УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Ныне действующее исправительно-трудовое законодательство формировалось в течение трех десятилетий. За это время периодически вносились изменения и дополнения в Основы исправительно-трудового законодательства и Исправительно-трудовой кодекс, принимались отдельные законодательные акты, регулирующие надлежащее исполнение иных наказаний.                                                                    Действующее уголовно-испонительное законодательство сложилось в результате последней кодификации юридических норм в области исполнения наказания, проведенной в 1971 г. В настоящее время оно состоит из исправительно-трудового кодекса. Из системы законодательства исключены основы исправительно-трудового законодательства и ряд других законов, имевших общесоюзное значение и после распада СССР утративших силу; казахстанское законодательство образовало самостоятельную систему, регулирующую исполнение (отбывание) уголовных наказаний.В 1984 году было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. Таким образом, предмет правового регулирования исправительно-трудового права существенно изменился. В настоящее время происходит трансформация исправительно-трудового права в уголовно-испонительное. Традиционно считалось, что предметом рассматриваемой отрасли права является регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Однако за последние годы из уголовного законодательства были исключены такие виды наказаний как ссылка, высылка, направление на воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Новая социально-политическая обстановка, сложившаяся после распада СССР, качественные изменения в экономике, идеологии, динамике и структуре преступности, рассогласование и конкуренция норм Кодекса, вызванные внесенными многочисленными изменениями и дополнениями, обусловили необходимость реформирования отраслей законодательства,  регламентирующих деятельность правоохранительных органов государства в области борьбы с преступностью, в том числе исправительно-трудового законодательства.Впервые сформулированная в1989 году концепция, а затем доктринальная модель основ уголовно-испонительного законодательства, где широко использовался опыт мирового сообщества означала зарождение нового этапа истории исправительно-трудового права – его преобразования в право уголовно-испонительное.          В проекте нашли отражение принципы, принятые ООН и положенные в основу Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и других международных документов.После распада СССР государства СНГ, имеющие единое уголовное и исправительно-трудового законодательство, общие проблемы, присущие для уголовно-испонительных систем всех государств нуждались в создании нового уголовно-испонительного кодекса, который стал бы моделью для создания собственных уголовно-испонительных законов стран СНГ. На базе модели УИК для стран СНГ был разработан проект нового уголовно-испонительного кодекса Республики Казахстан.Проблемы гуманизации лишения свободы в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.Одним из основных принципов Уголовного и Уголовно-исполнительного права является гуманизм. Например, проект уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан в ст. 7 определяет, что данное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, Демократизма и гласности. Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен не только в законодательстве стран, но и во многих международных актах о правах человека и обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских правах  он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Гуманное отношение к осужденным не означает вседозволенности, отсутствия дисциплины и порядка на местах отбывания наказания, гуманизм должен проявляться в вежливом обращении, во внимательном отношении к нуждам осужденных, своевременной медицинской, социальной помощи, помощи в трудовом и бытовом устройстве после отбытия наказания и т.д. следовательно гуманизм не следует понимать однозначно. С одной стороны, суть его состоит в применении мягких, гуманных мер в отношении лиц, которые впервые совершили не представляющие повышенной опасности преступления; от уголовного осуждения и отсрочки исполнения приговора до полного освобождения от уголовной ответственности с заменой ее мерами административного воздействия либо воспитательного характера. Вторая не менее важная сторона гуманизма – это зашита общества и его членов от преступлений, проявление заботы и гуманности в отношении всех честных граждан, об их правовой защищенности, безопасности их жизни, здоровья, имущественных интересов. В этом смысле гуманизм по отношению к личности и обществу состоит в суровой и неотвратимой ответственности лиц, совершающих тяжкие преступления или неоднократно нарушающих уголовно-правовые запреты, и прежде всего рецидивистов, тех, кто упорно не желает встать на путь исправления, честно жить и трудится, организаторов, руководителей и активных участников организованных преступных формирований, мафиозных структур, профессиональных преступников и т. п. Гуманизм по отношению к абсолютному большинству членов общества должен проявляться в том, что уголовное право обеспечивает в полной мере защиту их жизни, быта, отдыха и покоя посредством быстрого и справедливого применения уголовного закона к преступникам, причиняющим тяжкий вред любым сферам жизни общества и его членам – гражданам.                                                                                                                                       Законодательство зарубежных государств устанавливает достаточно разнообразные виды наказаний. Рассмотрим, как решаются эти вопросы на примере отдельных государств.Особенности действующей законодательной системы США (федеральные законы в сочетаний с различными вариантами законодательства каждого штата) оказали влияние на построение уголовного и пенитециарного законодательства этой страны. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, регламентируется в основном предписаниями уголовного и уголовно-процессуального характера, а лишение свободы – пенитециарными нормами. Наиболее часто за совершение преступлений американские суды применяют пробацию, штраф и тюремное заключение. Институт пробации по существу близок известным нам уголовно-правовым институтам уголовного осуждения и отсрочки исполнения приговора и представляет собой уголовную санкцию, при исполнении которой лицо, совершившее преступное деяние, остается на свободе под наблюдением соответствующей службы с возложением на него определенных обязанностей, устанавливаемых судом.Штраф является самым распространенным наказанием в США. По законодательству США штраф пременяеться как основное и  как дополнительное наказание. Лишение свободы в общей структуре наказаний в США занимает значительное место. Смертная казнь сохраняется в 38 штатах из 50. В 25 штатах возможно вынесение смертного приговора в отношении лица, совершившего преступление в возрасте до 18 лет.          В настоящее время исполнение различных видов наказаний в Великобритании регламентируется сложным сочетанием прецендентов, норм уголовного, уголовно-процессуального и пенитециарного права. Основными мерами воздействия, не связанными с лишением свободы, остаются условная отсрочка исполнения наказания, штраф, институт пробации, поручительство. Одной из разновидностей наказания без лишения свободы является предоставление бесплатных услуг обществу. В отличие от Великобритании, во Франции историческим источником уголовных, уголовно-процессуальных и пенитециарных норм служит не судебный прецендент, а кодифецированный закон и подзаконные нормативные акты.                                        Новый уголовный Кодекс Франции, введенный в действие в 1994 году, уголовно-процессуальный Кодекс 1958 года с последующими изменениями и дополнениями, а также представляющий по своему содержанию и пенитециарный кодекс правительственный декрет от 23 февраля 1959 года составляют правовую базу, регламентирующую применение уголовных наказаний во Франции. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний в   ФРГ осуществляется Уголовным Кодексом  от 15 мая 1971 г. в редакции от 2 января 1975 г. и принятым в марте 1976 года Законом «Об исполнении наказания в виде лишения свободы и выражающихся в лишении свободы мерах исправления и безопасности», положения которого вводились в действие поэтапно до января 1986 года.                                                                                                                                       Уголовное законодательство ФРГ предусматривает возможность назначения штрафа в качестве основного и дополнительного наказания, а также используется как альтернатива кратким срокам лишения свободы. Сроки лишения свободы в ФРГ составляют от одного месяца до пятнадцати лет либо оно может быть пожизненным.уголовный Кодекс Японии, принятый 24 апреля 1907 года, с последующими изменениями и дополнениями, Закон о тюрьмах 1908 года, Положения уголовно-процессуального кодекса, Закон о предупреждении преступлений и реабилитации преступников 1949 года, Закон о постпенитециарной опеке над освободившимися заключенными 1950 года, а также ведомственные акты «Об основных принципах реализации закона о тюрьмах» и «Краткое руководство по классификации заключенных» 1946 года образовали ту правовую базу, которая регламентирует применение уголовных наказаний.В систему уголовных наказаний Японии входят малый штраф, штраф, уголовный арест, лишение свободы без принудительного труда, лишение свободы с принудительным трудом, смертная казнь.

