ЭКОНОМИКА ТУРИСТКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Эффективное функционирование системы туризма нёвозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Это обусловливает необходимость разработки и реализации туристской политики.

Туристская политика – это система методов мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия.

Туристская политика государства носит все характерные черты его общей политики. Однако имеются и определенные специфические факторы, под влиянием которых туристская политика формируется. К ним относятся:

  • природные условия страны (климат, географическое положение, рельеф, флора, фауна), воздействующие на туристскую политику в зависимости от их наличия или отсутствия, рационального или нерационального использования в целях туризма;
  • транспортные условия, определяющие доступность объектов туристского интереса;
  • социальные, экономические и правовые условия развития туризма.

Вместе с тем следует отметить, что туристская политика государства не может строиться исходя исключительно из его внутренних условий. Любая страна, выходящая на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами, а также с целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффективно построена и реализована туристская политика, зависит роль и место конкретного государства на рынке международного туризма.

Цели туристской политики связаны с конкретными экономическими и историческими условиями развития страны и степенью зрелости самой туристской индустрии. Имеется в виду, что в период становления туризма в какой-либо стране и утверждения ее на международном туристском рынке могут ставиться одни цели, а в период достижения высокой степени развития сферы туризма – другие. В большинстве стран, стремящихся к развитию туристского рынка, цели формируются следующим образом:

  • эффективное использование имеющегося туристского потенциала;
  • улучшение оснащения объектов туристкой индустрии;
  • гармонизация развития туризма с учетом особенностей природных условий;
  • повышение надежности и рентабельности сети туристских транспортных парков;
  • повышение процента занятых мест;
  • увеличение рентабельности функционирования предприятий туристкой индустрии в мертвые сезоны
  • обеспечение оптимального соотношения между ценами и результатами;
  • привлечение клиентуры путем предоставления разнообразных товаров и услуг;
  • постоянная адаптация предложения к изменениям вкусов потребителей;
  • поощрение сотрудничества между организациями, занимающимися туризмом;
  • интенсивное и действенное развитие сферы рекламы.

В практической деятельности страна может быть ориентирована как на отдельные цели, так и на их совокупность. Основная задача должна состоять в удовлетворении потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала и обеспечении устойчивого развития туризма.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реализуются на уровне определенных туристских регионов: увеличение туристской привлекательности региона; сохранение окружающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улучшение использования материально-технической базы и туристской инфраструктуры.

На уровне туристского предприятия цели туристской политики ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей туристов, увеличение доходов и прибыли от предоставления туристских услуг, оптимизацию качества туристского обслуживания, освоение новых рынков и т.д.

Реализация целей туристской политики требует координации (вертикальной и горизонтальной) деятельности различных институциональных единиц, интегрированных в систему туризма.

Таким образом, туристская политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства в приложении к туризму, как деятельность, тесно связанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми системами. Говоря о значении туристской политики для общества, известный специалист в этой отрасли Д.Л. Энджел отмечает, что «высшей целью туристской политики является интеграция экономических, политических, культурных, интеллектуальных и общественных благ, создаваемых туризмом, применительно к людям, направлениям и странам для улучшения общего качества жизни и обеспечения укрепления мира и благосостояния».

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих общественные интересы и жизнедеятельность системы туризма, в целом. К таковым в широком смысле слова относятся:

  • координация;
  • планирование;
  • регулирование;
  • маркетинг национального туристского продукта;
  • стимулирование;
  • социальный туризм;
  • защита интересов.

Координация является одной из наиболее значимых функций, реализуемых государством в туристской политике. В значительной степени этому способствует тот факт, что выполнение государством других функций зависит от того, насколько оно способно скоординировать и сбалансировать интересы всех субъектов системы туризма. Специфика туризма, многообразие его проявлений, высокая степень вовлечения самых разнообразных видов деятельности в его организацию, необходимость сочетания деятельности предпринимательских структур и государства, обеспечение партнерства с частным бизнесом – вот лишь небольшой перечень причин, выводящих функцию координации на первый план.

Феномен туризма состоит в том, что он имеет не только комплексный, но и межведомственный характер. Поэтому особенность координации заключается также и в том, что помимо самой системы туризма государство должно обеспечивать взаимодействие собственно государственных структур (министерств и ведомств) для решения задач развитая туризма. Кроме того, в связи со становлением туристских регионов и центров усиливается роль местных органов власти, что ведет к необходимости усиления координации местных и общенациональных интересов.

