ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Доход – это денежные или материальные ресурсы, поступающие государству, предприятию, учреждению или отдельному лицу в результате перераспределения национального дохода. Доход, как экономическая категория, созданный прибавочным трудом, образует прибыль или чистый доход.

Величина дохода является главным показателем в определении благосостояния общества, предприятия, отдельной семьи, государства. Одним из важнейших показателей, характеризующим уровень благосостояния народа, развития производительных сил государства, его место среди стран мирового сообщества является такой глобальный, обобщающий показатель, как валовой национальный продукт ( ВНП )

Порядок формирования дохода и его распределение в условиях рыночной экономики является наиболее острой для большинства стран мира, в том числе и суверенного Казахстана. В связи с тем, что изжила себя система распределения доходов исходя из социалистических принципов, провозглашающих методы «уравниловки» в оплате труда, возросла распределительная функция государства. Следует ли распределять доход и материальные блага в соответствии с принципом равенства? Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций. Сторонники одной позиции доказывают нам, что большее равенство является основной предпосылкой выживания экономической системы. Приверженцы противоположной точки зрения предупреждают нас о том, что «стремление к равенству» подорвет систему и приведет ее к гибели. Тем не менее, эти дебаты лишний раз свидетельствуют о роли и важности значения дохода и его распределения в условиях рыночной экономики.

В общем понимании доход как экономическую категорию можно охарактеризовать следующим определением. Доход — это денежные или материальные ресурсы, поступающие предприятию, государству, учреждению или отдельному лицу в процессе распределения национального дохода. В экономической науке в понятие доход (income) включает все денежные поступления конкретного человека или предприятия за определенный промежуток времени (месяц, год). Доход предприятия, как правило, подразделяют на три группы:

  • доход, получаемый владельцем фактора производства – труда
  • доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей)
  • так называемые трансфертные платежи.

Доходы членов общества являются показателем его благосостояния. В США, например, в номинальный доход включается заработная плата, дивиденды, проценты, наличные трансфертные платежи, такие как пособие по социальному обеспечению и безработице. Номинальный доход рассчитывается до вычета налогов, из него не исключены налог на личный доход и налог на заработную плату.

Следует отличать доход от богатства (wealth); оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих частному, физическому лицу в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов – дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д., а также финансовых средств – наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства (а не дохода) можно получить кредиты в банке, богатство служит источником дохода.

В экономической литературе существуют различные концепции и по поводу исчисления дохода населения. Так, Эдгар К. Браунинг считает, что к доходам следует отнести также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества.

В Казахстане к доходам, которые облагаются налогам, т.е. налогооблагаемым доходам относятся аналогичные источники их образования. Например, к облагаемым налогом доходам юридических лиц по действующему в стране законодательству относятся доходы от списания долгов, присужденные или признанные должниками штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций, доходы, полученные за согласие ограничить предпринимательскую деятельность или закрыть предприятие.

Очень важным для государства и предприятия является такая характеристика дохода, как чистый доход. Чистый доход является основной базой для исчисления налогов, как на уровне предприятий, так и физических лиц. Он формулируется как конечный финансовый результат и определяется разностью между выручкой от реализацией и затратами на ее производство и продажу. Для физических лиц под доходом понимается совокупный доход, получаемый из всех источников выплаты. Сумма дохода, превышающая установленный минимум, предел, облагается налогом по прогрессивной шкале, т.е. чем выше сумма дохода, тем выше процент удержания от дохода суммы налога.

Различают следующие виды доходов

  • доходы государства
  • доходы хозяйствующих субъектов
  • доходы населения.

По источникам формирования различают

  • валовый доход
  • чистый доход,
  • совокупный налогооблагаемый доход,
  • совокупный годовой доход

Основным понятием, которым оперируют в целях ,налогообложения, распределения и перераспределения дохода на является такой важнейший показатель, как совокупный годовой доход. Совокупный годовой доход состоит из денежных и других средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги и другие операции. К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, включая доходы, получаемые в виде оплаты труда и пенсионных выплат, и доходы от предпринимательской деятельности, а так же имущественный доход физических лиц.