Задача

Условие: Осужденный Степкин, содержащийся в колонии строгого режима, за употребление алкоголя дважды в течение года подвергался взысканию в виде перевода в ПКТ общим сроком на 6 месяцев. По выходу  из ПКТ Степкин вновь нарушил режим содержания – отказался участвовать в работах по благоустройству колонии, за что был выдворен в ШИЗО на 10 суток. По представлению администрации определением  суда он был переведен для дальнейшего отбывания в тюрьму сроком на 2 года. Степкин обратился к прокурору с жалобой на неправомерность действий администрации и суда, т. к. за каждое нарушение режима он понес уже взыскание и перевод в тюрьму – это 4-е взыскание.Вопрос: Законно ли были применены меры взыскания к осужденному Степкину.

Решение задачи

Рассмотрим правомерность наложенных взысканий на осужденного. Для решения данного случая обратимся к соответствующим статьям Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N 208-1. Из условия задачи следует, что Степкин неоднократно нарушал установленный порядок в колонии строгого режима – дважды в течение года Степкин подвергался взысканию в виде перевода в ПКТ общим сроком на 6 месяцев за употребление алкоголя и один раз был водворен в ШИЗО на 10 суток. Данные виды нарушений каждый в отдельности могут быть квалифицированны как злостные– пункт 1 статьи 112:

«…Злостными нарушениями осужденных к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: необоснованный отказ осужденного от труда; употребление алкоголя, наркотиков, других одурманивающих веществ; мелкое хулиганство…».

Согласно этой же статьи пункта 3,за неоднократные злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы, осужденный Степкин может быть признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Что и было сделано администрацией колонии строгого режима. А в соответствии с пунктом 3 статьи 111 (Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы), к осужденным, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть применены также меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Казахстан:

«Статья 73. Изменение вида исправительного учреждения

…4. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму».

Как видно, все действия по отношению к осужденному Степкину были применены законно. Отбывание в тюрьме есть наказание, которое Степкин несет как злостный нарушитель порядка отбывания наказания в колонии строгого режима, а ранее полученные взыскания он понес как нарушитель за конкретные злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!