Понятие и необходимость финансового регулирования

Необходимость государственного финансового регули­рования экономики определяется характером обществен­ного производства, требующим корректировки со сторо­ны государства его хода в нужном для общества направ­лении.

Государственное финансовое регулирование экономики — это процесс целенаправленного и последовательного при­менения государством форм и методов финансового воз­действия на субъектов хозяйствования для оказания вли­яния на макроэкономическое равновесие и поступатель­ное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного фи­нансового регулирования являются такие исходные осно­вания.

  1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового ре­гулирования протекает по субъективно намеченному на­правлению финансовой политики и механизму ее вопло­щения в хозяйственную практику, мероприятия этой по­литики и механизма будут тем более действенными и от­вечающими требованиям практики, чем полнее в них уч­тены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономи­ческих категориях. А в противном случае будет прояв­ляться реакция отторжения форм и методов финансового

механизма в реальной экономической жизни, что и про­исходило как в дореформенный период, так и происходит в ходе нынешних экономических преобразований.

  1. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов с периодизацией этапов по наи­более существенным параметрам осуществления. Програм­ма определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивают нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка так­тического характера по непредвиденным обстоятельствам.
  2. Наличие демократической системы выражения взгля­дов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех сло­ев населения, социальных, национальных, профессиональ­ных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обще­ством, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимос­ти благополучия общество обречено на застой, социаль­но-экономическую отсталость и деградацию.
  3. Наличие в стране отлаженной законодательной сис­темы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельнос­ти. В более широком смысле законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в за­конодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть пред­полагается качество управления, компетентентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.

Результативность государственного финансового регу­лирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления, представляющих конкрети­зированное воплощение упомянутых предпосылок в прак­тической хозяйственной деятельности. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потреби­тельского назначения в соответствии со спросом населе­ния; имеется в виду достижение ресурсно-технологичес­кого равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

б) демонополизация хозяйственных процессов и струк­тур на всех уровнях управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства на ос­нове создания подлинного равноправия всех форм собст­венности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов дея­тельности за исключением оговоренных в законе;

г) из предыдущих условий следуют вытекающие из него:

возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав соб­ственности и т. д.) между отраслями, производствами, тер­риториями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международ­ной кооперации и разделения труда.

Процесс регулирования характеризуется многообрази­ем объективных и субъективных факторов, условий функ­ционирования экономики, использованием разных кате­горий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают: экономическое с его частями — финан­совым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда и административное.

Виды финансового регулирования охватывают: налого­вое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внут­рифирменное, в пределах предприятия, организации, кор­порации и т. д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекаю­щие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатсгории, ‘гак и об­щие для всех субкатегорий: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субси­дии, трансферты), в налоговом — прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом — внешнее ин­вестирование, внешние займы, внешний долг. Разнооб­разны формы в государственно-кредитном виде. Общей формой является планирование (про­гнозирование).

Наиболее многочисленными элементами классифика­ции являются методы регулирования, которые могут быть также специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах,конверсия в займах)или приме­няться для использования в нескольких формах (напри­мер,метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах предприятия, образования резервов в этих фор­мах,метод индексации для разных форм и видов и т. д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющи­мися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декла­рирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансирова­нии — нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета,ис­пользования бюджетного излишка и т. д.

Основными методами в валютно-финансовом регули­ровании являются: валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, курсы международных платежных средств и ценных бумаг, разнообразные методы страхова­ния от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования приме­няются методы коммерческого или хозяйственного расче­та, нормирования средств, нормативы отчислений в фи­нансовые фонды и их использования.

Элементы системы финансового регулирования — виды, формы, методы — призваны обеспечить скоординирован­ное, устойчивое развитие экономики в принятом направ­лении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного про­цесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности — преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвен­ции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социаль­ного регулирования. На основе этих основных индикато­ров воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые харак­тером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использо­вания у хозяйствующих субъектов.

Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных неже­лательных отклонениях от намеченного курса развития.

Применяемые элементы — регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механиз­ме поэтому государство, устанавливая курс финансовой, ценовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе опреде­ленных видов, форм и методов воздействия на экономи­ческие и социальные интересы верно определять страте­гические и оперативные цели общественного развития.