Уровень жизни населения

Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможности, ни острой необходимости, ни других запросов и особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В этом отношении рынок совершенно безразличен к потребителю: товар достается тому, кто может за него заплатить, а не тому, кто больше всего в нем нуждается. На последний вопрос экономической триады: что производить, как производить и для кого производить, рынок отвечает однозначно: для любого, кто в состоянии купить товар. Очевидно, что с гуманитарной точки зрения такой принцип распределения общественного продукта, как и распределения получаемых в рыночной системе доходов, нуждается в коррекции и изменении. Возникает, таким образом, задача перераспределения дохода, которую в разной мере и в различных формах решает государство. При этом можно наблюдать разную степень вмешательства правительства в перераспределение, начиная радикальным (в Швеции) и кончая консервативным (в США).

Какими способами государство может осуществлять перераспределение доходов?

  • Проводя соответствующую фискальную политику, взимая налоги с прибыли и личных доходов, государство получает возможность осуществлять трансфертные платежи наименее социально защищенным слоям населения (пенсионерам, ветеранам, безработным, многодетным семьям с низкими доходами и т.п.). Такая политика позволяет правительству добиться более справедливого распределения. Правда, реакция на такие трансфертные выплаты среди богатых и бедных различна. Богатые считают, что политика обложения высокими налогами напоминает действия Робин Гуда, который, как известно из романа Вальтера Скотта, грабил богатых и отдавал все это беднякам. Бедные справедливо считают, что высокие доходы, получаемые собственниками больших капиталов, земли и недвижимости, нажиты неправедным путем, и поделиться с бедными богачи просто обязаны.
  • Государство может непосредственно вмешаться в рыночный механизм, устанавливая предельные цены для товаров первой необходимости, а также минимальные ставки заработной платы. Более того, оно может субсидировать некоторые жизненно важные отрасли экономики, например, сельское хозяйство. Все эти меры, несмотря на сопротивление наиболее обеспеченных граждан, позволяют поддерживать определенный жизненный уровень населения.
  • С экономической точки зрения уровень жизни определяется прежде всего материальными потребностями, степенью удовлетворения пищей и одеждой, жилищем и предметами первой необходимости, а также многими услугами общественного характера (здравоохранение, образование, условия работы и отдыха, развлечения и т.п.). Конечно, потребность в образовании, повышении квалификации, росте культурного уровня и другие интеллектуально-духовные запросы больше связаны со сферой сознания, но их удовлетворение также во многом зависит от материальных возможностей, общественного или личного дохода.

Рисунок 1. Кривая Лоренца

 Экономика стремится найти если не методы количественного измерения, то хотя бы методы сравнения и оценки уровня жизни на макро — и микро уровнях.

Проще всего охарактеризовать уровень жизни всего населения, ориентируясь на среднестатистические величины. Необходимо, однако, иметь в виду, что таким способом мы не измеряем и тем более не определяем непосредственно уровень жизни, который зависит от множества разнородных потребностей материального и духовного характера, а только связываем его с другими экономическими параметрами. Прежде всего с душевым доходом, т.е. реальным ВВП, приходящимся на каждого гражданина. Очевидно, что эта величина не дает точного представления о доходах каждого жителя страны, а является усредненной, характеризующей благосостояние страны и ее экономику в целом. Тем не менее этот показатель весьма существенен при анализе экономического развития разных стран, и поэтому широко используется в экономических исследованиях.

Уровень дохода на душу населения зависит от реального объема ВВП и от численности населения, его структуры и демографического роста. Прирост ВВП в развитых странах определяется в значительной мере производительностью труда (в СІПА почти на 70%). Демографический рост, как показывает опыт развивающихся стран, в гораздо меньшей степени определяется экономикой, поэтому у них душевой доход значительно ниже, чем в развитых странах, ибо население в них растет во много раз быстрее, чем производительность труда.

Вместе с тем в развитых странах также возникают свои проблемы, обусловленные падением рождаемости и старением населения. В силу этого неуклонно снижается доля трудоспособного населения и возрастает число пенсионеров и лиц, нуждающихся в социальной защите.

