МОЖЕТ ЛИ РАСПРОСТРАНЯТСЯ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА

При рассмотрении данного вопроса следует установить, что право собственности в РК рассматривается в следующих законодательных актах РК.

1.Кражданском Кодексе РК ( общая часть).

  1. Законом «О собственности в РК».

Согласно Гражданского Кодекса Республики Казахстан, его раздела II «Право собственности и иные вещие права» гласит, что право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Собственнику принадлежат права владения,пользования и распоряжения своим имуществом.

Право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные свойства, а также получать от него выгоды. Выгоды могут получать в виде дохода,приращения,плодов,приплода, и в иных формах.

Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, в том числе отчуждать это имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Осуществление собственником своих полномочий не должно нарушать прав охраняемых законом интересов других государств и лиц. Нарушение прав и законных интересов может найти выражение, наряду с иными формами, в злоупотреблении собственником своим монопольным или иным доминирующим положением.

Право собственности бессрочно. Право собственности на имущество может быть принудительно прекращено только на основании, предусмотренного Гражданским Кодексом РК.

Следовательно, небесные тела не могут быть правом собственности физических лиц.

Рассмотрим, может ли право собственности на небесные тела распространятся на государство.

Право государственной собственности изложено в статье 192 Гражданского Кодекса Республики Казахстан. ( общая часть).

Согласно этой статьи государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности.

Республиканская собственность состоит из республиканской казны, имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами, согласно действующего законодательства.

Средства республиканского бюджета , золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительно государственной собственности и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицам составляют государственную казну Республики Казахстан.

Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательством.

Имущество, находящееся на праве государственной собственности может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статьи № 193 Гражданского Кодекса Республики Казахстан,к исключительной государственной собственности относятся земля, ее недра, растительный и животный мир, и другие природные ресурсы определяемые настоящим Кодексом, земельным и иным законодательством.

Следовательно, к исключительной государственной собственности небесные тела отнести нельзя., тем самым право собственности на небесные тела государство распространить не может.

Рассмотрим данный вопрос с точки зрения Закона «О таможенном деле». Согласно статьи №3 «Таможенная территория и таможенная граница Республики Казахстан», таможенная территория Республики Казахстан составляет сухопутная территория Республики Казахстан, территориальные воды, внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Следовательно, прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо установить, местонахождение данного небесного тела. Если небесное тело находится на таможенной территории Республики Казахстан, то на данное небесное тело могут распространятся законодательные акты РК. Согласно Гражданского Кодекса РК, ст. 193, Закона «О таможенном праве»ст. №3, если тело находится на таможенной территории РК, на него распространяется право собственности РК.

 Что такое международные экономическое право ?

XXI век ставит перед человечеством все новые, более сложные проблемы, которые порождают новые надежды. Хотя угроза ядерной катастрофы несколько смягчилась, но нельзя гарантировать, что такая угроза полностью иссякла.

Вместе тем,мировое сообщество волнует экологическая проблема, экономическая отсталость «третьего мира»,региональные конфликты,рост международного терроризма.

С другой стороны, новые договоренности в области реального разоружения между США, Россией, Украиной, Казахстана, Белоруссией, пути поиска разрешения региональных конфликтов, интенсификация экономических связей между государствами, развитие сотрудничества между в области культуры,науки, гуманитарной сфере,рост и активизация демократического и общественного движения, дают дальнейшую основу для мирного сосуществования государств.

Сейчас многие вопросы необходимо решать по иному, совместно согласовывать действия на международной арене. Инструментом для этого служит международное право.

Большие изменения, произошедшие во внутренней жизни государства, в частности распад СССР и образование независимых государств в корне изменили внутреннюю и внешнюю политику супердержавы.

Ядром нового мышления является признание приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло свое отражение в международном праве, главным образом в его основных принципах.

Республика Казахстан, как суверенное государство является субъектом международного права и как полноценный член ООН активно участвует в международной жизни.

