УЧЕТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ВИДЫ И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерская отчетность эта система взаимосвязанных показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на определенную отчетную дату, а также финансовое положение организации на определенную отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период . Согласно п. 1ст. 48 Гражданского Кодекса РФ, все юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Бухгалтерская отчетность предназначено прежде всего для формирования информации и предоставления этой информации собственникам и другим заинтересованным пользователям. Отчетность составляется на основании данных всех видов текущего учета – бухгалтерского, статистического и оперативного и поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности предприятия.

Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатов по стоимости показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном так и стоимостном выражении, и составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета.

Оперативная отчетность содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца и составляется на основе данных оперативного учета. Сведения которых содержатся в оперативной отчетности используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

Отчетность является завершающим этапом учетной работы. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы предприятия, а также для проведения экономического анализа на самом предприятии. Кроме того, отчетность необходимо для руководства хозяйственной деятельности и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут содержать таких оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Между отчетностью и бухгалтерским учетом необходимо связь, при которой получаемые в учете итоговые данные входят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей.

Отчеты предприятия составляют по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ по единой форме. Единая система показателей отчетности предприятии позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам и в целом по народному хозяйству.

Виды бухгалтерской отчетности.

Отчеты предприятий подразделяются по трем основным признаком.

  1. Объему сведений, включаемых в отчеты;
  2. Целям, для которых составляются отчеты;
  3. Периодам, охватываемым отчетностью;

По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность.

  • Частная отчетность включает информацию о работе предприятия на одном участке его деятельности.
  • Общая отчетность характеризует хозяйственную деятельность предприятия в целом.

По назначению отчетность можно подразделить на:

  • внешнюю
  • внутреннюю

Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей – заинтересованных юридических  и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении предприятия. Внешнюю отчетность так же называют “публичной” так как в соответствий с международной практикой она обязательно подлежит опубликованию. Внутренняя вызывается потребностью самого предприятия. В зависимости от периода отчетность подразделяется на текущую и годовую.

Периодическая (текущая) отчетность составляется на внутри – годовую дату. Периодические отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Такую отчетность подразделяют на ежедневную, еженедельную, месячную, квартальную, полугодовую и за 9 месяцев.

Годовой отчет составляется по окончании года.  Согласно ст. 14 Закона, отчетным годом для всех организации является календарный год с1 января по 31 декабря включительно. Требования к периодической бухгалтерской отчетности, содержании ее составляющих, правила оценки статей бухгалтерского баланса определяются в соответствий с требованиями к годовой отчетности. Согласно п. 2  ст.15 Закона РФ “О бухгалтерском учете”, организации, за исключением бюджетных, представляют периодическую бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончаний отчетного периода, а годовую в течений 90 дней по окончаний года, если иное предусмотрено законодательством.

Согласно п. 1  ст. 15 Закона “О бухгалтерском учете”  предприятия представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами.

  • Учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества в соответствии с учредительными документами.
  • Государственной налоговой службе.
  • Органом государственной статистики по месту регистрации.
  • Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют квартальную и годовую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. К таким организациям можно отнести открытые акционерные общества, страховые организации,биржи,инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств.Такие публикации производятся в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо путем распространения среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также передачей отчетности органам статистики с целью дальнейшего предоставления информации заинтересованным пользователям.

Формы бухгалтерской отчетности

Пунктом 2 ст. 13  Закона  РК “О бухгалтерском учете”  устанавливается обязательный состав бухгалтерской отчетности организации. В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о прибылях и убытках.
  3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
  • Отчет о движении капитала.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Приложение к бухгалтерскому балансу – форма.
  • Пояснительная записка.
  • Итоговоя часть аудиторского заключения.

В своей курсовой работе хотелось бы более полно раскрыть три формы бухгалтерской отчетности:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о прибылях и убытках.
  3. Отчет о движении денежных средств – форма.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс является основным источником информации для обширного круга пользователей. По балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью. Данные баланса широко используется налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

Балансовое обобщение информации в бухгалтерском учете позволяет выявить финансово – имущественное положение предприятия. Это достигается содержанием и структурой баланса, состоящего из двух равных частей : в одной отражается имущество по составу – актив, а в другой по источникам формирования – пассив баланса. Равенство итогов актива и пассива – важнейшая особенность бухгалтерского баланса, так как и в активе и в пассиве отражаются хозяйственные средства организации но с разных сторон – в активе показывается состав средств, а в пассиве – за счет каких источников они сформированы. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественный потенциал предприятия. Благодаря бухгалтерскому учету идентифицируется, оценивается, классифицируется и регистрируются все факты хозяйственной жизни предприятия, которые отражаются и накапливаются в учетных системах, а затем отражаются в бухгалтерском балансе. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятий и удовлетворять таким образом свои информационные потребности.

