ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Капитал, представленный в ценных бумагах: акциях, векселях, облигациях и других их формах – фиктивный капитал. Его возникновение и обращение тесным образом связано с функционированием реального капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой – это отражение в ценных бумагах.

Действительный капитал вложен в производство и функционирует в этой сфере, тогда как ценные бумаги представляют собой бумажный дубликат капи­тала.

Появление фиктивного капитала связано с потребностью привлечения все большего объема кредитных средств вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фиктивный капитал исторически начинает развиваться на основе ссудного, так как покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду, а сама бумага получает форму кредитного документа, в соответствии с которым ее владелец приобретает право на определенный регулярный доход, представленный в виде дивидендов на отданный взаймы капитал.

Появившись, фиктивный капитал начинает жить самостоятельной жизнью. Стоимость фиктивного капитала может колебаться в больших пределах по отношению к размеру функционирующего капитала, как превышая его в не­сколько раз, так и сокращаясь, практически до нуля.

Независимая от производственного капитала жизнь ценных бумаг прояв­ляется также в самостоятельном обращении на рынке. С теоретической точки зрения такое положение становится возможным в силу того, что, во-первых, в результате акта ссуды происходит отделение капитала-собственности от капи­тала-функции и, во-вторых, бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. способностью легко быть превращенной в наличные средства.

Основные функции фиктивного капитала заключаются в мобилизации денежных средств вкладчиков для целей организации и расширения производства.

Другая функция – информационная. Она состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов. В целом же функционирование фиктивного капитала способствует формирова­нию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мо­билизацию свободных денежных средств в интересах производства и их рас­пределение в соответствии с потребностями рынка.

Использование ценных бумаг в качестве способа подтверж­дения определенных имущественных отношений между людьми обусловлено развитием рынка как сферы обмена одних матери­альных благ на другие посредством денег. Ведь именно отсутст­вие в силу любых причин денег (для того, чтобы оплатить приобретенные товары в момент их получения) лежит в основе возникновения векселя. Идея же вексельного обязательства за­ключается в том, что покупатель может отсрочить оплату куп­ленных товаров наличными деньгами, выдав продавцу гарантию выплаты всей суммы обязательства в определенный срок (на определенную дату). Такая гарантия оформлялась в виде векселя, который является первым известным истории общества видом ценной бумаги. В настоящее время вексель используется в основном как средство расчетов, а операции с векселями осу­ществляются преимущественно с участием банков.

Сходным с векселем, но имеющим несколько иной режим обращения платежным инструментом, является чек. С векселем чек объединяет и обращение в единой сфере – на денежном рынке. Однако плательщиком по чеку всегда является только банк.

Если вексель как денежный документ в своем появлении имел экономические предпосылки уже в древние (в Китае) и средние века (Европа), то остальные известные сегодня виды ценных бумаг появились в XVIII в. с возникновением крупного машинного производства и развитием капиталистических отно­шений. Для создания мануфактуры нередко требовалось наличие довольно большой суммы денег, которую один или несколько людей просто не. имели. Но такую сумму можно собрать, если много людей вложат в создание мануфактуры каждый опреде­ленное количество денег. А для того, чтобы эти вкладчики были заинтересованы рискнуть своими деньгами, их можно заинтере­совать возможностью получать часть будущей прибыли, а также правом в определенной мере управлять вложенными средствами путем участия в голосовании по принятию наиболее важных производственных решений, Таким образом появились акции, которые в настоящее время представляют собой обязательство акционерного общества как лица, выпустившего акцию в обра­щение, выплачивать ее владельцу часть своей чистой прибыли в виде дивиденда и предоставить этому владельцу возможность участвовать в управлении акционерным обществом путем голо­сования, а в случае ликвидации общества владельцу гарантиру­ется передача части имущества общества на сумму, равную стоимости соответствующей акции.