Внешняя политика Казахстана – поддержание благоприятных условий для успешного проведения реформ внутри страны и для укрепления суверенитета государства. Республика не имеет прямого выхода к морям и удалена от коммуникационных средств, что затрудняет развитие внешнеполитических связей. В этой ситуации большое значение имеют международные связи.

Поэтому можно сделать вывод: международное право – это система юридических норм между государствами и другими субъектами этой системы права.

Ф. И. Кожевников характеризует современное международное право, как созданную и развивающуюся на основе соглашений воль государств систему юридических норм, признанных регулировать международные отношения в целях обеспечения мирного сосуществования государств, равноправия и самоопределения народов.

Но надо отметить,что на международное право, накладывает отпечаток каждая историческая эпоха.

Вместе с тем, необходимо отметить, что существует международное публичное право и международное частное право.

Международное частное право обычно определяется как правило, нормы которого регулируют гражданско – правовые, семейные, трудовые отношения с иностранными с иностранным и международным элементом.

Международное право – особая система правовой функции в межгосударственной системе. Поэтому при рассмотрении процессов, происходящих в международном праве, его особенностей, тенденций развития и роли в жизни общества, необходимо дать характеристику межгосударственной системе, т.е. той среды, в которой функционирует международное право.

Международная система отличается от любой внутригосударственной системы. В ней нет верховной власти, законодательной и исполнительной, какие существуют в государстве.

Различие межгосударственной системы и внутригосударственной системы, предопределяет международное право и право внутри государства.

Международное право и внутригосударственное право развивались в особых условиях, каждый своим путем и действуют и функционируют в различных социальных системах.

Международное право отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, по социальной сущности, по субъектам, по объектам регулирования, по особым функциям.

Нормы внутригосударственного права создаются органами государства, а нормы государственного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государства, путем соглашения.

Нормы внутригосударственного права по своей сущности соответствует социальной среде государства, которые создают эти нормы и обязательны для них.

Субъектами внутригосударственного права являются юридические и физические лица, органы государства. Субъектами международного права являются — главным образом суверенные государства, нации, народности, борющиеся за свою независимость, межгосударственные организации.

Но необходимо помнить, что субъекты международного права не охватывают всех действий лиц межгосударственной системы, в которой наряду с субъектами международного права являются различные объединения государств,а также международные органы,не являющиеся международными организациями.

Несмотря на это, международное право, прямо или косвенно регулируют отношения между всеми действующими лицами межгосударственной системы.

Нормы международного права адресованы субъектам. Акторы международной системы, не являющиеся субъектами международного права, создаются государством, а именно через государство и с их помощью международное право регулирует их поведение.

Международное право имеет свой предмет регулирования, который отличается от регулирования внутригосударственного права.

Правовым масштабом возможного или должного поведения государства или других субъектов международного права в межгосударственной системе служит только международное право.

Вместе с тем, во внутригосударственном праве каждое государство имеет нормы регулирования поведения органов этого государства в межгосударственной системе. Такие нормы оказывают влияние на поведение соответствующих государств, но они не регулируют межгосударственные отношения. Чтобы регулировать то или иное общественное отношение, правовая норма устанавливает права и обязанности субъектов этих отношений, что содержатся только в нормах международного права. Нормы внутригосударственного права не могут создавать права и обязанности двух или нескольких государств. Поэтому они не могут регулировать отношения между государствами, хотя оказывают на них воздействие.

Таки образом, международное право — как подсистема международной системы является особой, специфичной системой права . Эта система создаваемых государствами, путем согласования их воль, юридических норм, регулирующих определенные отношения, соблюдения этих норм.

Принципы, лежащие в аспекте международного права экономической и предпринимательской деятельности

Основные принципы современного международного права — это главные обобщающие, общепризнанные норы имеющие основополагающие характеристики и содержащие права и обязанности государств. Они имеют наиболее важное значение для обеспечения нормативного функционирования международной системы и, следовательно для решения международных проблем.