Каждый элемент актива и пассива называют статьей баланса. Оценка статей баланса производится исходя из допущений и требований,предусмотренных законодательством и регулятивами по бухгалтерскому учету. Оценка осуществляется в денежном выражений – в рублях. Статьи баланса распределены на разделы. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояние средств в балансе предусмотрены две графы: “На начало года” и “На конец года”. Статьи актива располагаются в порядке возрастающий ликвидности, то есть в зависимости от того, как быстро данное имущество можно обратить в денежную форму. Актив баланса раскрывает предметный состав имущество организации.

Пассив баланса показывает, какая величина средств вложена в хозяйственную деятельность организации и кто ив какой форме участвовал в создании имущества организации.

Одним из важных моментов является группировка обязательств по субъектам:

  • обязательства перед собственниками;
  • обязательства перед третьими лицами – кредиторами, банками;

Это деление необходимо при определении срочности их погашения. Другая часть пассива – внешние обязательства то есть долги, подразделяются на долгосрочные и краткосрочные то есть заемный капитал. Это и определяет структуру пассива баланса и последовательность размещения в нем источников хозяйственных средств.

Составлению баланса, как и всякого отчета, предшествует подготовительные мероприятия – закрытие счетов, распределение затрат по смешным отчетным периодам, подсчет и сверка итогов в различных учетных регистрах и обобщающих ведомостях, проведение инвентаризации, подтверждающий реальность остатков.

В отчетной форме №1 Бухгалтерский баланс по каждой статье указаны номера счетов бухгалтерского учета, сальдо по которым должно быть перенесено в данную статью баланса. Статьи баланса должны заполнятся на основании данных Главной книги о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета[2].

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках – вводит в состав годовой бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность организации утвержденный приказом МФ РК определяет отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) организации устанавливая требования к его содержанию. В соответствии с ним основное назначение этого отчета – характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Такая информация представляет особый интерес для оценки рентабельности и эффективности предпринимательской деятельности предприятия. Составляется он по данным счета Прибылей и убытков с привлечением записей по некоторым другим счетам, связанным с формированием финансовых результатов. При расчете финансового результата деятельности предприятия в бухгалтерском учете обязательно должен соблюдаться принцип начисления. Для сравнения показателей деятельности предприятия за отчетный период с соответствующими показателями прошлого года все показатели, которые формируют финансовый результат приводят в двух разделах “За отчетный период” и “За аналогичный период прошлого года”. В отчете представлен весь процесс формирования финансовых результатов: выявляется прибыль от реализации продукции как разница выручки от реализации продукции, работ и услуг и их себестоимости. Прибыль от реализации, дополненная другими финансовыми результатами, характеризует прибыль от всей финансово -хозяйственной деятельности. Добавление к этому показателю прочих вне реализационных доходов за вычетом расходов по ним позволяет получить показатель прибыли отчетного периода. Вычет из нее налога на прибыль и отвлеченных средств выявляет нераспределенную прибыль отчетного периода.

Особенности данного отчета заключается в том что:

  • отсутствует показатели по причитающимся к уплате налогам и другим налоговым платежам в бюджет, кроме показателя начисленной суммы налога на прибыль.
  • Отчет содержит три составляющие затрат на производство, вычитаемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) при исчислении финансового результата. Эти составляющие в виде себестоимости реализации продукции (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов определяются исходя из правил бухгалтерского учета.
  • Торговые и иные посреднические организации отражают в отчете всю выручку. Для этих организации при заполнении отдельных показателей сделано несколько отступлении от общих правил заполнение данного отчета, так например стоимость объектов своей деятельности (товаров) указанные организации показывают по статье “себестоимость реализации продукции (работ, услуг)”, по данной статье отражается покупная стоимость проданных товаров, а издержки обращения .
  • Затраты по реализации товаров и содержание торгового аппарата, отражаются в составе статьи “коммерческие расходы”.
Отчет о движении денежных

