Финансовая система Японии

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы – на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. [11; с.332]

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем – на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов  представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи  земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Доходы государственного бюджета Японии

в 1960-1991 г.г., %

 1960/611970/711978/791990/91*
Налоги90,191,464,683,8
Неналоговые поступления9,98,635,416,2
в т.ч. доходы от государственных предприятий и имуществ 

2,0

 

0,2

 

0,1

 
займы4,632,0 
прочие доходы7,93,83,3 
ИТОГО:100,0100,0100,0100,0

* Рассчитано по : Черник Д.Г. Налоги Японии // Финансы.- 1992.- №12.- С.56

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.

Структура налогов в Японии в 1960-1998г.г.,%

Налоги1960/61*1970/71*1778/79*1990/91**1997/98**
Прямые54,366,069,273,763,8
в т.ч подоходный налог21,731,235,6  
налог на

юридических лиц

 

31,8

 

33,0

 

32,0

 

29,3

 

24,3

Косвенные45,734,030,826,336,2
в т.ч. налог на потребление   7,416,5
ИТОГО:100,0100,0100,0100,0100,0

* Финансы капиталистических государств: Учебник / Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1980.-С.328

** Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии // Деньги и кредит.- 1998.- №10.- С.69

Налоги взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений по сравнению с 1990/91 годом уменьшилась с 73,7 до 63,8% (см. табл.2). На это повлияло увеличение доли косвенных налогов.

К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

Крупные корпорации в 1989/90 году уплачивали налог на прибыль в размере 40% от суммы прибыли, с 1990/91 года по настоящее время ставка составляет 37,5% [2; с.8]. С 1 апреля 1999 года предусматривается снижение ставки до 34,5%  [9; с.4].

Мелкие и средние корпорации в 1989/90 году уплачивали налог по ставке 29%, в 1990/91 году – 28% [2; с.9]. Ставка для государственных корпораций составляет 27% суммы прибыли.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок – 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.[12; с.57]

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам.[12; с.57] При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%.  В 1997 году налог на потребление повышен с 3  до  5% “с  целью пополнения  доходов государственного бюджета” [8; с.44].

Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 годом с 7,4% до 16,5% (см. табл.2).

К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.

В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 году до 18,0% в 1996/97 году [1; с.69].

В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры. чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.[8; с.44]

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

“Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.”[10; с.87]

С 1966 года по 1991 год расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз (рассчитано по таблице 3). В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2% до 9,3% (см. табл.3).

Таблица 3

Удельный вес расходов центрального правительства

Японии в ВНП в 1966-1991 г.г. [10; с.204-205]

ГодВНП, 1000 млн иенРасходы центрального правительства, 100 млн иенДоля расходов в ВНП, %
1966384186236596,2
1971827258489235,9
197617115251391468,2
1981260334327372310,5
198633968533353329,9
199145960004282759,3

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них – пенсии по старости и инвалидности (см. табл.4).

Структура расходов центрального правительства

Японии в 1971-1990 г.г. (среднегодовые показатели

по пятилетним периодам), % [3; с.32]

Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн человек против 2 млн в 1993 году [6;с.97]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии [6; с.96]. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят.[6; с.97] К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% – из бюджетов местных органов власти.[6; с.97]

Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.[1; с.64]

В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% – на естественные и технические.[1; с.64] В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. (см. табл.5)

В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 году по сравнению с 1990 годом выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%. [1; с.70]

Военные расходы Японии, в % к ВВП [1; с.70]

ГодЯпонияСШААнглияГерманияФранция
19901,05,54,02,33,5
19961,03,52,81,43,1

Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. В 1997/98 году их доля составила 21,7%. [1; с.68]

В конце 1997 года парламент Японии принял закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 году добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.

Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый год по сравнению с 1997 годом: увеличить расходы на социальное обеспечение примерно на 6%, расходы на поощрение науки и техники – на 5%; сохранить в прежних размерах расходы на культуру и образование, оборону, на мероприятия в сфере энергетики, на поддержку малого и среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия общественного сектора более чем на 7%, на правительственную помощь развивающимся странам – на 10%, дотации органам местного самоуправления – на 27%. [8; с.44]

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ЯПОНИИ

Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 1997/98 году дефицит бюджета составил 5,9% ВВП.[1; с.68]

Поскольку обычных доходов не хватает, дефицит покрывается с помощью государственных займов.

В Японии с 1947/48 года по 1964/65 год закон запрещал использовать государственные займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела место, так как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся в специальных счетах, покрывалась с помощью государственного кредита. с 1964/65 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете.

В 1979/80 году доля доходов от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. [1; с.68] В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате  в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. [1; с.68] Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны. [5; с.121]

Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7% [1; с.68]  и 43,6% согласно другому [5; с.121]

Японские власти объявили о мерах по приведению своих финансов в соответствие с нормативами Европейского экономического сообщества. И, согласно реформе, дефицит бюджета должен быть сокращен до 3% ВВП к 2003 году против 5,9% в 1997/98 году. [1; с.68]  Кроме того, предполагается “за тот же период  свести  к  нулю  выпуск новых займов на покрытие финансового дефицита”. [8; с.44]

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!