Термин « принцип международного права» был издавна известен доктрине и практике. Институт международного права пришел к выводу, что в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН термин «принцип» имеет различное значение, а именно:

  1. правовой и не правовой принцип;
  2. номы более высокого и низкого порядка;
  3. нормы, порождающие конкретные правила;
  4. норма важней для целей резолюции;
  5. цель, которую необходимо достичь, к юридической или иной политике;
  6. руководящее начало толкования.

В международном праве действительно имеются принципы, цели — это нормы наиболее общего характера (например, принцип дипломатической неприкосновенности), но существует особая категория принципов, отличающаяся от всех иных. Это основные принципы международного права.

Они обладают высшей юридической силой.

Анализ международных актов подтверждает их юридическую силу, а также то, что из них непосредственно вытекают права и обязанности.

Юридическая сила основных принципов представляет собой юридическое отражение объективного характера вещей и определяется необходимостью осуществления этими принципами их функций в отношении как межгосударственных связей, так и международного права.

Международное сообщество должно в особом порядке охранять собственные устои, что определяет необходимость основных принципов высшей политической, моральных и юридической силой. Сфера их действия универсальна, как по субъектам, так и по видам и областям регулируемых международных отношений. Содержание основных принципов отличаются самостоятельностью. Они не подвержены влиянию тех или иных частных изменений.

Другая важная особенность механизма действия основных принципов заключается в том, что возникающие из них обязательства, носят всеобщий характер. Это дает каждому государству право и возлагает на него ответственность.

Другая важная механизма действия основных принципов заключается в том,что возникающие обязательства носят всеобщий характер, что дает возможность каждому государству право и возлагает на него ответственность.

Следующая особенность функционирования основных принципов состоит в том, что в процессе четко проявляются два основных вида их действия,прямое и опосредованное. Важная функция основных принципов — обеспечение приоритета общечеловеческих интересов и ценностей. Они составляют фундамент международного правопорядка. Они служат главным ориентиром при определении правомерности поведения государств широким слоям населения и т.д.

Важнейшими международными правовыми актами, воплотившими основные принципы, и предусматривающие особые меры их обеспечения является Устав ООН. По инициативе ряда европейских государств в 60 – ые годы в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов.. Она завершилась принятием в 1970 году Декларации ООН о принципах международного права,касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Декларация содержит семь принципов.

  1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  2. Принцип мирного разрешения международных споров;
  3. Принцип невмешательства в дела входящие во внутреннюю компетенцию государства;
  4. Принцип обязывающий государства сотрудничать друг с другом;
  5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
  6. Принцип суверенного равенства сторон;
  7. Принцип добровольного выполнения обязательств в соответствии с Уставом ООН;

В заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года содержится 10 принципов.

Дополнительными принципами были приняты такие принципы, как нерушимость границ, территориальная целостность государства, уважение прав человека и его основных свобод. В последнее время применяется принцип — принцип — охрана окружающей среды.

Исходя из основных принципов, можно сделать вывод, что все эти принципы в той или иной мере лежат в основе международного права экономической и предпринимательской деятельности.

Рассмотрим принцип, лежащий в основе международного права экономической и предпринимательской деятельности — принцип территориальной целостности.

При занятии предпринимательской деятельностью необходимо исходить их того, что каждое государство имеет государственную границу, кроме этого каждое государство определяет таможенную территорию. Так таможенная территория, как было сказано выше Республики Казахстан составляет территория Республики Казахстан, территориальные воды и воздушные пространства над ними. Пределы таможенной территории Республики Казахстан, а также периметры свободных таможенных зон и свободных таможенных складов является таможенной границей. Следовательно, всякая экономическая и предпринимательская деятельность на территории Республики Казахстан будет рассматриваться. Без соответствующего разрешения будет рассматриваться как контрабанда.