В западной экономической литературе существует множество приемов, рекомендаций и методов для определения степени неравенства доходов различных групп населения. Мы остановимся на анализе кривой Лоренца, которая построена на основании эмпирических исследований в американской экономике (рис.1)

Отложим на оси абсцисс процент семей, получающих определенную часть дохода, а на оси ординат — соответствующий процент доходов. Если провести диагональ в полученном квадранте, то точки, расположенные на ней, изобразят абсолютно равное распределение доходов семей. В реальной действительности такого не происходит, и поэтому, нанеся на рисунке фактический процент доходов разных семей, мы получим кривую Лоренца, которая показывает, насколько большой разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством, т.е. как неравномерно распределены доходы.

Неравенство доходов, создаваемое в рыночной экономике, которое усиливается особенно в период спада производства и инфляции, должно быть ослаблено и в определенной мере компенсировано системой мер, программ и законов по социальной защите наименее обеспеченных групп населения. Во всех развитых странах с рыночной экономикой такие программы давно работают и способствуют ослаблению социальной напряженности.

Переход к рыночной экономике в России приводит к еще большей дифференциации и неравенству в доходах, причем количество людей, живущих ниже черты бедности, катастрофически увеличивается, несмотря на запоздалые меры по повышению заработной платы и ее индексации. Хотя в этих условиях программы и меры по социальной защите не могут не отличаться от западных, где давно существует рынок, тем не менее их опыт по социальной защите населения, обеспечению его занятости и стабилизации экономики с определенными коррективами может быть с успехом использован и у нас.

Система мер, программ и законов по социальной защите исходит из основного положения Декларация прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества. Поэтому любое цивилизованное государство обязано защищать своего гражданина от экономических и социальных невзгод, потрясений, вызванных потерей работы, или от резкого падения доходов, инвалидности, старости, болезни и т.д. В экономическом плане социальная защита зависит прежде всего от финансирования соответствующих мер и программ, но само финансирование во многом определяется возможностями экономики страны, показателем ее душевого дохода.

После Второй мировой войны и восстановления народного хозяйства во всех развитых странах наблюдалась тенденция к росту расходов на социальную защиту населения. Наиболее показательны в этом отношении Швеция и Франция, где такие расходы составили почти 1/3 ВВП 1983 г. Наименьшие расходы характерны для Китая и СССР. Что касается источников финансирования расходов, то в странах с рыночной экономикой эти расходы несут государство, предприниматели и работающее население.

В странах бывшего социалистического лагеря все расходы производились за счет бюджета и лишь частично из других источников. В настоящее время в российских законах предусматривается также финансирование социальной защиты предпринимателями, но пока львиная доля средств вдет из бюджета и пенсионного фонда, В западных странах доля участия государства, работодателей и потенциальных получателей социальной помощи также представлена неравномерно. Так, во Франции, Швеции и отчасти в СІПА почти половина средств на социальную защиту поступает от работодателей, в Великобритании — от государства, потенциальные получатели помощи вносят примерно 1/5 часть средств, исключение составляет Швеция, где они вносят лишь 1 % средств.

0 Поскольку в условиях перехода к рынку проблема социальной защиты в нашей стране приобретает особую актуальность, целесообразно обсудить те конкретные модели и программы, которые были и существуют в развитых странах с рыночной экономикой. Однако не следует забывать об условиях формирования нашего рынка и критически, а не слепо и бездумно переносить эти модели на нашу действительность. Наибольший интерес для нас представляют американская модель социальной защиты и шведская модель поддержания программы полной занятости.

  • Американская модель социальной защиты основывается на двух источниках финансирования: государственном и частном.

Поощряя частное предпринимательство во всех секторах экономики и взимая налоги, американское правительство тем самым способствует перераспределению национального дохода, ослаблению неравенства между богатыми и бедными, хотя налоговая реформа 1986 г. вновь усилила это не- . равенство в пользу богатых, которые получили налоговые льготы и на прибыль, и на личные доходы. В настоящее время в условиях спада экономики социальные программы еще больше урезываются.

Основную тяжесть по социальной защите несет, конечно, государство, которое оказывает помощь наименее социально защищенным группам населения. Эта помощь идет по линии государственного социального страхования (выплаты пенсий по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца и т.п.), а также государственного вспомоществования. Хотя может быть и нерегулярно, но оно охватывает более широкую категорию нуждающихся (престарелые, слепые, нуждающиеся семьи с детьми, студенты и т.д.). Такая помощь оказывается не только федеральной администрацией, но и в рамках социальных программ штатов. Кроме того, она включает не только денежные пособия, но и материальную помощь в виде талонов на продовольствие, школьные завтраки и обеды, специальное питание беременным женщинам и грудным детям и т.п.