Отчет о движении денежных средств – является одним из элементов пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Назначение данного отчета состоит в том, чтобы помочь руководству предприятия и другим пользователям финансовой отчетности разобраться в причинах изменении в объеме и составе денежных средств организации , появившихся за отчетный период. Данный отчет связывает показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатами денежных средств организации, появившихся за отчетный период. Данный отчет связывает показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатами денежных средств организации другими словами он раскрывает, откуда деньги пришли и куда они ушли. Движение денежных средств в данном отчете отражается не только по предприятию, но и по видам деятельности. Существует три вида деятельности:

  • текущая деятельность
  • инвестиционная деятельность
  • финансовая деятельность

Текущая деятельность это деятельность организации, оговоренная учредительными документами организации и приносящая основную прибыль субъекту. Сюда также включают все операции, не относящиеся к инвестиционной или финансовой деятельности. Текущая деятельность это главные операции, приносящие прибыль предприятию, и включающие доставку или производство товаров для продажи, а также оказание услуг. Данная деятельность предприятия отражается в данном отчете в форме поступлении выручки от реализации продукции, работ, услуг, использование денежных средств на производство, а так же на уплату налогов. Инвестиционная деятельность это деятельность предприятия, которая связана долгосрочными капитальными вложениями в случае операции с основными средствами, земельными участками, недвижимостью, нематериальными активами, ценными бумагами долгосрочного характера, долгосрочными кредитами и займами и другими подобными операциями. Данная деятельность отражается в отчете в форме поступлении и использования денежных средств, связанных с приобретением и выбытием имущества длительного использования, со взаимоотношениями с заимодавцами по долгосрочным займам, а также долгосрочными займами, а также долгосрочными финансовыми вложениями в доходные активы.

Финансовая деятельность включает в себя операции с краткосрочными ценными бумагами, кредитами и займами сроком менее 12 месяцев и другими подобными операциями . Эта деятельность представляет собой поступление и выбытие денежных средств, связанных со взаимоотношениями организации со своими учредителями, с кредитными и другими организациями по краткосрочным займам, выплате доходов по вкладам в уставный капитал и заемным средствам, финансовым вложениям краткосрочного характера Финансовая деятельность, как правило, приводит к изменению в размере собственного капитала и заемных средств. Результатами финансовой деятельности должно стать увеличение денежных средств предприятия, которые могут быть использованы ею для осуществление операции и инвестиции.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

В системе бухгалтерской отчетности, как уже отмечалось, централь­ное место занимает бухгалтерский баланс; Его строение, равно как и содержание статей актива и пассива, в нашей республике претерпело большие изменения и приближено к требованиям международных стан­дартов. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики многие пользователи постоянно уделяют внимание балансу, и уже стала тради­ционной фраза: «Баланс – зеркало предприятия».

С точки зрения ученых, занимающихся проблемами отчетности, бух­галтерский баланс следует рассматривать с двух сторон: с экономико-право­вой и учетной. Первый подход представляет собой совокупность всего, что хозяйствующий субъект имеет и что может быть исчислено в денежном вы­ражении. Поэтому одним из признаков юридического лица в гражданском праве является наличие самостоятельного бухгалтерского баланса. Учетное понятие баланса, по существу, дополняет первый подход и отображает при этом состояние хозяйства не только на определенный момент, но и все процессы, а также финансовый результат деятельности. Но как бы ни рассматривалась роль баланса, его значение из года в год возрастает, о чем свидетельствует принятие соответствующих нормативных докумен­тов в различных странах, в том числе и в Казахстане.

Согласно стандарту бухгалтерского учета №2 «Бухгалтерский ба­ланс и основные раскрытия финансовых отчетов» баланс определяет сущ­ность активов, собственного капитала и обязательств, а также содержит требования к информации, подлежащей раскрытию финансовой отчетно­сти. Составляется он, как правило, на первое число месяца (квартала) и представляется в установленные адреса и сроки. Помимо этого, являясь способом обобщения и группировки активов и обязательств на конкрет­ный момент времени, он делится на разделы и статьи.

Раньше основным частям баланса – активу и пассиву – давали более упрощенное толкование. Под активами понимали «средства и их разме­щение», под пассивами – «источники и назначение средств».