Роль и значение финансовой системы.

Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако отношения представляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей производства. Через государственный бюджет мобилизируются ресурсы, а основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд мобилизует средства на выплату пенсии гражданам страны. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию- для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечиния при наступлении страхового случая. Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом- совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

По мнению доктора экономических наук Василина О.Д. финансовая система государства- это прежде всего различные фонды видов финансово сконструированных в его распоряжении, а также имеющих место у субъектов хозяйствования и других финансовых институтов с целью их использования для социального и экономического развития государства.

Никто и ничто так больно не чувствует координальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.

Анализ свидетельствует, а практика подтверждает, что структура финансов, которая бессистемно сложилась после оглашения независимости Украины, не отвечает общим требованиям современного реформирования экономики.

Переход от смешанной экономики требует различных форм и типов хозяйствования, вплетения объективных экономических законов спроса и предложения, концентрацию внимания на финансовых процессах, введении конкуренции в практику общественного воспроизводства. Начальный этап реформ требует от общества высокой цены для перехода к рыночным отношениям. Становление финансовой системы Казахстана в условиях реорганизации экономики сопровождается активным поиском моделей и концепций, которые базируются на теоретических и практических выводах мирового экономического опыта. Однако нет готовых рецептов проведения быстрых координальных изменений, которые оптимально бы отвечали интересам всех слоев населения и государства в целом.

Делая выводы по вышеперечисленному, можно сказать что финансовая система неотъемлемая часть экономической функции государства, точнее это система, с помощью которой государство осуществляет экономические процессы, это основа, база этих процессов.

Ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

 В дальнейшем рассматривая финансовую систему Республики Казахстан мы увидим ее важное значение и ее роль в практическом действии.

Финансовая система Республики.

Финансовая система является системой интеграцион­ного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с од­ной стороны, выражают часть производственных отноше­ний и поэтому выступают элементом системы этих отно­шений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональ­ные свойства. В финансах можно назвать в качестве функ­циональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по при­знаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

Звенья как соподчиненный ряд классификации содер­жат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свой­ство систематизации придает финансовой системе интег­рационный характер.

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент зани­мает ведущее место среди других элементов системы, по­скольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в фи­нансовой системе выступают общегосударственные финан­сы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы предприятий сферы материального производ­ства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается национальный доход — основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Населе­ние (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и предприятиями производственной и непроизводствен­ной сфер — государственными и других форм собствен­ности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из общественных фондов по­требления денежных средств, получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население свои­ми денежными средствами выплачивает налоги, оплачи­вает услуги государственных и других учреждений, орга­низаций и предприятий производственной и непроизвод­ственной сферы. Такие отношения являются финансовы­ми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торго­вой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т. д.), относящихся к обмену.

Вместе с тем специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой систе­мы: фондовой формы и внешнего управления, хотя де­нежные средства населения могут иметь, в каждом инди­видуальном случае, целевую направленность или сберегаться, и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер — при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий — оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенными исчезновением финан­совых отношений и вступлением в действие других эко­номических отношений.

Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством. Такие отношения анало­гичны возникающим в звене финансов предприятий.

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете рес­публики как экономической форме образования центра­лизованного фонда финансовых ресурсов и основном фи­нансовом плане государства, во внебюджетных специаль­ных фондах как дополнительных формах целевого финанси­рования общественных нужд, в государственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую сис­тему, хотя кредитные отношения отличаются от финан­совых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обес­печения устойчивости государственных финансов, расче­ты по нему осуществляются за счет бюджетных средств — это звено можно считать принадлежащим как финансо­вой, так и кредитной системам.

Второе звено — финансы предприятий и организаций на­родного хозяйства — имеет два относительно самостоятель­ных подзвена:

— финансы предприятий и организаций материально­го производства;

— финансы предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.

В первом подзвене — финансах производственной сферы — решаются задачи формирования и эффективного ис­пользования децентрализованных фондов денежных средств в производственных объединениях, предприяти­ях, в отраслях народного хозяйства, а также централизации средств в целевых и резервных фондах названных хо­зяйствующих субъектов.