В некоторых случаях владельцы мануфактур, нуждаясь в средствах на развитие своего производства, не желают при этом допускать к управлению посторонних лиц. Выход в данной ситуации был найден в виде возможности выпускать долговые ценные бумаги, подтверждающие отношения займа между соб­ственниками предприятия и вкладчиками, Привлекательными моментами для этих вкладчиков являются два: гарантированное периодическое получение заранее определенного размера дохо­да в виде процента от стоимости долговой ценной бумаги и возврат всей суммы займа через определенный период (на определенную дату). Гарантией возврата заемных средств, как правило, являлось предприятие как собственное имущество ка­питалиста-заемщика. Описанные долговые отношения, как пра­вило, удостоверялись так называемыми промышленными. облигациями.

В Казахстане такие долговые ценные бумаги называются облигациями юридических лиц.

Примерно в одно время с появлением акций и облигаций в обращении появились различные виды государственных ценных бумаг, причиной чего явилось жесткое разграничение государст­венной и частной собственности и увеличение государственных расходов на содержание государственных институтов и объек­тов общественного пользования (дороги, приюты и т.п.), охрану границ, обеспечение общественного порядка и национальной безопасности и др. Для выполнения своих функций государство занимает деньги у своих граждан (в настоящее время – и у частных юридических лиц) на условиях возврата и выплаты периодического дохода в виде процентов. Гарантиями возврата заемных средств выступают государственная казна и иное иму­щество, находящееся в государственной собственности. Таким образом, государственные ценные бумаги в сущности являются долговыми ценными бумагами, К ним относятся облигации госу­дарственного займа, казначейские боны и др.

Особым видом государственных ценных бумаг можно при­знать выпускаемые местными исполнительными органами долго­вые ценные бумаги, эмиссии которых гарантируются местным бюджетом и остальным имуществом эмитента – местного госу­дарственного органа.

С развитием банковской деятельности получили распростра­нение и такие виды ценных бумаг, эмитентами которых высту­пают только банки. Например, банковские (депозитные) сертификаты. Однако юридическая теория еще не дала четкого ответа на природу этих инструментов: являются ли они ценными бумагами либо это разновидность контракта. Сфера их обраще­ния, на наш взгляд, – денежный рынок.

Экономика как Казахстана, так и любой другой страны вряд ли способна эффективно (при отсутствии каких-либо специфических экономических или аномальных политических условий) справляться со своими задачами без систе­мы специализированных рынков ценных бумаг. Для создания привлекательных и безрисковых условий для инвесторов необходима целенаправленная эконо­мическая политика государства. Особую роль в создании таких условии играет развитие фондового рынка. Его рост, значительная финансовая емкость и на­правление использования в немалой степени предопределяют его решающее воздействие на стабильность макроэкономической ситуации в республике и масштабы инвестирования. Механизм рынка ценных бумаг осуществляет обслуживание инвестиционного процесса, устроенного таким образом, что инвестиции автоматически направляются в самые эффективные сферы эконо­мики, их получают наиболее жизнеспособные рыночные структуры.

Именно по фондовому рынку можно судить об уровне развития инвестиционных процес­сов, эффективности вовлечения совокупных финансовых активов в воспроиз­водственный процесс, мотивационной базе и самой культуре предприниматель­ства.

Этапы становления казахстанского рынка ценных бумаг и перспективы его развития на современном

К основным проблемам фондового рынка Республики Казахстан можно отнести: небольшие объемы; высокий инвестиционный риск ценных бумаг; недостаточно развитая институциональная инфраструктура, низкий по­тенциальный спрос на ценные бумаги; незадействованность средств населения как мощного источника инвестиций; изолированность различных секторов фондового рынка, затрудняющая перелив капитала между ними, проблема при­влечения портфельных инвестиций; несовершенство системы регулирования развития рынка ценных бумаг; проблема соблюдения прав акционеров.