В настоящее время эти понятия трактуются более широко, а именно: активы – это имущественная масса, которая должна приносить выгоду в будущем. Иначе говоря, это ресурсы, которые дают определенное пред­ставление об экономическом субъекте и его потенциале. Статьи актива баланса располагаются по определенной системе, в основе которой ле­жит степень подвижности имущества (ликвидности).

Пассив баланса показывает, какая величина капитала (или иных средств) вложена в хозяйственную деятельность предприятия и кто (в ка­кой форме) участвуете создании его имущественной массы. В рыночной экономике в отличие от прежнего толкования пассива как «источника образования и размещения средств» он определяется как обязательства залолученные ценности (работы, услуги), ресурсы (активы) или требова­ния (обязательства). Относительно обязательств можно сказать, что они в первую очередь группируются по субъектам, т.е. перед собственниками и третьими лицами (банками, кредиторами и др.). Это деление имеет важ­ное значение при определении срочности погашения.

Обязательства перед собственниками подразделяются, в свою оче­редь, на два вида:

+ возникающие в момент первоначального взноса собственника при открытии хозяйства (уставный капитал),

+ те, что превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств в результате оставления в хозяйстве части полученной прибыли (резервный капитал, фонды накопления, не­распределенная прибыль и т.д.).

Оба вида обязательств объединяются общим понятием «собственный капитал».

Средства, представленные в активе, совершают непрерывный круго­оборот, складывающийся из бесчисленного количества всевозможных тех­нологических и организационно-хозяйственных операций. Структуру пас­сива определяют собственный капитал; резервы, принадлежащие субъекту, а также обязательства, возникшие в ходе расчетных отношений, т.е. пассив обозначает долги предприятия. Иначе говоря, Левая – часть таблицы – «ак­тив» – отвечает на вопрос «что это», а пассив – “чье это”. Такое построение баланса дает возможность создать отчетливое представление об объеме, структуре и состоянии средств субъектов, об обеспеченности их собствен­ными и привлеченными источниками их покрытия, а также финансовых ре­зультатах и их использовании.

При правильном ведении учета и составлении баланса сумма всех статей актива должна быть равна сумме всех статей пассива. Это усло­вие заложено в самом слове «баланс», что в переводе с латинского озна­чает весы. Итог баланса называется «валютой баланса».

Под статьей баланса понимается отдельный вид средств (имущес­тва), источника (обязательства), показываемый в балансе под отдельной позицией и выраженный отдельной суммой. В зависимости от целей учета в балансе экономически однородные средства могут в одних случаях де­тализироваться в рамках отдельной группы по нескольким статьям; статьи баланса – группироваться в разделы по определенным признакам исходя из различных целей. При этом важное значение имеет упорядоченность и со­став статей баланса.

Согласно определению российских ученых под балансом следует по­нимать не просто таблицу или иную форму выражения результатов счетной регистрации, а совокупность свойств отдельного хозяйства, присущих ему реально, независимо оттого, насколько они постигаются бухгалтерским уче­том как наукой. В целом бухгалтерский баланс можно классифицировать следующим образом (табл. 1).

Признаки классификации и виды баланса

Признаки классификации по:

 

Виды баланса

 

объему и форме;

 

Сальдовые (статистические) Оборотные (динамические)

 

содержанию;

 

Имущественные Результативные По денежным потокам

 

источникам составления;

 

По учетным данным Инвентарные

 

времени и цели составления;

 

Вступительные (организационные) Операционные (периодические, годовые) Соединительные Разделительные Санируемые Ликвидационные

 

ширине охвата;

 

Простые (индивидуальные) Сводные

 

необходимости

 

Консолидированные Управленческие Отчетно-прогнозные

 

Каждая из приведенных разновидностей баланса имеет свое понятие, цель и сроки предоставления.

Российские исследователи учета выделяют более полусотни разных балан­сов. Наиболее распространенными считаются два подхода к пониманию балан­са – статический и динамический. Их различная интерпретация сводится к тому, что статический подход определяет баланс как метод учета, позволяющий в де­нежной оценке вычислить состояние средств и источники формирования. Под динамическим подходом подразумевается метод, благодаря которому в денеж­ной оценке и на конкретный момент времени можно изобразить кругооборот капитала, вложенного в предприятие, и его финансовый результат. В итоге по­явилась различная интерпретация отдельных понятий (табл. 2).