Государственный фонд помощи безработным хотя и формируется более чем наполовину за счет потенциальных получателей фонда и предпринимателей, но почти на одну треть финансируется также государством.

Частная социальная помощь осуществляется в разнообразных формах от простой благотворительности до частного социального страхования и пособий, которые выплачивают фирмы своим работникам, уходящим на пенсию, пострадавшим на работе и заболевшим. Однако эта помощь не имеет обязательного и регулярного характера, особенно в условиях общего спада производства.

  • В осуществлении программы и мер по поддержанию занятости населения и сокращению безработицы особого внимания заслуживает опыт Швеции. Благодаря новым планам и методам подготовки рабочих, повышению их квалификации и трудоустройства Швеция раньше других стран сумела провести структурную перестройку промышленности. Хотя при такой перестройке всегда возникает структурная безработица, но здесь в результате продуманных мер она была значительно сокращена. Переподготовка работников там производится в течение 18 недель специальными организациями по договору с государством и фирмами. Как правило, люди, прошедшие такую переподготовку, впоследствии получают работу. Активная политика по обеспечению полной занятости и уменьшению до естественного уровня безработицы подкрепляется системой мероприятий правительства и муниципальных органов. Из всех средств, направленных на поддержание занятости, около 3/4 расходуется на создание рабочих мест, переквалификацию рабочих и специалистов и осуществление других мер, способствующих профессиональному росту кадров. Ведь именно от этого зависит прежде всего производительность труда, а следовательно, и экономический рост. Характерно, что только 1/4 часть средств расходуется на пособия по безработице, а это как раз и свидетельствует не о пассивной политике по отношению к данной категории лиц, а об активном включении их в трудовой процесс после необходимой переподготовки. Пособия по безработице только на 15% оплачиваются самими рабочими, а 85% — правительством и предпринимателями.

В Швеции создана широкая сеть бюро по трудоустройству населения, которые стремятся к тому, чтобы предоставить человеку не временную и неквалифицированную работу, а работу по специальности, его склонности и интересам. Не забыты здесь и инвалиды, а также лица с определенными физическими недостатками, для которых создаются специальные так называемые защищенные мастерские.

ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В РК

Процессы, происходящие в современной казахстанской экономике, привели к таким неоднозначным явлениям, как падение доли оплаты труда в доходах населения при одновременном росте предпринимательских доходов. Соответственно увеличилась доля доходов от предпринимательской деятельности.

Вместе с тем среди экономистов есть справедливое положение, что в понятии «предпринимательский доход» присутствует и так называемая «теневая» зарплата. Доходы населения, получаемые в виде дивидендов, статистика также относит к предпринимательскому доходу, куда включаются все поступления, не относящиеся к заработной плате и социальным трансфертам. Сюда же входит скрываемая от налогообложения оплата труда в теневом секторе экономики. В таком виде предпринимательские доходы не поддаются эффективному регулированию, хотя и растут самыми быстрыми темпами. В целом это подтверждает вывод о все более суживающейся сфере государственного регулирования доходов населения. Отсутствие целенаправленной экономической политики, призванной как контролировать доходы различных слоев населения, так и активно влиять на них, приводит к такому явлению, как необоснованная дифференциация доходов.

Особенным явлением в республике стали задержки и невыплаты заработной платы, что не только снижает и без того низкие доходы большинства населения, но и значительно увеличивает фактическую дифференциацию. Что касается воздействия государства на эти процесс, то, очевидно, что в наибольшей степени регламентируется уровень доходов работников бюджетной сферы. Если принимать во внимание тот факт, что сам по себе уровень доходов в бюджетных отраслях значительно ниже среднего по стране (в соответствии с действующей тарифной сеткой самый квалифицированный работник бюджетной сферы получает теперь заработную плату, равную прежней минимальной заработной плате), с одной стороны, а с другой стороны, доля занятых в бюджетной сфере постоянно уменьшается (это является результатом процесса приватизации, когда доля государства в основных фондах с 91% в 1990-1991 годах снизилась до 44% в 1994 году и до 9,5% на начало 1996 года, при этом далеко не все оставшиеся в частичной собственности государства хозяйствующие субъекты финансируются из бюджета), то станет очевидно, что прямому государственному регулированию и учету в области доходов практически неподвластна большая часть экономики.