Создание рынка ценных бумаг Казахстана началось еще в бытность Со­ветского Союза. Появившиеся в 1990-1991 гг. первые акционерные общества уже к концу 1991 г. выпустили свои первые акции. В том же году были организованы Алматинская и Казахстанская фондовые биржи, объединившиеся в де­кабре 1994 г. в Центрально-азиатскую фондовую биржу. Первыми законода­тельными актами, регулирующими зарождающиеся РЦБ, стали Постановления Верховного Совета Республики от 11 июня 1991 г о введении в действие Закона “Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР”

В ноябре 1991 г. Кабинет Министров своим Постановлением № 701 ут­верждает разработанное Минфином “Положение о ценных бумагах”

В 1992 г. процедура регистрации и выпуска в обращение ценных бумаг регулировалась на основе Временных правил, впоследствии переработанных в “Инструкцию о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг акционерных обществ и Инвестиционных фондов”.

В 1993 г. был введен закон, запрещающий депозитным банкам работать на рынке корпоративных ценных бумаг.

В начале 1994 г. в записке Управления государственных ценных бумаг и финансового рынка Минфина Республики Казахстан “О состоянии дел на рын­ке ценных бумаг” предлагается создать комиссию по ценным бумагам и акцио­нерным обществам.

11 марта 1994 г. выходит Указ Президента РК “О выделении части государственного пакета акций для продажи руководителям государственных акционерных обществ”, узаконивающий присваивание госсобственности власть имущими.

20 марта 1994 г. издается Указ Президента “О товарных биржах”, заме­ненный впоследствии 7 апреля на новый с таким же названием. А уже 4 апреля 1994 г. проводится первый аукцион казначейских векселей, чуть позже, 19 ап­реля того же года состоялись первые торги на бирже.

20 марта 1994 г. Президент РК принимает Указ “О мерах по формирова­нию рынка ценных бумаг”, согласно которому учреждается Национальная ко­миссия по ценным бумагам Республики Казахстан.

3 октября 1994 г. Постановлением № 1099 Правительства РК утверждаются временные положения: “О выпуске и обращении ценных бумаг и фондо­вой бирже”, “О ценных бумагах”. В декабре 1994 г. для регламентации нацио­нального режима для резидентов и нерезидентов Республики Казахстан прини­мается Закон “Об иностранных инвестициях”.

27 января 1995 г. Кабинет Министров РК принимает Постановление за № 98 “Организационные вопросы Национальной комиссии по ценным бумагам РК”.

15 февраля 1995 г. Постановлением Кабинета Министров РК за № 2044 принято Положение “О реализации государственных пакетов акций государственных акционерных банков”. Согласно этому положению полномочия по влa-дению, пользованию и распоряжению этими пакетами от Минфина РК переда­вались Госкомитету РК по приватизации. Еще один способ законно присвоить важнейшие предприятия Казахстана.

21 апреля 1995 г. вышел Указ Президента РК, имеющий силу Закона “О ценных бумагах и фондовой бирже”. В этом же году приняты новый Гражданский Кодекс (Общая часть) РК, Закон “Об иностранных инвестициях”. Указы Президента РК, имеющие силу Закона “О хозяйственных товариществах”, “О производственном кооперативе”, “О банках и банковской деятельности”, “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.

17 июля 1995 г. Постановлением Кабинета Министров РК “О размещении и обслуживании выпуска в обращение краткосрочных казначейских векселей со сроком обращения три и шесть месяцев” открывается рынок “длинных ценных бумаг”.

9-10 ноября 1995 г. прошел Международный семинар по проблемам ин­вестирования и функционирования рынка ценных бумаг в Казахстане

Конец 1996 г. – активное формирование рынка корпоративных ценных бумаг. Подготовлены три законопроекта: “О рынке ценных бумаг в Казахстане”; “Об инвестиционных фондах”; “О регистрации сделок с ценными бумага­ми”. Согласно выработанной к тому времени новой концепции рынка корпора­тивных ценных бумаг на рынок выводились бумаги купонной приватизации и приватизировались крупные предприятия.