Финансы этого подзвена обслуживают производствен­ную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности, другие качественные по­казатели производства. Сюда относятся следующие состав­ляющие:

1) финансы производственных объединений и предпри­ятий промышленности и их вышестоящих органов;

2) финансы сельскохозяйственных предприятий и ор­ганизаций;

3) финансы предприятий и организаций грузового транс­порта (железнодорожного, речного, морского, автомобиль­ного, воздушного, магистрального трубопроводного);

4) финансы предприятий и организаций строительства;

5) финансы связи (в части обслуживания производства);

6) финансы потребительской кооперации;

7) финансы водного хозяйства;

8) финансы геологоразведочных организаций;

9) финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, тор­говли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена — финансов непроизвод­ственной сферы, в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием националь­ного дохода. Финансовые отношения в этом подзвене воз­никают в его первичных структурах и между ними, с дру­гими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.

Финансы предприятий, организаций и учреждений от­раслей непроизводственной сферы имеют такие состав­ляющие:

1) финансы жилищно-коммунального хозяйства;

2) финансы бытового обслуживания населения;

3) финансы пассажирского транспорта;

4) финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроиз­водственной деятельности);

5) финансы здравоохранения и физической культуры;

6) финансы образования;

7) финансы культуры и искусства;

8) финансы науки и научного обслуживания;

9) финансы общественных организаций;

10) финансы банковско-кредитных и страховых организаций;

11) финансы коммерческих и посреднических организаций (товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т. д.);

12) финансы органов управления;

13) финансы обороны;

14) финансы органов защиты правопорядка.

В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее пере­распределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств, присущих звеньям финан­совых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансо­вых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюд­жетные, фонды государственного социального страхова­ния и обеспечения, амортизационный фонд, фонд обо­ротных средств, фонды потребления. Одни фонды цент­рализованы в большей степени, другие — в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), дру­гие временно сохраняются (резервные фонды), третьи — накапливаются (амортизационный фонд).

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Уп­равляющим субъектом выступает финансовый аппарат, ко­торый представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и явля­ется третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и плани­рования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с дру­гими частями финансовой системы и органически входит к нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управля­емость ее.

Наряду с понятием финансовой системы есть еще обоб­щенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объеди­нение функционирует как в сфере материального произ­водства, так и в непроизводственной сфере.

В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

  1. Сочетание централизма и демократизма в организа­ции финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государствен­ных финансовых органов одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам, предприятиям и организациям.

Данный принцип предопределил систему двойного подчинения местных финансовых органов: соответствую­щей местной администрации и вышестоящему финансо­вому органу.

Демократическое начало в управлении отраслевыми финансами проявляется в закреплении предприятиям ос­новных и оборотных фондов, предоставлении им права создавать денежные фонды различного целевого назначе­ния и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспреде­лении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.

В предпринимательском секторе финансовая самосто­ятельность выражена более полно: его участники свобод­но распоряжаются финансовыми ресурсами после выпол­нения обязательств перед государственной финансовой системой.

  1. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить нацио­нальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы явля­ется соответствие структуры государственных финансо­вых органов национально-государственному и администра­тивно-территориальному устройству. Каждая область, рай­он и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать спе­циальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение нот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.
  2. Принцип единства финансовой системы предопреде­ляется единой финансовой политикой, проводимой госу­дарством через центральные финансовые органы, едины­ми целями, стоящими перед всеми финансовыми органа­ми. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвя­зи их движения, в перераспределении средств между ре­гионами, отраслями для оказания необходимой финансо­вой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоу­вязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.
  3. Принцип функционального назначения отдельных со­ставных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соот­ветствует особый финансовый аппарат. Организацию ра­боты по формированию и использованию ресурсов госу­дарственного бюджета осуществляет Министерство финан­сов республики.

Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим аппаратом или передаются в ведение определенного министерства и даже правитель­ства.

Вертикальный принцип управления народным хозяй­ством обусловливает соответствующую структуру финан­сового аппарата как на уровне высших органов (минис­терств, ведомств, ассоциаций, концернов, объединений), так и на производственных предприятиях. Кроме того, в организации финансового аппарата отражаются особен­ности управления кооперативными, акционерными, со­вместными, смешанными, а также общественными пред­приятиями и организациями.