определяет принципы орга­низации и деятельности органов государственной власти и управления, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Термин Конституция в Древнем Риме обозначал акты (эдикты, декре­ты, мандаты, рескрипты), исходившие от императора, в отличие от зако­нов, принимавшихся в комициях. Конституция в смысле основного закона государства, касающегося главным образом принципов представительных органов государства и политических прав граждан, появляется впервые в результате буржуазных революций 17-18 веках.

В наше время КОНСТИТУЦИЯ определяется как основной закон, выражающий волю народа и закрепляющий в его интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответст­вующей страны.[2] Конституция — это политический документ. Главные во­просы её содержания — о власти, формах собственности, положение лич­ности, устройства государства.

Появление конституций, как основных законов государств, относится к эпохе буржуазных революций и возникновение буржуазных государств. Первой такой Конституцией является Конституция США, принятая в 1787 году в Филадельфии Национальным Конвентом. В Европе первыми бур­жуазными Конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 года.

Марксистско-ленинская теория видела сущность конституции в соот­ношении классовых сил в обществе. Первая советская Конституция РСФСР 1918 года зафиксировала такой итог классовой борьбы, как завое­вание политической власти рабочим классом в союзе с беднейшим крестьянством, отстранения от неё буржуазии и помещиков. Она создала на­дежный фундамент строительства социализма.

Социальное назначение Конституции состоит в том, что она служит народу, выражает его интересы. Конституция закрепляет принадлежность власти народу

Сущность Конституции.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые вы­деляют её, как особое правовое явление, то раскрытие сущности кон­ституции связано: с познанием её глубокой природы, той субстанции, которая в ней заложена; с решением вопроса о том, чью волю выра­жает.

В том плане сущность конституции, как и любого явления, во мно­гом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социаль­ные потребности вызвали её к жизни. По общепризнанному мнению, по­явление конституции в современном её понимании относится в XVIII ве­ку. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с рас­падом феодального общества под натиском нарождающегося капитали­стического строя.

Требовалась правовая форма за щиты и охраны новых экономиче­ских структур. Как отмечалось выше, такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства госу­дарства и общества, объективно поставленный выше власти короля, фео­далов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридиче­ском равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.

Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс метко охарактеризовал как “демиурга буржуазного кос­моса”.

Наряду с термином “конституция” применялось на первоначальных этапах её становления и наименование “Основной Закон”.

По вопросу о том, в чём состоит сущность конституции, различ­ные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. По ней предполага­ется, что все члены общества заключили договор, воплощенный в консти­туции, о том на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живёт. По этим концепциям Конституция — выражение су­веренитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в Конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, по­степенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Кон­ституции обладают по этой концепции необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от “революционных” конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер Конституции и связывающие её сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепля­ет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая, являясь теоретической основой государственно-правовой науки, усматривала сущность Консти­туции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сути.

Такое представление о сущности Конституции доказало свою исто­рическую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекла право­мерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полное огосу­дарствление общества.

Сущность Конституции, заключающаяся в утверждении общедемо­кратических начал, предполагает возможность жить в государстве в каче­стве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность Конституции предполагает её принятие при участии большинства избирателей и поддержке её большей частью числа последних. Однако демократия несовместима и с диктату­рой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются право меньшинства.

Конституция РК по своей сущности как конституция демократиче­ского, правового государства является выражением воли многонацио­нального народа Республики Казахстан, выраженной путем народного го­лосования, воли, которая направлена на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценности человека, его прав и свобод.

Конституция РК — это основной закон нашего государства, кото­рый оформляет и закрепляет основы общественного строя и главные на­правления внутренней и внешней политики РК, основы правового статуса личности в обществе и государстве.

Юридические свойства, основные черты, принципы и функции Конституции Республики Казахстан

Юридические свойства:

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического госу­дарства, от всех других правовых актов отличает следующая черта, а именно особые юридические свойства:

верховенство Конституции и её высшая юридическая сила;

— роль как ядра правовой системы;

— особая охрана;

— порядок принятия и внесения в неё поправок;

— специфические формы охраны.

Верховенство Конституции означает то, что её принципами, нор­мами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться дея­тельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. На принципе верховенства Конституции основаны территориальная целостность, унитарная форма устройства, президент­ская форма правления в Казахстане. Поэтому выступления против указан­ных государственных институтов нарушают верховенство Конституции.