В 1996 г. решением НКЦБ вводится процедура государственной регист­рации эмиссии акционерных обществ. Были зарегистрированы эмиссии корпо­ративных ценных бумаг 1275 акционерных обществ

19 марта 1996 г. принято Постановление Правительства РК за № 320 “О подготовке и проведении тендера по разработке пакета законодательных актов по рынку ценных бумаг”. НКЦБ планирует разработку модельного устава бир­жи в части ужесточения процедуры листинга и требования к торговой системе бирж. Поэтому в течение 1996 г. организованная торговля ценными бумагами осуществлялась на двух биржах: на Центрально-Азиатской Фондовой бирже и Казахстанской фондовой бирже. По проведенному тендеру Объединенная бир­жа, в состав которой вошли Международная казахстанская агропромышленная биржа и Казахстанская Фондовая биржа, определена как единственный институт рынка ценных бумаг, в том числе эмитируемых государством. Кроме того Правительственным Постановлением “Об утверждении перечней хозяйствую­щих субъектов, часть государственного пакета которых будет реализована на фондовой бирже” определены 56 акционерных обществ, являющихся потенци­альными “голубыми фишками”.

Вторая половина 1995 г. Обостряются проблемы формирования расчетных, клиринговых и депозитных организаций.

29 июля 1996 г. Постановление Правительства РК утверждает ” Положе­ние о ведении реестра держателей ценных бумаг в Республике Казахстан”.

Середина сентября 1996 г. В Алматы проходит трехдневный семинар по развитию рынка ценных бумаг в Центральной Азии. Проводился он для руко­водителей национальных комиссий по ценным бумагам, министерств, нацио­нальных банков и фондовых бирж Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Турции. Семинар был организован национальной комиссией по ценным бумагам РК, Международным центром по рыночной экономике “Арман” и Институтом экономического развития Мирового банка при финансовой поддержке правительства Нидерландов.

В целом развитие рынка ценных бумаг было неравномерным и непред­сказуемым. Нормативно-правовая база развивалась весьма замедленными тем­пами. Инфраструктура рынка ценных бумаг не сформирована. Отсутствует за­конодательно определенный институт фиксации прав на ценные бумаги. Весь­ма вредоносным фактом для развития была практика реализации пакетов акций наиболее привлекательных казахстанских предприятий через механизм прива­тизации, минуя рынок ценных бумаг вообще и фондовую биржу в частности. Чистейший провал, по крайней мере для населения, купонного этапа привати­зации вызывает торможение процесса развития рынка.

В течение 1996 г. рынок ценных бумаг развивался в соответствии с при­оритетами, установленными программой развития, выработанной согласно Среднесрочной программе действий Правительства по углублению реформ 1996-1998 гг. Основным направлением деятельности является формирование правового режима рынка ценных бумаг. За 1996 г. было подготовлено и yтвepждено свыше двадцати нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг.

14 декабря 1996 г. Постановление Кабинета Министров “О мерах по ак­тивизации биржевой торговли ценными бумагами”. Утверждается план меро­приятий, направленных на выполнение программы развития РЦБ. В частности НКЦБ предписывалось до 20 декабря 1996 г. согласовать и представить в пра­вительство перечни хозяйствующих субъектов Республики Казахстан, часть па­кетов акций которых принадлежит государству. 31 декабря 1996 г. было принято постановление Правительства, в котором четко определен список предприятий претендентов. Их было на тот момент около 60, относящихся к базо­вым отраслям промышленности: нефтегазовому и горно-металлургическим комплексам.

В 1997 г. суть принимаемых НКЦБ усилий сводилась к созданию тре­угольника, где тремя сторонами являются – формирование рынков капиталов, дальнейшее развитие приватизации и реформы пенсионной системы

В марте – апреле 1997 г. были приняты такие фундаментальные законы как “О рынке ценных бумаг”, “Об инвестиционных фондах в Республике Ка­захстан”, “О регистрации сделок с ценными бумагами”, “О внесении дополне­ний и изменений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть)”, “О вексельном обращении в Республике Казахстан”.

Помимо принятия трех основополагающих законов, Постановлением Правительства были приняты Положения о лицензировании Центрального де­позитария, брокеров и дилеров и др. На этот же период приходится и процедура выбора модельной биржи, которая должна была выработать новую процедуру листинга. Началось построение промежуточной депозитарно-расчетной системы.

