РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ

Прежде чем мы начнем излагать главы необходимо уточнить смысл, который мы вкладываем в термины философия и наука.

Философия (греческое phileо –люблю и sophia мудрость), форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения.

Человек с ранних времен пытался уяснить свое отношение к окружающему его миру, поставить вопрос о происхождении и сущности своего знания, о закономерностях в изменении явлений природы и общественной жизни.

Как особая форма общественного сознания философия возникла в рабовладельческом обществе, когда расширилась сфера влияния человека на природу, умственный труд отделился от физического. В своем происхождении и развитии она тесно связана с религией и наукой. Первоначально философия решала некоторые проблемы, общие с религией. Но, в отличии от религии, она постигала свой предмет не в форме чувственно-конкретных образов, а подобно науке в понятиях.

Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей, одна из форм общественного сознания. Буквальное значение слова «наука» – знание. Однако далеко не веяное знание может рассматриваться как научное. Не относится к науке так называемый обыденный, или житейский, опыт-знание, полученное на основе простого наблюдения и практической деятельности, не идущее дальше простого описания .фактов и процессов, выявления чисто внешних их сторон. Научное знание в подлинном смысле слова начинается только тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Наука не простая совокупность знаний о фактах и законах, а совокупность знаний, приведенных в систему, где эти факты и законы связаны между собой определенными отношениями и взаимно обусловливают друг друга. Развитие Науки идет от простого собирания фактов, через их изучение и раскрытие отдельных закономерностей к связной, логически стройной научной теории; объясняющей старые, уже известные факты и предсказывающей новые. Правильность, научного знания определяется не только его логической непротиворечивостью, доказательностью, но прежде всего обязательной проверкой его на практике – в наблюдении и научном эксперименте. Этим научное знание коренным образом отличается от слепой веры, т. е. беспрекословного признания истинным того или иного положения без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Поэтому в противоположность религии, изображающей действительность в фантастическом, извращенном виде, Н. дает человеку истинную картину мира, к-рая с развитием Н. становится все более полной и точной. Раскрывая объективные законы явлений, Н. выражает их в абстрактных понятиях и схемах, к-рые должны строго соответствовать действительности. В этом отличие Н. от познания в искусстве, к-рое выражает познанное в конкретных художественных образах, допускающих возможность фантазии, вымысла и т. п. Возникновение и развитие Н. обусловлено в конечном счете потребностями материального производства, потребностями развития общества. Однако Н., в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие производства, открывая новые, ранее неизвестные свойства Природы, новые материалы, новые методы их обработки, ‘новые источники энергии, делая возможным появление совершенно -немыслимых ранее сфер производства и потребления (радиоэлектроника, синтетическая химия, ядерная энергетика и т. д.). Она превращается в непосредственную производительную силу, т. е. современное производство невозможно без внедрения научных методов и дальнейший его рост требует развития всех отраслей Н., проведения теоретических исследований.

Западные философы вкладывали разный смысл в понятие наука. О.Шпенглер, М.Шелер, Ж.Эклюль, С.Буханан утверждали, что наука – это проявление стремления человека к покорению природы и выражению его воли к управлению как средству эффективности знаний.

Р.Дессанэр считал науку – реальным становлением идей и продолжением божественного создания мира.

Д.Бринкман называл ее реквизированным у церкви стремлением к самоосвобождению.

Г.Фрейер – «наука – это эмансипация от ограниченности органической природы».

К.Шиллинг считал науку созданием искусственной окружающей среды.

А.Геллен говорил о науке как о средстве самоутверждения человека. 1

Как мы видим большинство философов свели сущность науки к утверждению, что она в той или иной форме средство от страха перед внешним миром. Философские идеи помогают или притормаживают открытия и достижения науки. Одной из особенностей современной философии при осмыслении данных науки является попытка их социальной, этической оценки, если открытия используются или их использование планируется.

В XIX веке вопрос практического значения развития науки даже не поднимался, поскольку ответ на него казался бесспорным: прогресс науки и техники обеспечивает прогресс человеческого общества. на рубеже XIX – XX в.в. анализируя духовную жизнь человечества, А. Швейцер писал: «Никто не проверил, насколько благородны идеи, движимые наукой и насколько она способна содействовать данному прогрессу. В результате мы переступили порог столетия с непоколебимыми фантастическими представлениями о самих себе и достижениях науки. Человечество жило верой в заранее обеспеченные наукой победу разума и добра над невежеством и злом.»2

Подтверждением этого высказывания может служить изобретение в 30-40г.г. ХХв. в США атомного оружия. Ученые, создававшие его, были поглощены процессом познания нового. Позже они выступили против своего же изобретения.

Лишь многочисленные факты, свидетельствующие о неблагоприятных последствиях развития науки, привели к тому, что со второй половины ХХ века особое значение приобретают исследования кризисных явлений развития науки и индустрии.

На западе наблюдается поляризация двух точек зрения по вопросу развития науки.:

1.Пессимистическая.

Ученые, поддерживающие это мнение, считают, что наука должна помогать освобождению человека от тяжкого труда и единению человека с природой. В философии это направление называют философской антропологией.

Основатели – Л.Фейербах, Чернышевский, Шелер. Ученые придерживающиеся этого направления рассматривают человека как биологическое существо. Они не признают социальные факторы бытия человека. Все открытия совершаются интуицией, инстинктом, озарением. Но человек никогда не познает истины, его открытиями руководит рок, слепой случай.