В Конституции закрепляется, что Конституция РК имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории Казахстана. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержа­ние по сравнению с принципом её верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Казахстане, не должны противоре­чить Конституции Казахстана, органы местного самоуправления, должно­стные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РК и законы.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции выражает её место в иерархии правовых актов действующих в Республике Казах­стан.

Конституция является ядром правовой системы Республики Ка­захстан. Её принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.

Именно она определяет сам процесс правотворчества — устанавли­вает, какие основные акты принимают различные органы, их наименова­ния, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. Приня­тие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и об­новление текущего законодательства.

Особая охрана Конституции.

В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

В Конституции закреплено, что Президент является гарантом Кон­ституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конститу­цию РК.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов испол­нительной власти субъектов Республики Казахстан, в случае противоре­чия их Конституции.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Совет. Он был учрежден как специализированный орган конституционного контроля по французской модели. Конституционный Совет действует на основании Конституции и Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона “О Конституционном Совете Республики Казахстан”, закрепляющих его правовой статус. Другими словами, Конституционный Совет представляет собой особый квазисудебный орган конституционного контроля, не входящий ни в одну из ветвей власти, самостоятельно и независимо осуществляющий государственную власть. Он рассматривает дела в соответствии Конституции РК, нормативных актов государственной власти и их действий. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РК международный договор подлежит введению в действие и применению. Совет наделен правом определять конституционность международных договоров до их ратификации Парламентом. Таким образом, Конституция РК устанавливая нормы международного права над национальным, предусматривает возможность проверке международных договоров на предмет их соответствия национальному законодательству. По вопросам своей компетенции Совет принимает решения, которые имеют окончательный характер и должны исполняться всеми органами государственной власти: Президентом Республики, Парламентом, Правительством. Решения Совета обязательны также для всех судебных и административных органов Республики.

Следовательно, рассмотрев вопрос о статусе Конституционного Совета, мы можем сделать вывод о том, что этот орган призван выполнять очень важную и во многом полезную функцию в государстве – функцию обеспечения верховенства Конституции и поддержания режима конституционной законности на всей территории Республики Казахстан.

Конституцию отличает и особый, усложненный порядок её пере­смотра и внесения поправок, изменений и дополнений (ст. 91 Консти­туции РК).

Изменения и дополнения в Конституцию РК могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента РК, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит пере­дать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке установленном Конституцией. Если Президент РК отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент впра­ве большинством голосов не менее 4/5 от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента, принять закон о внесении этих изменений и допол­нений в Конституцию. В таком случае Президент РК подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум, который считает­ся состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики, имеющих право участвовать в республиканском референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на рес­публиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосо­вало более половины граждан принявших участие в голосовании.

Основные черты Конституции

Они характеризуют связь Конституции как политического докумен­та с общественным развитием, её истоки, специфику конституционного воздействия на жизнь страны.

Черты Конституции:

  • основополагающий характер;
  • Конституция — это документ прямого действия;
  • реальность;
  • стабильность.

Основополагающий характер конституции состоит в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения, являющиеся ос­новой поступательного движения общества на пути строительства свет­ского, правового, демократического государства. Конституционное регу­лирование носит обобщающий характер. Его задача:

1-раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;

2 — использовать минимум норм для этого;

3 — в отобранных нормах настолько четко и ясно отразить суть общест­венных отношений, чтобы эти нормы давали направление и определяли принципиальное содержание их последующей регламентации в актах те­кущего законодательства. Нормы Конституции РК представляют собой четкие и ясные правила, отражают перспективы общества, назначения го­сударственных органов, порядок их формирования.

Конституция — это документ прямого действия.

Прямое действие Конституции означает, во-первых, что нормы Конституции обязательны для органов законодательной и, исполнитель­ной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления; а во-вторых, что гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссы­лаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подза­конных актов. Т.е. для действия Конституции не требуется конкретизация её норм в других нормативных актах.

Конституция носит реальный ха­рактер. Реальность Конституции — это, прежде всего её соответствие, фактически существующим общественным отношениям. Реальность Кон­ституции обеспечивается постоянным углублением их социально-экономических, политических, организационных гарантий.

Стабильный характер — длительное действие норм Конституции без внесения в них существенных изменений. Стабильность Конституции не превращает её в застывший документ. Изменение жизни страны отра­жают в Конституции, вносятся поправки, дополнения. Но вносимые изме­нения не затрагивают принципиально регулирования общественных от­ношений, наоборот они направлены на их упрочение, расширение соци­альных гарантий действия конституционных положений.

Изменения и дополнения, которые были внесены 7 октября 1998 го­да, не противоречат этому принципу, т.к. они не касаются основ Консти­туционного строя Республики Казахстан.