В 1997 г. повышены нормы капитализации для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это соответственно, привело к большому сокраще­нию числа брокерско-дилерских контор на рынке.

После того, как в марте 1997 г. было принято Положение о лицензирова­нии кастодиальной деятельности, открылась возможность вести бизнес и в этом сегменте фондового рынка.

НКЦБ Республики Казахстан 4 ноября 1997 г. решением ежегодно созы­ваемой конференции Комитета президентов принята в Международную органи­зацию комиссий по ценным бумагам на правах обыкновенного членства. Необходимость вступления в IOSCO была обусловлена стоящими перед Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам задачами создания рынка корпоративных ценных бумаг в соответствии с международ­ными стандартами, способного интегрироваться в международные рынки капи­тала.

НКЦБ в августе 1997 г. допустила 11 международных компаний и банков к заключительному этапу тендера по продаже “голубых фишек”. Участникам тендера предложены части госпакетов акций тридцати АО, среди которых крупнейшие предприятия цветной металлургии, нефтегазового комплекса, те­лекоммуникаций, а также Народного банка Казахстан. Отбор предполагалось  провести по принципу “одно предприятие – один банк”.

По состоянию на конец 1997 г. в Казахстане, согласно статистическим данным (приложение), существовало 8 тыс. 191 акционерное общество. 4 тыс 192 (54,8%) из них зарегистрировали эмиссию своих акций в соответствии с законодательством, действовавшим на момент регистрации.

Общее количество действующих эмиссий на конец 1997 г cocтaвляло 4 тыс.468;  количество  ценных  бумаг  в  действующих  эмиссиях 3 млрд 496млн.754тыс.289 штук. Общий объем действующих эмиссии по но­минальной стоимости – 362136,7 млн. тенге.

По экспертной оценке, общее количество утвержденных отчетов об ито­гах выпуска и размещения акций составило за 1991-1997 гг. около 1 тысячи

Общая капитализация рынка на Казахстанской фондовой бирже (KASE) составило на начало 1998 г. – 101228,4 млн. тенге, на Центрально-Азиатской фондовой бирже (ЦАФБ) – 300,8 млн. тенге. Необходимо отметить, что на ЦАФБ это последняя регистрируемая капитализация, т.к. НКЦБ решило отозвать лицензию у ЦАФБ из-за невыполнения новых остановленных нормативов собственного капитала.

Наиболее популярными негосударственными ценными бумагами на фон­довом рынке являются акции АО ТНК “Казхром” (простые акции), “Актобему-найгаз” (простые и привилегированные акции), “Мангистаумунайгаз” (привиле­гированные акции), “Мерея” (простые акции), “Казахтелекома” (привилeгиpo-ванные акции). По остальным негосударственным ценным бумагам объемы сделок в 1998 г. не превышали 20 млн. тенге. Наивысшая оборачиваемость не­государственной ценной бумаги привилегированной акции ОАО “Актобемунайгаз” составила в 1998 г. 0,0147.

Оборачиваемость наиболее популярной государственной ценной бумаги МЕККАМ-12 – составила в 1997 г. 4,543 (без учета залоговых операций), была выпущена в количестве 68 штук на сумму 6824 млн. тенге. В 1998 году эта цифра составила 60 и 6052 млн. соответственно.

Общее количество более-менее полноценно существующих акционерных обществ как не превышающее 2500.

На конец 1998 г. в республиканском обороте осталось только 2 действующие сделки с фьючерсами – фьючерсами KASE на цену 1 тыс. долл.

На конец 1998 г. в Казахстане существовало 60 брокеров-дилеров, в том числе 31 банк. 28 брокеров-дилеров имели первую категорию – с правом веде­ния счетов клиентов в качестве номинального держателя

На 1 ноября в Казахстане существовало 4 банка-кастодиана и 34 регистратора, которые вели 3 тыс.289 реестров, акционеров (в том числе 15 алматинских регистраторов вели 3 тыс. 131 реестр).