Сравнительная характеристика статического и динамического балансов
Область сравнения

 

Интерпретация в балансах

 

 

 

статических

 

динамических

 

Цели использования

 

Оценка финансового положения, размер средств (активов) субъекта

 

Выявление финансового результата

 

База формирования показателей баланса

 

Инвентаризация

 

Первичные документы

 

Основа характеристики актива баланса

 

Имущественные виды средств

 

Затраты будущих отчетных периодов

 

Основа характеристики пассива баланса

 

Источники формирования видов средств

 

Поступления, которые должны стать затратами

 

Характеристика аморти­зации

 

Обесценение имущества во времени

 

Перенос стоимости на готовую продукцию

 

Ценные бумаги

 

Отражаются по текущему курсу

 

Отражаются по фактической цене приобретения

 

Наиболее реальная база налогообложения и т.д.

 

Имущество

 

Прибыль

 

В практике бухгалтерского учета нашей республики, как и многих стран, идет смещение этих двух подходов. В общем виде баланс является одним из важнейших отчетных документов и может выступать с двух по­зиций. С одной стороны, в балансе содержатся важнейшие методические предпосылки, определяющие всю методологию бухгалтерского учета и лежащего в ее основе принципа двойной записи; с другой – это сгруппи­рованные и обобщенные в определенном порядке сведения о величине активов субъекта и его обязательствах.

В этой связи актуальным становится вопрос о том, как рассматривать баланс: с позиции интересов отдельных предприятий или многочис­ленных внешних пользователей бухгалтерской информацией. Данные обстоятельства повышают роль баланса, поэтому не случайно форма ба­ланса во многих странах утверждается соответствующими законами.

Правильно построить бухгалтерский баланс – это:

+ полностью охватить хозяйственный процесс во всем его многооб­разии;

+ дать надлежащую группировку хозяйственных явлений в соответ­ствии с природой и назначением хозяйствующего субъекта;

+ изучить связь между этими явлениями и установить правильную кор­респонденцию счетов, что позволит исследовать не только имуще­ственное состояние хозяйственника, но и финансовый результат.

При наличии у организации дочерних и зависимых обществ, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляется сводная бухгалтерс­кая отчетность, включающая в себя показатели отчетов этих обществ, находящихся на территории Казахстана и за его пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов республики.

Выбор формы построения баланса (горизонтальный или вертикальный) – прерогатива самого хозяйствующего субъекта. Построенная на этой осно­ве структура баланса по горизонтальной форме выглядит следующим обра­зом (табл. 3).

Внешний вид бухгалтерского баланса горизонтальной формы

Актив

 

Сумма

 

Пассив

 

Сумма

 

Перечень статей Баланс (итого)

 

 

 

Перечень статей Баланс (итого)

 

 

 

Баланс, построенный по вертикали, представлен в табл. 4.

Вертикальная форма баланса

АКТИВ

 

Сумма

 

Перечень статей 

 

Баланс (итого)

 

 

 

ПАССИВ

 

Сумма

 

Перечень статей 

 

Баланс (итого)

 

 

 

Вертикальный баланс состоит из пяти разделов:

1) долгосрочные активы;

2) текущие активы;

3) собственный капитал;

4) долгосрочные обязательства;

5) текущие обязательства.

Статьи баланса заполняются на основании оборотно-сальдовой ведо­мости, данных Главной книги или иного аналогичного по назначению регистра о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета. Структу­ра баланса характеризует вклад в процентом соотношении отдельных источников в формировании имущества субъекта, а также показывает, каков удельный вес тех или иных активов субъекта в общей сумме всех средств, которыми он располагает на дату составления баланса.

Построение активов и пассивов должно сводиться к следующим осно­вополагающим принципам:

– активы расположены в зависимости от степени их ликвидности (т.е. менее ликвидные к более ликвидным). Степень ликвидности характеризует скорость превращения активов баланса в денежные средства, поэтому предприятия отделяют высоколиквидные сред­ства (денежные средства, ликвидная дебиторская задолженность) от менее ликвидных (готовая продукция, запасы товарно-матери­альных ценностей и др.) и неликвидных (основные средства, нема­териальные активы). Другими словами, ликвидность – это показа­тель, который определяет возможность быстро мобилизовать име­ющиеся средства для оплаты обязательств и долгов в срок; + пассивы расположены в зависимости от степени срочности плате­жа (т.е. от менее срочных к более срочным). Для пассивов харак­терно использование временного критерия (годичный интервал либо текущий операционный цикл для краткосрочных обязательств). При этом обязательства (краткосрочные и долгосрочные) выступают в качестве требований в отношении активов предприятия, возника­ющих перед третьими лицами в результате уже имевших место со­бытий.