Возникнув в недрах частного бизнеса, туризм может устойчиво развиваться только в том случае, если государство обеспечит для этого необходимые правовые, экономические, политические и прочие условия. Отдан туризм полностью на откуп действию рыночных факторов, невозможно обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба природным, культурным и общечеловеческим ценностям национальной экономики, а также выполнение туризмом своей социальной функции по оздоровлению нации. В Гаагской декларации по туризму отмечалось, что в нем «существуют определенные границы, дальше которых процесс децентрализации и деконцензрализации идти не может; как бы там ни было, без национальною механизма обеспечившего координацию туристской политики государства на национальном и региональном уровнях, не обойтись». Именно поэтому государство должно предусматривать меры, сдерживающие стихийное развитие туризма и направляющие его в цивилизованное русло с целью «его развития в гармоничном соответствии  с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности  общества».

Одной из форм государственного регулирования туризма является лицензирование, предусматривающее выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление туристской деятельности. Цель лицензирования состоит в обеспечении защиты прав и законных интересов государства и потребителей туристских услуг, повышении уровня туристского обслуживания, приведении его в соответствие с международными требованиями.

Лицензирование – проведение мероприятий связанных с предоставлением соискателям лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении туристкой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Данное определение содержит ряд понятий (лицензия, соискатель лицензии, лицензиат, лицензирующие органы, лицензионные требования и условия) которые нуждаются в дополнительном рассмотрении.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требовании и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.

Соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензирующие органы – органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование. Лицензирующие органы наделены следующими полномочиями:

  • предоставлять лицензии;
  • переоформлять документы подтверждающие наличие лицензий;
  • приостанавливать, возобновлять, аннулировать действие лицензий;
  • вести реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий;
  • контролировать соблюдение лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных нормативными актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок и условия лицензирования в туризме регулируются соответствующими постановлениями правительства и положениями  лицензионных органов.

В соответствии с Законами Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О лицензировании» и от 13 июня 2001 года «О туристской деятельности в Республике Казахстан»

Право на получение лицензии предоставляется физическим и юридическим лицам Республики Казахстан при соблюдении требований, установленных законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами.

Иностранные юридические лица, их филиалы и представительства, созданные на территории Республики Казахстан и осуществляющие турагентскую деятельность, подлежат лицензированию на таких же условиях и в том же порядке, что и туристские организации Республики Казахстан.

Лицензия на право осуществления туристской деятельности (туроператорской, турагентской и по оказанию услуг инструктора туризма) является генеральной.

После получения лицензии заявитель обязан в течение семи месяцев с момента выдачи лицензии получить сертификаты соответствия на оказываемые туристские услуги в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Республики Казахстан, после чего копии их представить лицензиару.

Лицензия выдается на каждый из следующих видов туристской деятельности:

1) туроператорская;

2) турагентская;

3) услуги инструктора туризма.

Лицензия выдается областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органом лицензиату для юридических лиц – по месту его регистрации в органах юстиции, для физических лиц – по месту регистрации в налоговых органах.

Филиалы и представительства заявителя – юридического лица лицензируются в его составе. Положение о филиале или представительстве и регистрационные документы подлежат представлению лицензиару.

Лицензия выдается в одном экземпляре, при утере лицензии лицензиат имеет право на получение дубликата по письменному заявлению. При этом лицензиат уплачивает сбор за право занятия соответствующим видом туристской деятельности (далее – лицензионный сбор).

Для получения лицензии на осуществление туроператорской деятельности необходимы следующие документы:

1) заявление по установленной форме;

2) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора;

3) нотариально заверенные копии устава, свидетельства о регистрации юридического лица и статистической карточки;

4) документ, подтверждающий наличие собственного или арендованного помещения для офиса;

5) документ, подтверждающий наличие собственной или арендованной материально-технической базы либо договора оказания услуг с организацией, имеющей материально-техническую базу, необходимую для предоставления: мест размещения туристов, туристского снаряжения, транспорта;

6) список работников с приложением копии документов об образовании и стаже работы;

7) копия договора страхования гражданско-правовой ответственности по договору на туристское обслуживание;

