СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНА СО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, АГЕНТСТВАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ООН

Программа развития ООН (ПРООН), созданная в 1965 году, в своем сотрудничестве с Казахстаном оказывает нам содействие в подготовке национальных кадров и предостав­ляет консультативную помощь по вопросам рыночных реформ и преобразований в различных секторах экономики. Консуль­танты ПРООН оказывают помощь Правительству в разработке и осуществлении Национальной программы приватизации, Национального плана действий по охране окружающей среды и устойчивому развитию, Национального плана действий по улучшению положения женщин, Плана содействия социально­му развитию, Программы формирования здорового образа жизни.

За годы независимости Казахстана Программой была ока­зана поддержка Правительству в проведении рыночных пре­образований и предоставлена конкретная помощь различным секторам экономики и регионам нашей страны. Учитывая, что на сегодняшний день осуществлен ряд экономических и по­литических реформ в стране, определены приоритетные на­правления развития Казахстана, совместные усилия сконцен­трированы на решении наиболее актуальных проблем:

  • социальная – поддержка и модернизация системы об­разования и науки, оказание помощи социально уязвимым слоям населения и безработным;
  • экономическая – содействие развитию малого и сред­него бизнеса, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры и торговли;
  • экологическая – реабилитация Семипалатинского регио­на и бассейна Аральского моря, охрана окружающей среды в Каспийском регионе.

В ближайшей перспективе сотрудничество с ПРООН пла­нируется осуществить в рамках Программы социального раз­вития, Программы укрепления системы государственного уп­равления и дальнейшей демократизации страны и Програм­мы управления окружающей средой в целях устойчивого раз­вития.

Республика Казахстан вступила в Организацию ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) в мае 1992 года и является участником следующих ее конвенций:

  • Соглашение о ввозе материалов образовательного, на­учного и культурного характера (“Флорентийское соглашение”), приложения А-Е и Протокол (1950 г.)
  • Всемирная конвенция об авторском праве, Декларация, относящаяся к статье XVII, и резолюция, относящаяся к ста­тье XI (1952 г.)
  • Конвенция о защите культурных ценностей в случае воо­руженного конфликта (“Гаагская конвенция”), Исполнительный регламент и Протокол (1954 г.)
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природ­ного наследия (1972 г.)
  • Протокол к Соглашению о ввозе материалов образова­тельного, научного и культурного характера, приложения А-Н (1976г.)
  • Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о выс­шем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (1979 г.)
  • Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в госу­дарствах Азии и Тихого океана (1983 г.)
  • Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (1997 г.)

ЮНЕСКО приняло активное участие в празднованиях 150-летия Абая, 100-летия М.Ауэзова, 100-летия К.Сатпаева, 500-летия М.Дулати, 1500-летия Г.Туркестан. Этой организацией утвержден “Предварительный перечень объектов культурного и природного наследия Казахстана”, включающий 10 наиме­нований, в том числе Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави и пет­роглифы урочища Тамгалы.

В конце августа 2001 года Казахстан посетил Генераль­ный директор ЮНЕСКО К.Мацуура, с которым достигнута до­говоренность о содействии в работе по восстановлению От-рарской библиотеки при Евразийском университете.

В календарь ЮНЕСКО включены такие памятные даты, как 2000-летие г.Тараз, 200-летие Махамбета Утемисова, 100-ле­тие Габита Мусрепова.

Казахстан является учредителем двух региональных учреж­дений ЮНЕСКО: Международного института центрально-ази­атских исследований (г.Самарканд) и Международного ин­ститута кочевых цивилизаций (г.Улан-Батор).

Большое значение в ООН придается работе Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). При­сутствие УВКБ ООН в Центральной Азии ведет свое начало с февраля 1993 года, когда в связи с последствиями граждан­ской войны в Таджикистане УВКБ ООН открыло представи­тельства в Душанбе и Ташкенте с целью осуществления ме­роприятий по репатриации таджикских беженцев из Афганис­тана и их реинтеграции в районах возвращения.