Важное значение данный факт имеет при осуществлении социально ориентированной экономической политики, направленной на оказание адресной помощи малоимущим слоям населения. Если официально учитываемые доходы могут отражать положение лишь части населения, занятой в бюджетной сфере или на государственных предприятиях и не имеющей иных источников дохода, кроме заработной платы, то адресная помощь не может быть таковой в силу большего количества скрытых от государственного учета и воздействия источников дохода.

Наиболее характерный пример – широко распространенные валютные депозиты, активно применявшиеся до последнего времени практически без каких-либо ограничений. Являясь существенным источником дохода работников коммерческих структур при официальной весьма скромной зарплате, они приводят к недополучению государством налогов практически по всем платежам, связанным с начислениями на фонд оплаты труда. А в справке о зарплате будет указана соответственно только официальная зарплата, представляющая собой часть фактического дохода. Налогообложение валютных депозитов сверх ставки рефинансирования Банка Казахстана– половинчатое решение, сохраняющее неравноправное положение различных хозяйствующих субъектов в части налогообложения и заставляющее их активно применять подобные методы увеличения доходов своих сотрудников и снижения налогового бремени.

Новая шкала подоходного налога, введенная в действие с 1999 года, также ориентирована на некоторое снижение налоговой нагрузки на получающих средние и высокие доходы при неизменном ее уровне для низко доходных слоев населения.

Попытка учесть множественность источников доходов предпринята во вводимой с 1999 года декларации о доходах. Так, появилось понятие «материальной выгоды», подразумевающее следующие виды доходов: проценты и выигрыши по вкладам в банках; доходы от страховок, экономия от беспроцентных или низкопроцентных кредитов, получаемых от предприятий, учреждений и организаций.

Опыт показывает, что доначисление налогов по результатам работы налоговых инспекций осуществляется крайне неэффективно в силу ряда объективных и субъективных факторов (малочисленность работников налоговых органов, недостаток информации по всем налогоплательщикам, невозможность практически привлечь к ответственности недобросовестных должников, включая даже необеспечение сохранности корреспонденции в почтовых ящиках, поскольку уведомления налогоплательщикам о необходимости предоставить соответствующие справки рассылаются по почте).

Резервы увеличения сбора подоходных налогов по группе населения, имеющей низкие доходы, практически исчерпаны. В группе населения с высокими доходами имеется гораздо больше возможностей сокрытия налогов при практически полной ненаказуемости нарушителей. Не получила распространения и процедура конфискации имущества (хотя в новом законе о банкротстве она предусмотрена).

Разработка взвешенной политики доходов, учитывающей интересы различных слоев населения и направленной на поддержание социальной устойчивости экономического механизма, включает в себя целый ряд направлений. Это и внесение изменений в законодательство, регулирующее размеры оплаты наемного труда (включая такие предложения, как частичная добровольная оплата труда с помощью акций предприятий при создании соответствующих условий), и совершенствование практики взимания социальных налогов с правом предоставления выбора наиболее целесообразной для региона или отрасли базы для начисления такого рода налогов, и реорганизация системы подоходного налогообложения с установлением, например, более дробной шкалы налогообложения. Большие интервалы не могут быть эффективными, поскольку стимулируют сокрытие от налогов даже относительно невысоких доходов.

Существенное значение могут иметь меры, направленные на совершенствование системы социального страхования, которая призвана оказывать социальную поддержку широким слоям населения, и опирается на легальные формы занятости и получения доходов. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются, – создается персонифицированная система учета пенсионных взносов.

