Финансовая среда и финансовые ресурсы нефтегазового предприятия» (Анализ финансового состояния предприятия: методика, основные показатели и их взаимосвязь)

В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий (организаций, учреждений) занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий – это не только составная, но и специфическая часть финансов. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой – особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства.

Все общественное производство в зависимости от характера затрачиваемого в нем труда подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и нематериальное производство. Особенностью первой сферы является то, что здесь производятся товары, специфика второй заключается в оказании различного рода услуг (бытовых, коммунальных, социальных и др.). Основу организационной структуры материального производства образуют предприятия, объединения, ассоциации, в непроизводственной сфере функционируют учреждения, организации и другие структуры.

В отраслях материального производства возникают разнообразные по характеру финансовые отношения. Учитывая специфику формируемых на их основе денежных фондов целевого назначения, в составе финансовых отношений можно выделить следующие группы относительно однородных денежных отношений:

связанных с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения – уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и др. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, другие – потребительских;

возникающих между предприятиями, если эти отношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен. Движение финансовых ресурсов на основе этих денежных отношений осуществляется в не фондовой форме: уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение паевых взносов членами различных объединений, их участие в распределении прибыли от кооперации производственных процессов,

инвестирование средств в акции и облигации других предприятий, получение по ним дивидендов и процентов и т.п.;

складывающихся у предприятий материального производства со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различного рода страховых фондов;

образующихся у предприятий с банками в связи с получением банковских ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, а также предоставлением банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;

возникающих у предприятий материального производства с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов. Эта группа финансовых отношений получает форму платежей в бюджет, бюджетного финансирования, платежей в различные внебюджетные фонды и др.;

складывающихся у предприятий с их вышестоящими управленческими структурами. Это так называемые «вертикальные» взаимосвязи, сохранившиеся в границах внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Перечисленные виды денежных отношений составляют содержание финансов предприятий (организаций), которые могут быть определены как денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы предприятий характеризуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов, вместе с тем у них есть черты, обусловленные особенностями самого материального производства. Так, на предприятиях, выступающих основным звеном хозяйствования, протекают главные экономические процессы, формируется фундамент экономической структуры общества. Финансовые отношения, складывающиеся в материальном производстве, оказывают большое влияние на всю систему финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве.

Финансовые ресурсы предприятия, особенности их формирования и использования

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных – которые инвестированы в процесс производства.

Предприятие считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации местным органом власти по месту создания предприятия. Данные о государственной регистрации в месячный срок сообщаются в Министерство Финансов Российской Федерации для включения предприятия в Государственный реестр.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают : выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в до школьных учреждениях и т.д.), мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Разворачивающиеся повсеместно процессы приватизации государственной собственности приводит к тому, что появляется и уже играет важную роль еще один источник финансовых ресурсов паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям; могут быть, мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Группировка финансовых ресурсов предприятия в соответствии с источниками их формирования может быть представлена в следующем виде:

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

— платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение взятых ранее ссуд, страховые платежи и т.д.;

— инвестирование собственных средств и капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т. д. ;

— инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке : акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п. ;

-направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера ;

— использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с

наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправ данный риск, деловая хватка.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

Важнейшая сторона деятельности финансовой службы предприятия состоит в рациональном использовании свободных финансовых ресурсов, нахождении наиболее эффективных направлений инвестирования средств, приносящих предприятию дополнительную прибыль.

Анализ финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ : доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности; использования капитала; валютной самоокупаемости.

Источниками информации для анализа финансового состояния являются бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность. Для анализа и планирования используются нормативы, действующие в хозяйствующем субъекте. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы и лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация составляет его коммерческую тайну, а иногда и «ноу-хау».

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнения, сводки и группировки, цепных подстановок. Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (нор- мотив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (т.е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – уровень рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции. Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания. определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту.

В процессе анализа изучаются динамика изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли. Влияние роста объема выручки на рост прибыли проявляется через снижение себестоимости. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: усповно-постоянные и переменные. Условно-постоянными называются затраты, сумма которых, не меняется при изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся : арендная плата, амортизация основных фондов, износ нематериальных активов и др. Эти затраты анализируются по абсолютной сумме. Переменные затраты – это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Данная группа охватывает : расходы на сырье, транспортные расходы, расходы на оплату труда и др. Эти затраты анализируются путем сопоставления уровней затрат в процентах к объему выручки.

Точка К является точкой безубыточности. Она показывает ту предельную сумму выручки ог реализации продукции в стоимостной оценке (om) и в натуральных единицах измерения (оп), ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной, так как линия себестоимости выше линии выручки ог реализации продукции. Графики рентабельности представляют очень простой и эффективный метод, позволяющий подойти к решению таких сложных проблем, как “что случится с прибылью, если выпуск продукции уменьшится; что

случится с прибылью, если цена будет увеличена, себестоимость снижена, а реализация упадет?”. Главная задача построения графика рентабельности заключается в определении точки безубыточности – точки, для которой полученная выручка равна денежным расходам.

Расчет точки безубыточности можно производить аналитическим методом. Он заключается в определении минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет больше 0,00%.

И пост. * Т

T min = —————————— ,

Т — И пер.

где Тmin – минимальный объем выручки, при которой уровень рентабельности больше 0,00%;

И пост. – сумма условно-постоянных затрат, руб.;

И пер. – сумма переменных затрат, руб.;

Т – выручка от реализации, руб.

Финансово-устойчивым является такой хозяйствующий субьект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Анализ финансовой устойчивости проводится по следующим этапам.