Принципы Конституции

Перейдя к рассмотрению принципов Конституции РК надо дать оп­ределение слова “принцип”. Принципы Конституции РК — это основ­ные начала, в соответствии, с которыми применяется и действует основ­ной закон государства. Это руководящие идеи, которые в ней заложены.Теоретическая предпосылка “это концептуальные положения Н.А. Назарбаева по вопросам конституционного реформирования. Он яв­ляется автором большинства основных идей Конституции. Им были обос­нованы идеи о принципах деятельности Республики Казахстан, об укреп­лении суверенитета РК, о путях утверждения демократических начал во всем государственном механизме и укреплении государственной власти; о статусе языков, в частности об обеспечении реального статуса государст­венного языка, о роли русского языка; о развитии рыночных отношений и частной собственности; о принципах разделения власти и совершенство­вании высшего представительного органа и правительства, о создании не­зависимой судебной системы”.

Принципы Конституции подразделяются на:

  • экономические;
  • политические;
  • социальные;

Экономические принципы:

1) Принцип многообразия форм собственности на средства производства.

2) Принцип рыночной экономики.

3) Принцип хозяйственной самостоятельности и инициативы предпри­ятий, объединений и организаций.

4) Принцип широкого использования экономических рычагов и стимулов.

5) Принцип широкого развития индивидуальной трудовой деятельности.

6) Принцип приоритетного развития средств бизнеса.

Политическими являются следующие принципы:

1) Принцип народовластия.

2) Принцип многопартийности.

3) Принцип демократизма.

4) Принцип законности.

5) Принцип равноправия граждан.

6) Принцип политического плюрализма и гласности.

7) Принцип развития местного самоуправления.

Социальные принципы:

1) Принцип гармоничного сочетания интересов всех классов, социальных слоев.

2) Принцип равноправия рас и наций.

3) Принцип интернационализма.

4) Принцип свободы и неприкосновенности личности.

5) Принцип реального всестороннего развития личности.

6) Принцип свободы творчества и развития своих дарований.

Функции Конституции РК

Роль Конституции в жизни общества многогранны и выражается через её функции. Вопрос о функциях Конституции в юридической науке является спорным. Доктор юридических наук Авакьян выделяет 4 функ­ции Конституции, а именно: учредительную, организаторскую, внешне­политическую, правовую, функцию гармонизации отношений между классами и социальными слоями, между личностью, обществом и госу­дарством. Другие авторы называют некоторые другие функции.

Конституция РК имеет функции:

  • учредительная;
  • организаторская;
  • внешнеполитическая;
  • правовая.

Учредительная функция состоит в том, что Конституция становится политико-правовой основой развития общества на следующем историче­ском этапе.

Учредительную функцию выполняли все Конституции. Например, Конституция СССР 1936 года зафиксировала в стране по­строение основ социализма и начало строительства зрелого социального общества, создание экономической основы СССР в виде социалистиче­ской системы хозяйства и собственности, упрочение политической осно­вы государства, расширение прав и свобод граждан.

Учредительную функцию выполняла и Конституция 1977 года: она знаменовала построение в СССР зрелого социализма, как закономерного этапа на пути к коммунизму

Конституция Республики Казахстан зафиксировала построение в республике светского, правового, демократического общества.

Как основной закон, Конституция РК выполняет учредительную функцию и тем, что закладывает исходные начала нового правопорядка в республике или же его очередного этапа. Ею определяются, и из неё вы­текает весь строй правовых отношений в обществе. Она закрепляет сис­тему главной функции и формы деятельности всех государственных ор­ганов.

Конституция РК выполняет организаторскую функцию, т.е. моби­лизует трудящихся на дальнейшее свершение, стимулирует их политиче­скую активность, творческое отношение каждого гражданина к общест­венному долгу. Основной закон обеспечивает активное участие общест­венных организаций в жизни страны, предоставляет каждому человеку возможности для удовлетворения личных потребностей и общественно полезной деятельности.

Внешнеполитическая функция состоит в том, что Конституция обращена не только к внутренней жизни государства, но одновременно она является фундаментом его внешнеполитической деятельности. В Конституции отражены основы внешней политики Казахстана, состоя­щей в борьбе за сохранение и упрочение мира во всем мире, следовании международным договорам и соглашениям.

За пределами нашей республики Конституция служит важным ин­формационным источником. Она даёт представление людям других стран, государствам и международным организациям об общественном строе РК, политике его, внутренней структуре, правах и свободах граж­дан и т.д.