На конец 1998 г. в Казахстане отсутствуют управляющие портфелями ценных бумаг (в том числе управляющие инвестиционных фондов) и компания по управлению пенсионными активами. 6 января 1998 г. Национальный банк Республики Казахстан получил лицензию НКЦБ на осуществление деятельности в качестве кастодиана и инвестиционного управляющего пенсионными ак­тивами государственного накопительного пенсионного фонда.

На конец 1998 г. в Казахстане отсутствуют саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением KASE). На конец 1998 г. функционирующих институциональных инвесторов в Казахстане нет, т.к. 64 страховые организации не выступают как институциональные инвесторы, а 5 негосударственных накопительных пенсионных фондов не имеют, как отмечено выше, инвестиционных управляющих.

Рынок государственных ценных бумаг в Казахстане уже полностью сформирован, в то время как рынок негосударственных ценных бумаг существует только наполовину. Вся необходимая для него инфраструктура для него уже создана, но самих корпоративных ценных бумаг еще нет.

В соответствии с республиканским бюджетом на 1997г. запланированная сумма поступлений от уплаты налога на опе­рации с ценными бумагами составляла 150 млн. тенге.

Фактически в 1997г. сумма поступившего в бюджет налога превысила запланированное значение и составила 400 млн. тенге, из них за счет; регистрации эмиссии в бюджет – 100 млн. тенге; регистрации эмиссии в Министерстве финан­сов – 10 млн. тенге; операций по движению государственных ценных бумаг – 1,5 млн. тенге; операций по движению корпоративных ценных бумаг на внебиржевом рынке – около 290 млн. тенге,

На 1998 г. сумма поступлений в бюджет по налогу на операции с ценными бумагами составляла 674,8 млн. тенге, а в 1999 г. – 1 млрд. 97 млн. тенге.

Совершенствование государст­венного регулирования рынка ценных бумаг как основа его эффективного функционирования

Формирование адекватной нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг — одна из наиболее важных задач развития казах­станского рынка ценных бумаг. Необходимы законодательное ре­гулирование вопросов выпуска и погашения государственных и муниципальных ценных бумаг, создание депозитарно-регистраторской системы рынка ценных бумаг, определение правовых рамок функционирования инвестиционных компаний и трансформаций действующих инвестиционно-приватизационных фондов.

Национальная комиссия по ценным бумагам в соответствии со Среднесрочной программой действий Правительства по углубле­нию реформ на 1996-1998 годы разработала Программу развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Реализация этой про­граммы позволит осуществить комплексное развитие всех элемен­тов структуры рынка ценных бумаг.

В частности, с целью упорядочения правил регистрации выпус­ка и утверждения отчетов по итогам эмиссии разработаны Поло­жение о регистрации и перерегистрации выпуска и погашения ак­ций акционерных обществ в Республике Казахстан, Положение о рассмотрении и утверждении отчетов об итогах выпуска и разме­щения ценных бумаг, Положение о допуске ценных бумаг иностран­ных эмитентов к обращению на территории Республики Казахстан.

Одной из проблем развития рынка ценных бумаг является необходимость создания условий для функционирования институтов, осуществляющих фиксацию и подтверждение прав на ценные бу­маги. Национальной комиссией подготовлены Положение о Цент­ральном депозитарии, Положение по ведению реестра держателей ценных бумаг, Положение о кастодиальной деятельности, Поло­жение о порядке выдачи разрешения на обучение специалистов для работы на рынке ценных бумаг, Положение об аттестации слуша­телей курсов по подготовке специалистов для работы на рынке ценных бумаг, Положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, Требования к страховым ком­паниям, осуществляющим деятельность по страхованию финансо­вых рисков на рынке ценных бумаг.