Что касается других стран Центральной Азии, в том числе и Казахстана, то представительства УВКБ ООН в данных стра­нах были открыты в 1995 году с целью выполнения двух ос­новных задач:

  • обеспечения международной защиты беженцев, подпа­дающих под мандат УВКБ ООН и оказания им гуманитарной помощи;
  • поддержки и развития потенциала государственных структур Казахстана, а также неправительственных организа­ций, имеющих отношение к вопросам беженцев и миграции в целом.

Деятельность УВКБ ООН в Казахстане состоит из двух ос­новных неразрывно связанных между собой компонентов:

  • традиционная деятельность, заключающаяся в оказании ограниченной материальной и медицинской помощи наибо­лее нуждающимся беженцам и членам их семей. В этой об­ласти УВКБ осуществляет программы как через правитель­ственные, так и неправительственные организации. Кроме того, УВКБ осуществляет программу по добровольной репатриации таджикских беженцев на родину. По оценке УВКБ, на сегод­няшний день в Казахстане насчитывается около 17 тыс. бе­женцев, в основном из Афганистана, Таджикистана, Чечни, Ирака, Судана и некоторых других стран.
  • Нетрадиционная деятельность, которая заключается в оказании содействия в подготовке высококвалифицированных национальных кадров в области миграции. В этой сфере УВКБ оказывает техническую поддержку государственным органам, работа которых так или иначе, связана с беженцами. УВКБ выполняет серьезную работу по подготовке и обучению наци­ональных кадров с помощью проведения многочисленных се­минаров и круглых столов по вопросам международного пра­ва, убежища и международных прав человека в целом. Управ­ление тесно сотрудничает с компетентными органами РК в деле создания законодательной базы для работы с беженца­ми.

Женский Фонд ООН (ЮНИФЕМ) оказывает финансовую поддержку и техническую помощь инновационным програм­мам, предназначенным для защиты прав женщин и улучше­ния их экономического и политического положения в обще­стве. В рамках системы ООН ЮНИФЕМ представляет интере­сы женщин и увязывает их со всеми важнейшими вопросами национального, регионального и глобального уровней. Фонд фокусирует свою работу на страновом уровне, оказывая под­держку системе Резидента-координатора для включения со­циально-половой (тендерной) проблематики в основные на­правления страновых программ.

В Казахстане с момента открытия Представительства в июле 1999 года ЮНИФЕМ осуществлял совместно с Програм­мой развития ООН проект “Поддержки деятельности Рези­дента-координатора ООН в выполнении Пекинской платфор­мы действий”. Основные цели этого проекта включают:

  • оказание поддержки и помощи усилению роли жен­щин и учету тендерной проблематики;
  • формулирование и осуществление тендерной политики и программ;
  • развитие деловых и продуктивных отношений между агент­ствами ООН, гражданским обществом и правительством при координировании планирования и осуществлении мероприя­тий по выполнению стратегий Пекинской платформы действий;
  • учет тендерных подходов в материалах и документах ООН, например, как ЮНДАФ (Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития), ОСО (Общая страновая оценка) и ССЗ (Страновая стратегическая заметка), а также в содействии разъяснительно-просветительской работе ЮНИ-ФЕМ.

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) является ведущей орга­низацией системы ООН, которая занимается решением задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей. ЮНИ­СЕФ начал свою работу в Республике Казахстан в 1992 году, в основном, по оказанию неотложной помощи в области здра­воохранения (иммунизация, диарейные и острые респиратор­ные заболевания). В 1994 году после открытия Представи­тельства ЮНИСЕФ в Казахстане началась работа по регуляр­ным программам Фонда.

Сотрудничество между Правительством Казахстана и ЮНИСЕФ имеет пять основных направлений: охрана здоровья матери и ребенка, питание матери и ребенка, начальное об­разование, водоснабжение и санитария, защита интересов детей. Задачами программы являются снижение материнской и младенческой смертности и улучшение положения питания населения страны. Особые усилия программы направлены на работу в регионе экологической катастрофы Аральского моря, реализованные в проекте “АСПЕРА”. Одним из результатов программы можно считать стабильное снижение уровня мла­денческой смертности, который в 1999 году составил 21 на 1000 живорожденных по сравнению с 28 в 1993 году, а также повышение уровня охвата иммунизацией детей первого года жизни до 98-99 процентов, что привело к значительному сни­жению заболеваемости управляемыми инфекциями.