Таким образом, баланс обязан отразить три элемента финансовой от­четности: активы, собственный капитал, обязательства.

Информация бухгалтерского баланса как отчетной формы представ­ляет собой как бы фотографию мысленно приостановленного и зафикси­рованного на это мгновение кругооборота средств. Поэтому вся содержа­щаяся в балансе информация носит моментный характер и с этой точки зрения является ограниченной.

Помимо этого, для баланса характерны и нижеследующие ограниче­ния:

  • баланс по своей природе историчен, т.е. в нем отражены данные, показывающие итоги хозяйственной деятельности к моменту составления;
  • он не отвечает на вопрос, почему сложилось то или иное положение;
  • в нем нет сведений, отражающих полностью все стороны дея­тельности субъекта;
  • поскольку баланс – это свод моментных данных на начало и конец
    отчетного периода, он не дает представления о состоянии имуще­ства в течение отчетного периода;
  • баланс не обеспечивает пространственной и временной сопоста­вимости, и в нем нет базы для сравнительного анализа;
  • заложенный в балансе принцип использования историчности цен приобретения активов существенно искажает реальную оценку иму­щества;
  • в нем нет сведений о движении оборотных и других средств пред­приятия, и все представляется в обобщенном виде.

Несмотря на различные ограничения и многоцелевые подходы к бух­галтерскому балансу, основным необходимым условием его построения является равенство валюты актива валюте пассива, поскольку в нем рас­сматриваются одни и те же средства, но только с разных позиций.

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Цель составления этой формы – получение информации о том, имеет ли предприятие доход или оно убыточно. Отчет обеспечивает оценку результа­тов деятельности экономического субъекта за определенный отчетный пери­од с помощью достаточно подробного подразделения данных о доходах и расходах.

В Республике Казахстан отчету о результатах финансово-хозяй­ственной деятельности посвящен стандарт №3, в котором подробно рас­сматриваются цель и сфера действия тех или иных показателей. В нем также приводится порядок классификации и учета статей отчета о резуль­татах финансово-хозяйственной деятельности для составления и предос­тавления юридическим лицам (кроме банков и бюджетных учреждений), что обеспечивает сопоставимость финансовой отчетности юридического лица заразные отчетные периоды и финансовых отчетностей различных юридических лиц.

Кроме того, стандарт определяет порядок раскрытия различных ста­тей. Форма отчета о финансовых результатах должна включать в себя все показатели, представленные в табл. 5.

Из таблицы 5 видно, что отчет о результатах финансово-хозяйствен­ной деятельности сводится к раскрытию формирования финансового результата за тот или иной период (чистого дохода и убытка). При этом доходы и расходы могут быть представлены в этом отчете путем разгра­ничения видов деятельности. Такая информация оказывает определен­ную помощь для принятия решений. Источники статей отчетности имеют важное значение при оценке способности генерировать денежные сред­ства в будущем.

Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности

Показатель

 

Код строки

 

Доходы

 

Расходы (убытки)

 

1

 

2

 

3

 

4

 

Доход от основной деятельности

 

010

 

 

 

 

 

Себестоимость реализованной продукции (работ и услуг).015

 

 

 

 

 

Валовой доход020

 

 

 

 

 

Расходы периода: общие и административные025

 

 

 

 

 

Расходы на выплату процентов030

 

 

 

 

 

Расходы по реализации

 

035

 

 

 

 

 

Доход (убыток) от основной деятельности.040

 

 

 

 

 

Доход (убыток) от неосновной деятельности

 

045

 

 

 

 

 

Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения

 

050

 

 

 

 

 

Подоходный налог

 

055

 

 

 

 

 

Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения

 

060

 

 

 

 

 

Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций0.65

 

 

 

 

 

Чистый доход (убыток)070

 

 

 

 

 

Важная особенность данной формы в том, что в ней сравнивается сумма всех доходов предприятия с суммой всех расходов> понесенных им для поддержания своей деятельности.

По сравнению с ранее действовавшей формой этот образец содержит более упрощенные показатели, включаемые в отчетность. К примеру, в ней нет расшифровок использования прибыли, платежей в бюджет, зат­рат и расходов, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль. Все статьи доходов и расходов, признанные за отчетный период, включаются в нее при определении чистого дохода или убытка отчетного периода.