В настоящее время в Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам осуществляется разработка следу­ющих нормативно-правовых актов:

– Положение о лицензировании депозитарной деятельности;

– Положение о сертификации программного обеспечения ве­дения реестра держателей ценных бумаг;

– Положение о деятельности по хранению ценных бумаг;

– Положение о лицензировании деятельности по хранению цен­ных бумаг;

– Положение о порядке выдачи лицензии на производство и ввоз на территорию Республики Казахстан бланков ценных бумаг;

-Положение о порядке выдачи разрешения на проведение сер­тификации программного обеспечения по ведению реестра держа­телей ценных бумаг.

Национальная комиссия по ценным бумагам принимает учас­тие в разработке проекта закона “О вексельном обращении в Рес­публике Казахстан”, а также ведет работу по совершенствованию действующего законодательства. В процессе разработки проекта дополнений и изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, “О ценных бумагах и фондовой бирже” Национальная комиссия по ценным бумагам пришла к заключе­нию о необходимости подготовки принципиально нового режима деятельности на рынке ценных бумаг. Действующий закон “О цен­ных бумагах и фондовой бирже” не соответствует требованиям на­стоящего времени и в определенной степени тормозит дальнейшее развитие рынка ценных бумаг. Закон “О ценных бумагах и фондо­вой бирже” не согласуется с соответствующими законами постсо­циалистических государств. В связи с этим Национальная комис­сия приступила к разработке проекта закона “О рынке ценных бу­маг”.

Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бу­магам непосредственно участвовала в организации конкурса, объ­явленного постановлением Правительства от 19 марта 1996 года № 326 “О подготовке и проведении тендера по разработке пакета законодательных актов по рынку ценных бумаг”. В соответствии с решением Организационного экспертного комитета по проведению конкурса на рассмотрение Правительства Республики Казахстан представлены проекты Положения о Центральном депозитарии, По­ложения о регистраторской деятельности в Республике Казах­стан и Положения о кастодиальной деятельности в Республике Казахстан.

Национальной комиссией в Правительство на рассмотрение вне­сены проекты законов “Об инвестиционных фондах (инвестици­онных компаниях) в Республике Казахстан”, “О депозитарной де­ятельности в Республике Казахстан”.

С целью углубления интеграции с республиками СНГ Нацио­нальной комиссией по ценным бумагам ведется работа по унифи­кации законодательства Республики Казахстан в соответствии с рекомендациями Межпарламентской ассамблеи государств – участ­ников СНГ.

Становление рынка ценных бумаг сопровождается многочис­ленными аферами и махинациями на фондовом рынке, особенно широкие масштабы приняла практика создания финансовых пира­мид, когда успех в привлечении акционеров и вкладчиков достига­ется за счет их прямого обмана и фальсификации финансовой от­четности. Национальная комиссия Республики Казахстан по цен­ным бумагам пресекает подобные злоупотребления, регулируя вза­имоотношения участников рынка ценных бумаг в целях создания справедливого, честного рынка, обеспечивающего равенство до­ступа к информации всем инвесторам.

Для наиболее эффективного регулирования рынка ценных бу­маг Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бу­магам должна иметь возможность функционировать как независи­мый орган во избежание эксцессов в сфере обращения ценных бу­маг, имевших место в России. В России рынок ценных бумаг регу­лировался несколькими органами государственного управления (Комитет по государственному имуществу, Министерство финан­сов и Национальный банк), и фрагментарность и нескоординированность действий этих органов позволила участникам рынка цен­ных бумаг манипулировать этим рынком в своекорыстных интере­сах. Поэтому, во избежание негативных явлений, крайне важно, чтобы Национальная комиссия Республики Казахстан была един­ственным регулирующим органом, отвечающим за состояние дан­ного рынка. Не случайно в настоящее время в России предприни­маются попытки переструктурировать органы, регулирующие функционирование рынка ценных бумаг, в некое более единое це­лое. Парламент также сможет влиять на деятельность Националь­ной комиссии, так как ему предстоит утверждать ее бюджет.

Таким образом, все вышеперечисленные направления и методы государственного регулирования развивающегося рынка ценных бумаг Республики Казахстан служат основой для совершенствова­ния взаимоотношений всех участников рынка и создают предпо­сылки для создания действительно цивилизованного отечествен­ного рынка ценных бумаг.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!