  1. Анализ состава и размещения активов хозяйствующего субъекта.
  2. Анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов.
  3. Анализ наличия собственных оборотных средств.
  4. Анализ кредиторской задолженности.
  5. Анализ наличия и структуры оборотных средств.
  6. Анализ дебиторской задолженности.
  7. Анализ платежеспособности.

По данным бухгалтерского баланса сравнивается движение основных средств, оборотных средств и других активов за анализируемый период, а также движение источников средств, приведенных в пассиве баланса. Источники финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные. Рост доли собственных средств положительно характеризует работу хозяйствующего субъекта. Доля их в общей сумме источников, равная 60% и более, свидетельствует о финансовой независимости субъекта.

Анализ наличия и структуры оборотных средств производится путем сравнения величины этих средств на начало и конец анализируемого периода. Оборотные средства, на которые в хозяйствующем субъекте установлены нормативы, сравниваются с этими нормативами и делается вывод о недостатке или излишке нормируемых средств.

Особое внимание уделяют состоянию кредиторской и дебиторской задолженности. Эти задолженности могут быть нормальными и неоправданными. К неоправданной кредиторской задолженности относится задолженность поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам. Неоправданная дебиторская задолженность охватывает задолженность по претензиям, возмещению материального ущерба (недостачи, хищения, порча ценностей) и др. Неоправданная задолженность представляет собой форму незаконного отвлечения оборотных средств и нарушения финансовой дисциплины. Важно установить сроки возникновения задолженности, чтобы осуществлять контроль за их ликвидацией вовремя.

Анализ платежеспособности осуществляется путем соизмерения наличия и поступления средств с платежами первой необходимости. Наиболее четко платежеспособность выявляется при анализе ее за короткий срок (неделю, полмесяца). Кредитоспособность – это наличие у хозяйствующего субъекта предпосылок для получения кредита и способность возвратить кредит в срок. При анализе кредитоспособности используют целый ряд показателей. Наиболее важными являются норма прибыли на вложенный капитал и ликвидность. Норма прибыли па вложенный капитал определяется отношением суммы прибыли к общей сумме пассива по балансу

П

Р = —————— ,

Сумма К

где

Р – норма прибыли;

П – сумма прибыли за отчетный период (квартал, год), руб.;

Сумма К – общая сумма пассива (по бухгалтерскому балансу), руб.

Рост этого показателя характеризует тенденцию прибыльной деятельности заемщика, его доходность.9700

Имеем за прошлый год ————— = 0,2784 ,

34840

10500

за отчетный год ———— = 0,3003 .

34962

Таким образом, сумма прибыли получаемого с одного рубля вложенного капитала возросла на 2 р. 19 к. – с 27 р. 84 к. до 30 р. 03 к., или на 7,9%.

Ликвидность хозяйствующего субъекта – это способность его быстро погашать свою задолженность. Ликвидность определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, т. е. средств, которые могут быть использованы для погашения долгов (наличные деньги, депозиты, ценные бумаги, реализуемые элементы оборотных средств и др.). По существу, ликвидность хозяйствующего субъекта означает ликвидность его баланса, а также безусловную платежеспособность хозяйствующего субъекта. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированному по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированным по срокам их погашения и расположенным в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы хозяйствующего субъекта разделяются на следующие группы :

А1 – наиболее ликвидные активы. К ним относятся все денежные средства предприятия (наличные и на счетах) и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);

А2 – быстро реализуемые активы. Они включают дебиторскую задолженность и прочие активы;

А3 – медленно реализуемые активы. Сюда входят статьи раздела II актива «Запасы и затраты», за исключением «Расходов будущих периодов», а также статьи «Долгосрочные финансовые вложения», «Расчеты с учредителями» из раздела I актива;

А4 – трудно реализуемые активы. Это «основные средства», «нематериальные активы», «незавершенные капитальные вложения», «оборудование к установке».

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты :

П1 – наиболее срочные пассивы. К ним относятся кредиторская задолженность и прочие пассивы;

П2 – краткосрочные пассивы. Они охватывают краткосрочные кредиты и заемные средства;

П3 – долгосрочные пассивы. Они включают долгосрочные кредиты и заемные средства;

П4 – постоянные пассивы. К ним относятся статьи раздела I пассива «Источники собственных средств». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму статьи «Расходы будущих периодов».

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если :

А1 > П1

А2 > П2

А3 > П3

А4 > П4

Анализ использования капитала проводится применительно к общей величине и к составным частям капитала. Эффективность использования капитала в целом определяется уровнем рентабельности капитала, который представляет собой процентное отношение балансовой прибыли к величине капитала (к сумме оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов). Анализ использования оборотных средств проводится с помощью показателей оборачиваемости оборотных средств в них, коэффициента оборачиваемости. Оборачиваемость оборотных средств в днях определяется делением среднего остатка оборотных средств на однодневную сумму выручки от реализации продукции. Коэффициент оборачиваемости – это отношение суммы выручки за анализируемый период (год, квартал) к среднему остатку оборотных средств. Ускорение (замедление) оборачиваемости средств высвобождает (дополнительно вовлекает) из оборота денежные средства. Сумма этих высвобожденных средств определяется умножением величины изменения оборачиваемости в днях на однодневную сумму выручки.

Анализ использования основных фондов, нематериальных активов проводится с помощью показателей фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача основных фондов (нематериальных активов) определяется отношением суммы выручки за анализируемый период к средней стоимости основных фондов (нематериальных активов). Фондоемкость продукции определяется отношением средней стоимости основных фондов (нематериальных активов) к сумме выручки за анализируемый период. Повышение фондоотдачи (т. е. снижение фондоемкости) свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений. Сумма этой экономии (дополнительного вложения) выводится умножением величины снижения (увеличения) фондоемкости продукции на сумму выручки за анализируемый период. Валютная самоокупаемость характеризуется превышением поступления валюты над ее расходами за анализируемый период.