Если рассматривать принцип территориальной целостности государств, то можно проследить, что основной нитью, определяющей данный принцип является взаимное уважение территориального верховенства.

Принцип уважения территориального верховенства установлен во многочисленных международных соглашениях. Современное международное право утверждает и охраняет территориальное верховенство государств на всей территории осуществления всей полноты власти, устанавливает национальный правопорядок. Международное право обязывает государства взаимно уважать их внутренний, исключает их территориальную экспансию любой форме.

В пределах государственной территории действует исключительно власть данного государства , она устанавливает и изменяет режим своих границ так как территория — достояние исторически определенных, сложившихся в пределах данной географической среды групп людей , ее коренного населения. Уважение территориальной целостности сочетается с принципами права наций на самоуправление.

Влияет на экономическую и предпринимательскую деятельность и принцип охраны окружающей среды. В век научно – технического прогресса, наряду с территориальными спорами возникают конфликты из за влияния человека на окружающую среду.

Рассмотрим вопрос окружающей среды с точки зрения предпринимательской деятельности на одном из самых рентабельных отраслях – нефтяной. В настоящее время огромный интерес представляют технология разработки шельфовых нефтяных пластов, которую собираются применить на Кашагане (крупнейшее месторождение нефти). Речь идет об искуственных островах на Каспии. Есть вариант строительства такого острова под перерабатывающую установку. Еще на море будут сооружены острова для бурения скважин. Тендер на этот уникальный проект выиграла американо – турецкая компания Bechtel – Enka. В западной части гигантского месторождения Кашаган компании – операторы хотят соорудить несколько островов.

Все это выглядит серьезно и многократно превосходят первоначальные ожидания. Конечно, казахстанские проекты не обходились бы без проблем, крупнейшей из которой является — экологическая. Несмотря на все усилия нефтяных компаний, стремящихся минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде, в республике уже разразились несколько скандалов вокруг «экологии нефти». Самым крупным из них был вызван пршлогодним мором каспийских тюленей. Серьезные экологические и техногенные проблемы возникают также на Карачаганаке, где ученые бьют тревогу по поводу образования под землей огромных пустот в результате выкачки газа. Российские экологи также обращают внимание на большие проблемы в лучших уголках курортных зон российского черноморского побережья после запуска терминала КТК.

Все это объяснимо и совсем не ново. Для имиджа страны, несмотря на все издержки и проблемы, важнее всего то, что ее нефтяные амбиции начала девяностых годов не оказались пустым звуком. Во многом этому способствовал прагматичный выбор зарубежных инвесторов и проектов, которые в большей степени отвечали интересам Казахстана, нежели каких – то игроков извне.

Следовательно, даже если какой то проект является для государства и экономически выгодным , его развитие следует рассматривать с точки зрения влияния на окружающую среду. Поэтому, конфликты, возникающие по той или иной проблеме разрешаются путем согласования и достижения общих целей.

Основной принцип, лежащий в аспекте международного права экономической и предпринимательской деятельности является «принцип сотрудничества государств». Принцип сотрудничества государств представляет собой результат углубления международного интереса, широкого экономического и научно – технического сотрудничества. Принципы международного сотрудничества необходимы для устойчивого доверия и культурного развития, для обеспечения мира и безопасности. Этот принцип пронизывает Устав ООН. Он в частности подчеркивает цели и говорит , что ООН должна быть центром для согласованных действий наций для достижения общих целей.

В декларации о принципах международного права в 1970 году указывается, что государства обязаны сотрудничать друг с другом и оно должно осуществляться независимо от решений их политических , экономических, социальных систем и содействовать экономическому росту во всем мире, особенно в развивающих странах.

Этот принцип имеет благоприятную почву сейчас, когда острота идеологической борьбы снизилась и принцип сотрудничества является одной из центральных позиций международного права.

Следовательно, все принципы международного права в той или иной степени лежат в аспектах междун