Другие философские разновидности пессимистической точки зрения – иррационализм, экзистенциализм.

Экзистенциализм появился в тридцатые годы ХХв. Его сторонники (Яспер, Кайдеггер, Рильке, Сартр) считали, что только в состоянии исступленности, воодушевления, отказа от мирских забот ученый может познать истину.1

  1. Оптимистическая точка зрения.

Ее сторонники возлагают большие надежды на технику – космическую, кибернетическую, экологическую, абстрагируясь от человека, его ведущей роли в развитии и применении этой техники.

По сути дела концепция «оптимизма» оказывается доктриной техницизма – техника здесь заслоняет и подавляет человека, становится самодовлеющей, зловещей силой, в конце концов, порабощающей человека. Яркое проявление этого мнения можно найти в поднятых средствами массовой информации проблемах этичности клонирования. Страх перед новыми достижениями науки нашел выражение в художественных фильмах США («Терминатор», «Матрица» и т.д.), где главным действующим лицом является искусственный разум.

Крайне популярна в науке теория познания или гносеология.

Гносеология (греч. Gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания. Ее главные проблемы: что такое истина и каковы ее критерии.

Существует несколько различных направлений в решении проблем теории познания:

  1. Идеализм (экзистанциализм, иррационализм). Все достижения науки субъективны. Истину мы познать не можем, т.к. их всегда несколько. Это направление поддерживали Декарт, Кант, Лейбниц.
  2. Материализм (антропологизм, диалектика). Истину можно познать через эксперимент, наблюдение, индукцию и т.д. и при столкновении разных мнений, в результате которого познается истина. Его сущность раскрывают законы диалектики:
  • Закон единства и борьбы противоположностей,
  • Закон перехода количественных изменений в качественные,
  • Закон отрицания отрицания (развитие идет от простого к сложному, от низкого к высокому).

Его сторонники – ученые Ланжевен, Жолио-Кюри, Бернал, Энштейн, Мечников.

  1. Эмпиризм (Ф.Бэкон, Локк, Беркли, Юм). Ученые этого же направления считают, что истину можно познать только при описании наблюдаемых фактов.

Подведем итоги всего вышеизложенного.

Существует теория познания (гносеология) основной задачей является поиск истины и определение критериев того, что можно назвать истиной. Гносеология имеет несколько направлений:

  1. I. Идеализм.

Истину познать невозможно. Все знания субъективны. Одной из разновидностей идеализма является экзистенциализм, получивший распространение в 20в. в так называемой пессимистической точке зрения западных ученых на развитие науки и целесообразности изобретений.

  1. II. Материализм (диалектика, антропологизм).

Истину можно познать в процессе спора различных мнений и через эксперимент, индукцию, дедукцию и т.д. Процесс эволюции всегда поступателен, от низкого к высокому, от простого к сложному.

III. Эмпиризм (получил развитие в XIV – XVIII в.в.). Истину можно познать путем наблюдения.

В целом философия рассматривает науку как средство самоутверждения человека над миром непознанного.

Наука и философско-этические проблемы

В этой главе мы рассмотрим проблемы философии и науки.

В настоящее время три области естествознания – физика, астрономия и биология-развиваются быстрее, чем остальные. Это, конечно, не означает, что другие науки находятся в состоянии застоя, но темпы их .развития уступают названным наукам. Развитие астрономии, биологии и физики сопровождается большим числом значительных открытий, решением многих загадок. Ж. Перрен ввел новое понятие – «торжествующие науки». Это на данный момент те науки, которые развиваются, не только влияя на мировоззрение людей, как, например, математическая физика первой трети XX в., но также преобразуя коренным образом средства воздействия человека на природу, что по сути дела «и произошло в результате переворота во взглядах, вызванного успехами математической физики»

Выше мы отмечали, что наука, ставшая ареной глобальной научной революции, превращается в лидера науки. Лидер в науке – это наука, в концептуальном ключе которой идет развитие смежных и даже более отдаленных от нее наук; это наука, выступающая по отношению к другим как донор (в гораздо меньшей степени-как акцептор); это, следовательно, наука, со стороны которой идет поток идей и методов в другие области исследования.

До последних десятилетий XIX в. это относилось к механике, а затем физике, не утратившей этого «амплуа» и в настоящее время. Почему сегодня физика выступает лидером по отношению к химии? Потому что химия пользуется ее методами исследования, потому что квантовая механика-это тот ключ, который физика предоставила ей для решения проблем химической связи, кинетики и катализа реакций.

Сейчас весьма популярно утверждение, что человечество вступает в век биологии, откуда делается вывод, что лидерство в науке переходит к ней. Несомненно, биология является одной из наиболее быстро развивающихся наук, и она превращается во все более «торжествующую науку», так как представляет во все больших масштабах средства для воздействия на живую природу, в частности на организм человека. Несомненно, биология вступила в полосу революции, которая еще не завершена и, пожалуй, не достигла кульминации. Развитие биологии, конечно, не проходит бесследно для других наук, имеющих своим предметом менее сложные области явлений. Так, одна из первоочередных задач современной химии состоит в создании реакций, имитирующих процессы, протекающие в живых организмах. Но может ли со стороны биологии прийти изменение общих представлений о структуре мира и методов проникновения в эту структуру? По сути дела этот вопрос эквивалентен предыдущему: превращается ли биология .в лидера науки, может ли быть создана в ней концепция, в русле которой пойдет развитие остальных наук, поменяется ли она местами с физикой.