По первой статье отражается доход от основной деятельности, кото­рый может быть получен от реализации товарно-материальных запасов, оказания услуг, а также в виде вознаграждения, процентов, дивидендов, гонораров и ренты (в зависимости от основной деятельности). Доход от основной деятельности отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п., налогов и обязательных платежей; стоимости возвращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены, предоставленных покупателю.

По статье «Себестоимость реализованной продукции (работ и услуг)» показываются фактические затраты, непосредственно связанные с произ­водством продукции (работ и услуг), которые группируются в соответствии с экономическим содержанием по следующим элементам: материаль­ные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхо­вание, износ основных средств, прочие затраты, приведенные в СБУ 7 «Учет товарно-материальных запасов». Расходы периода включают в себя: * общие административные расходы; + расходы на выплату процентов;

– расходы по реализации.

Валовой доход представляет собой финансовый результат от реализа­ции продукции (работ и услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ и услуг) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ и услуг) в результате основной деятельно­сти.

Доход (убыток) от основной деятельности – это сальдированный фи­нансовый результат и определяется он как разность между валовым доходом и расходами периода.

По статье«Доход (убыток) от неосновной деятельности» показывает­ся сальдированный финансовый результат (доход, убыток) от неоснов­ной деятельности. Сюда входят результаты от реализации внеоборотных средств, изначально не предназначенных для продажи, переоценки цен­ных бумаг, обращающихся на бирже, и др.

Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения пред­ставляет собой сальдированный финансовый результат, определяемый пу­тем алгебраического сложения сумм по статьям «Доход (убыток) от основ­ной деятельности» и «Доход (убыток) от неосновной деятельности».

По статье «Подоходный налог» показывается расход, понесенный юридическим лицом в ходе получения дохода. Подоходный налог опреде­ляется в соответствии со стандартом бухгалтерского учета 11 «Учет по подоходному налогу» и начисляется в тот же период, в котором возникли соответствующие доходы.

Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения вы­числяют путем вычитания из дохода (убытка) от обычной деятельности до налогообложения величины подоходного налога.

Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций есть не что иное, как саль­дированный результат от чрезвычайных ситуаций за минусом подоходного налога. Чрезвычайные ситуации – это события или операции, отличные от обычной деятельности юридического лица (субъекта). Предполагается, что такие события и операции будут повторяться часто или регулярно.

Чистый доход представляет собой сальдированный результат (чистый доход, убыток), полученный юридическим лицом за отчетный пери­од. По данным отчета о результатах финансово-хозяйственной деятель­ности субъекта, этот показатель определяется путем алгебраического сложения дохода (убытка) от обычной деятельности после налогообло­жения с величиной дохода (убытка) от чрезвычайных ситуаций.

В данный формат отчетности необходимо внести уточнения по каж­дому используемому счету. В нем должны найти отражение сведения о решении общего собрания акционеров о распределении прибыли или по­крытии убытков общества за отчетный период, если такие сведения не опубликованы отдельно или в составе какого-либо иного документа, под­лежащего опубликованию в средствах массовой информации.

При этом публикация должна включать в себя:

  • полное наименование субъекта (акционерного общества, товари­щества и др.);
  • отчетную дату и/или отчетный период;
  • валюту и формат предоставления числовых показателей отчетности
  • должности, фамилии и инициалы лиц, подписавших отчетность;
  • дату утверждения отчетности общим собранием акционеров; + место нахождения исполнительного органа общества (полный по­чтовый адрес, телефон, факс), в котором заинтересованный пользо­ватель может ознакомиться с отчетностью и получить копию; + сведения об органе государственной статистики, в который обще­ство предоставило экземпляр бухгалтерской отчетности, состав­ленной по типовым формам.

Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенной форме, то публикация может содержать лишь мнение независимого аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности. В случае полной публикации бухгалтерской отчетности она включает в себя полный текст итоговой части аудиторского заключения.

В любом случае в отчетность вводят данные о полном названии ауди­торской фирмы, виде и номере лицензии на осуществление аудиторской деятельности, дату аудиторского заключения.

В западной практике под чистой прибылью понимается общая величина прибыли (это связано с тем, что прибыль является важнейшим показателем деятельности западных фирм; причем данная форма приводится первой в годовом отчете американских, великобританских и новозеландских фирм), в казахстанской практике – общая величина балансового дохода.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!