Частное публичное право в Др. Риме

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, – Цицерона, Ульпиана, Гая и др.

Среди источников римского права особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» – учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.

Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.

Институции Гая представляют собой элементарный курс римского права, предназначенный для учебных целей и получивший вместе с тем юридическую силу наравне с другими частями Свода по указу 21 ноября 533 г. Главным источником институций является одноименное сочинение римского юриста Гая, которое построено по принципу деления права на три группы: о лицах, о вещах и о формах процесса. Такое же построение принято и в институциях, в которых, кроме того,высказываются и некоторые общие теоретические положения. Институции разделены на 4 книги, каждая книга делится на титулы (главы).Система институций была впоследствии воспринята при составлении гражданских кодексов в эпоху капитализма (правда, с некоторыми изменениями).

II. Частное публичное право в Др. Риме

Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное – которое относится к пользе отдельных лиц (Ульпиан – римский юрист III век) Законы 12 табл. – источник всего публичного и частного права (по словам Тита Ливия – римского историка 59-17 до н.э.). Ульпиан говорит что публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов, т.е. сюда относятся нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующих их отношения с частными лицами. Отношения частных лиц между собой и в институтах связано с производством, обменом вещей и услуг, регулируемых частным правом. Частное право делится на комплекс имущественных (по вещам) и личных прав (абсолютные, неотчуждаемые – семейные и др.). Государство минимально вмешивается в частное право, здесь соблюдается свобода договора.

III. Понятие законов и виды законов

Закон- то, что народ приказывает и устанавливает. Lex lata: решение народных собраний (курии, центурии, трибы). Три части: 1) имена инициаторов + вид НС 2) нормативное предписание (гипотеза + диспозиция) 3) Санкция. Lex data- преторское право – эдикты магистратов утв. сенатом или действ. 1 год, уходили вместе с претором. lex dicta – издавались определенной категорией собственников. Устанавливались особые правовые положения конкретных видов собственности.

IV. Законы 12 таблиц

Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц “fons omnis publici privatique iuris” источником всего публичного и частного права. Слово “источник” в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права; Ливий хотел термином “источник” обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в республиканский период – постановления народного собрания; в эпоху принципата – сената, консулаты, постановления сената, которыми вуалировались воля принцепса; в период абсолютной монархии – императорские конституции); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция).

В 451 г. до н.э. была созвана комиссия из 10 мужей (decem viri), которые разработали законы 12 таблиц, они были одобрены комициями. Источник всего публичного и частного права. Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Это решение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики в утверждении народного собрания.

V. Реформы братьев Гракхов

Острота борьбы разорившихся и разоряющихся крестьян против латифундистов – рабовладельцев достигла наивысшего напряжения в 30 и 20-х годах II в. до н, э., когда трибунами были избраны сначала. Тиберий Гракх, а затем и его брат—Гай Гракх.

Избранный в 134 году до н. э. народным трибуном Тиберий Гракх предложил принять аграрный закон, целью которого было возрождение свободного крестьянства. Последнее должно было стать надежной опорой Рима, выступая в качестве солдат римской армии и как сила, противостоящая гигантской массе рабов, скопившейся в Римском государстве. В своем законопроекте он (опираясь на закон Лициния и Секстия) предложил ограничить размеры оккупации земель отдельными семьями рабовладельцев 1000 югерами.Глава семьи мог получить 500 югеров на себя и по 250 югеров на двух взрослых сыновей. Излишки земель у крупных латифундистов должны быть отобраны и переданы крестьянам по 30 югеров каждому.

Представители рабовладельцев всеми мерами затруднили работу комиссии из трех человек, назначенной для проведения реформы в жизнь. В 133 году во время новых выборов Тиберия народным трибуном он был убит.Вместе с ним погибли и 300 его сторонников. Тем не менее, наделение крестьян землей продолжалось, ибо это была мера, необходимая для предотвращения гражданской войны в стране.

В 124 году до н. э, народным трибуном был избран младший брат Тиберия — Гай Гракх, с именем которого связано принятие важных законов в Риме в социальной и политической областях. Первым законом, принятым по инициативе Гая, был закон о расширении права провокации. Этим законом ограждалась личность римского гражданина от произвольных действий магистратов, что представляло собой развитие старинного права апелляции к народному собранию.

Гай добивается принятия хлебного закона.Этим законом каждому плебею предоставлялось право приобретать хлеб по дешевой цене. По сути дела тем самым признавалась обязанность государства оказывать материальную помощь малоимущим своим гражданам. В интересах сельских жителей стал в полном объеме производиться в жизнь закон Тиберия Гракха.

Большое значение имел также закон об образовании новых поселений колонистов, которые в известной степени отличались от старых чисто военных колоний. Новые поселения колонистов должны были быть и опорными пунктами Рима, и промышленно-торговыми центрами для сопредельных территорий. Переселенцы в новые колонии, как правило, получали земельные участки размером до 200 югеров.

Судебный закон, принятия которого добился Гай Гракх, предусматривал создание постоянных судебных комиссий по рассмотрению дел о злоупотреблениях в провинциях. В этих комиссиях должны были заседать только всадники, что привело к известному ограничению и ущемлению интересов сенаторов и нобилитета, подчинившего себе целиком сенат.

Попытка провести законопроект о союзниках, по которому, им должны быть предоставлены права римских граждан, встретил оппозицию не только сенаторского сословия, но и плебса, добившихся его отклонения. Аристократическая часть рабовладельцев Рима выступила и против других законов Гая Гракха, и он, чтобы не лопасть в руки врагов, приказал своему рабу убить себя.

После гибели братьев Гракхов были приняты законы, ликвидировавшие их мероприятия. Последние и очень важным законом из этой серии был закон Тория (111 г. до н. э.), который санкционировал переход ager publicus в частную собственность ее владельцев.