В условиях повсеместного распространения различных методов сокрытия полученных доходов наиболее целесообразно, по мнению автора, применять методы контроля за доходами на стадии потребления, поскольку практика утаивания все же менее сложна и использование подставных лиц при осуществлении крупных покупок таит угрозу для самих фактических владельцев при заключении недобросовестных соглашений. При этом предлагаемый некоторыми экономистами и политиками налог с продаж при явной его привлекательности в значительной степени затронет всех потребителей товаров и услуг, поскольку снижение налоговой нагрузки на предприятия в условиях тяжелого финансового состояния большинства из них не гарантирует соответствующего снижения цен на товары, а новый налог может привести к росту цен практически на все, особенно ходовые (например, продовольственные), товары, спрос на которые не в столь значительной степени ограничен платежеспособностью основной массы населения, как на дорогостоящие товары.

Не касаясь подробно опыта развитых стран по осуществлению контроля за доходами и расходами (это предмет специального исследования), приведем пример отношения государства к тайне банковских вкладов. Необходимость установления происхождения тех или иных доходов вынудила ряд государств осуществить в этом направлении ряд шагов. Так, в США еще в 1970 году в связи с растущей организованной преступностью появился Акт о банковской тайне, который создал правовую основу для судебного преследования лиц, пытающихся скрыть участие в преступлениях. Закон «О тайне банковской деятельности» содержит ряд требований к финансовым учреждениям по ведению учета и представлению отчетности.

Ответственность за соблюдения Закона о банковской тайне была возложена на контролирующие организации федерального банка. Одновременно была значительно усилена роль министерства финансов. Министерство финансов создало специальную сеть, представляющую собой информационный банк данных о финансовых сделках и операциях, объединяющий сведения, полученные от различных федеральных органов. Службе внутренних доходов министерства финансов были предоставлены соответствующие полномочия по инспекции финансовых учреждений через управление уголовного розыска службы, куда поступают отчеты о валютных операциях, зарубежных банковских и финансовых счетах, платежах наличными. Структурным подразделением министерства является также Таможенная служба, которая несет ответственность за расследование нарушений перевозки денег через границу. В свою очередь, министерству юстиции было предоставлено право налагать денежные штрафы на любое финансовое учреждение, нарушающее какое-либо положение Акта о банковской тайне. Закон разрешил финансовым учреждениям предоставлять должностным лицам правительственных организаций ограниченную информацию о любых возможных нарушениях закона клиентами. При этом финансовые учреждения были освобождены от ответственности перед клиентами за раскрытие такой информации.

Руководители, имеющие право подписи в банках, и лица, владеющие ценными бумагами, в течение одного месяца должны представлять отчет о финансовых счетах в иностранных банках. Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, несут уголовную или гражданскую ответственность, а средства конфискуются.

Практика анонимных банковских вкладов в настоящее время ставится под сомнение даже в Швейцарии. Тем более назрела такая необходимость и в России. Речь идет не только о банковских вкладах, но и о создании целостной системы контроля за доходами и расходами, основанной, прежде всего на равенстве всех граждан, независимо от их положения, перед законом.

На основе дохода определяется уровень жизни. Уровень жизни – это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор благ включает такие разнообразные потребности, как условия труда, образование, здравоохранение, качество питания, жилья и т.д. Степень удовлетворения потребностей зависит как от индивидуальных, так и семейных доходов членов общества.

Существует два подхода к определению уровня жизни:

  1. Сравнительный анализ жизненного уровня населения в целом по различным странам. Данный уровень определяется по показателю валового внутреннего продукта на душу населения; однако этот обобщающий показатель уровня жизни не отражает неравномерность распределения доходов в обществе. Для выявления последней определяют и сопоставляют распределение доходов по группам населения.
  2. Сравнение динамики распределения доходов по группам населения происходит на основе потребительских бюджетов: для средней семьи, бюджета высокого достатка, бюджета минимальной материальной обеспеченности. Рассчитываются также бюджеты для пенсионеров и других социальных групп населения.

Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой – возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы.

Вопросы организации оплаты и материального стимулирования труда тесно связаны с понятием «уровень жизни населения». Заработная плата является основным источником доходов подавляющего большинства населения в, а величина реальной заработной платы во многом определяет материальное положение людей.

Социально-экономическая категория «уровень жизни населения» используется в научной литературе, в правовых и нормативно-хозяйственных документах для характеристики степени удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Для анализа и оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и объем услуг на душу населения и др. Об уровне жизни косвенно свидетельствуют также показатели рождаемости и смертности населения, средней продолжительности жизни.

К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума.

Продовольственная корзина – это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.