8) копия договора с перевозчиком;

9) копия туристской путевки и памятки туристу;

10) копия договора с туристской организацией, осуществляющей экскурсионную деятельность, имеющей список гидов (гидов-переводчиков), экскурсоводов с подтверждающими документами об окончании учебного заведения (соответствующих курсов) и медицинской справкой о психическом состоянии здоровья;

11)рекламно-информационный материал (проспекты, буклеты, видеоматериал, листовки, журналы, схемы и карты);

12) реестр туристских маршрутов;

13) программа обслуживания туристов;

14) образец договора на туристское обслуживание в соответствии с требованиями статьи 17 Закона “О туристской деятельности в Республике Казахстан”;

15) информация для туристов о стране въезда и выезда.

Для получения лицензии на осуществление турагентской деятельности необходимы следующие документы:

1) заявление по установленной форме;

2) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора;

3) нотариально заверенные копии: устава, свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц), удостоверения личности, свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя или патента (для физических лиц);

4) документ, подтверждающий наличие собственного или арендованного помещения для офиса;

5) документ, подтверждающий наличие собственной или арендованной материально-технической базы либо договора оказания услуг с организацией, имеющей материально-техническую базу, необходимую для предоставления: мест размещения туристов; туристского снаряжения; транспорта;

6) список работников с приложением копии документов об образовании и стаже работы;

7) копия договора страхования гражданско-правовой ответственности по договору на туристское обслуживание;

8) копия договора с перевозчиком;

9) копия туристской путевки и памятки туристу;

10) рекламно-информационный материал (проспекты, буклеты, видеоматериал, листовки, журналы, схемы и карты);

11) образец договора на туристское обслуживание в соответствии с требованиями статьи 17 Закона “О туристской деятельности в Республике Казахстан”;

12) информация для туристов о стране въезда и выезда.

Для получения лицензии на осуществление услуг инструктора туризма необходимы следующие документы:

1) заявление по установленной форме;

2) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора;

3) документы, подтверждающие соответствующую профессиональную подготовку, квалификацию и опыт прохождения туристских маршрутов;

4) карта-схема и описание разработанного туристского маршрута;

5) медицинская справка о психическом состоянии здоровья.

  1. Заявитель несет установленную законодательством Республики Казахстан ответственность за достоверность предоставленных документов.

Лицензия прекращает свое действие в случаях:

1) отзыва лицензии;

2) прекращения предпринимательской деятельности гражданина, реорганизации или ликвидации юридического лица.

Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечение безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация.

Использование ее создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социально-экономических проблем и задач, соответствует интеграции отдельных государств в мировую экономику

Слово «сертификация» в переводе с латинского языка означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «оказана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Сертификация продукция (далее – сертификация) – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

  • создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя),
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества,
  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может быть как обязательный, так и добровольной.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязательные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.

Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

При обязательной сертификации должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживая и использоваться методы проверок (оценок), позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному проспекту, туристской путевке и пр.), а также требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Решение о последней обычно связано с проблемами услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями потребителей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные услуги. Наиболее распространенным примером добровольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям определенной категории по действующей классификации.

Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.

При сертификации туристских услуг и услуг средств размещения применяются схемы (состав и последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации):

№ 2 – оценка процесса выполнения работ, оказания услуг;

№ 4 – оценка организации (производства);

№ 5 – оценка системы качества.

На основании Правил сертификации работ и услуг орган по сертификации услуг разрабатывает Порядок проведения сертификации туристских услуг и услуг средств размещения, который утверждает руководитель органа. Порядок сертификации включает:

  • подачу заявки;
  • рассмотрение и принятие решения по заявке;
  • оценку соответствия услуг установленным требованиям;
  • принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата (документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям);
  • выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия (зарегистрированного в установленном порядке знака, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им- продукции установленным требованиям);
  • инспекционный контроль сертифицированных услуг.

В случае несоответствия услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата  от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Такое решение принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно установить обнаруженные причины несоответствия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на примёнение знака соответствия; информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий. –

После выполнения корректирующих мероприятий и при положительной их оценке (путем проверок и контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также информирует об этом заинтересованных участников сертификации. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия и также информирует об этом участников сертификации.