В феврале 1994 года в рамках визита в Соединенные Шта­ты Америки Президента Н.Назарбаева была подписана Кон­венция о правах ребенка – первый многосторонний международный договор, участником которого стала наша страна. С 1998 года Казахстан стал членом Исполнительного Совета ЮНИСЕФ, что придало дополнительный импульс расширению сотрудничеству с этим авторитетным специализированным уч­реждением ООН.

Организация Объединенных Наций по промышленно­му развитию (ЮНИДО) была учреждена в 1966 году резолю­цией Генеральной Ассамблеи для осуществления координа­ции деятельности ООН в области промышленности. Членами ЮНИДО являются 169 стран. ЮНИДО занимается вопросами промышленного развития в развивающихся странах и стра­нах с переходной экономикой.

Казахстан вступил в ЮНИДО в 1997 году. До вступления в члены ЮНИДО под эгидой этой организации в Казахстане осуществлялись проекты по обучению лиц, занимающихся формированием и оценкой инвестиционных проектов, анали­зом финансового, налогового и правового аспектов неакционерных форм инвестирования.

В ноябре 1995 года начат совместный проект ЮНИДО и ПРООН по реструктуризации государственных предприятий в малых городах Казахстана на примере реструктуризации свинцово-цинкового комбината в г.Текели и содействия развитию малого и среднего бизнеса. В рамках данного проекта открыт Центр поддержки малых и средних предприятий в Алматы, который функционирует по настоящее время.

При финансовой поддержке американской компании “Шеврон”, экспертной поддержке ЮНИДО и координации ПРООН в г.Атырау планируется осуществление проекта по со­зданию “Центра развития бизнеса” и проекта по созданию “Микрокредитного механизма привлечения и использования финансовых средств” для малого бизнеса. С участием ЮНИ­ДО будет выполняться также совместный проект Всемирного банка, ПРООН и Программы ТАСИС Европейского Союза “Кас­пийская экологическая программа” для прикаспийских госу­дарств.

ЮНИДО планирует разработать интегрированную програм­му для Казахстана. В нее будут включены следующие направ­ления: стратегия промышленного развития, развитие малого и среднего бизнеса, содействие привлечению инвестиций, эко­номичное производство.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является одной из главных организаций системы ООН, зани­мающейся проблемами в области торговли, финансов, техно­логий и инвестиций.

Казахстан сотрудничает с ЮНКТАД в рамках нескольких проектов. Проект “Содействие Казахстану в эффективной ин­теграции в международную торговую систему и присоедине­нии к ВТО” нацелен на содействие проведению подготови­тельных процедур по вступлению нашей страны во Всемир­ную торговую организацию.

Проект Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО был разработан по инициативе казахстанской стороны специ­алистами МТЦ ЮНКТАД/ВТО в 1997 году. Цели проекта: фор­мирование среднесрочной стратегии развития внешней тор­говли; содействие продвижению экспорта на ряде промыш­ленных и сельскохозяйственных предприятий страны. В рам­ках проекта предлагается также оказание маркетинговой, тех­нической и консультационной помощи в открытии в Алматы Казахстанского центра внешней торговли.

Проект “Поддержка стран-членов Организации экономи­ческого сотрудничества в повышении эффективности торгов­ли и экономического сотрудничества” предусматривает ра­боту по определению приоритетных направлений сотрудниче­ства Казахстана и ЮНКТАД в целях повышения эффективнос­ти торговли, транспорта, реформирования и модернизации таможенных процедур.

Сотрудничество Казахстана с Международной органи­зацией труда (МОТ) осуществляется с момента его вступле­ния в Организацию в 1993 году на уровне участия представи­телей нашей страны в мероприятиях МОТ в целях приведения казахстанского законодательства в соответствие с нормами международного трудового права.

Организация предоставляет Казахстану информацию и анализ по трудовым и социальным проблемам. Наиболее важ­ными сферами деятельности МОТ в Казахстане являются: совершенствование законодательной базы в области трудо­вых и социальных вопросов, развитие занятости, сокращение бедности, охрана труда, социального диалога, решение соци­альных проблем посредством выработки политики и оказания технической помощи в виде консультаций, рекомендаций и других ориентационных и обучающих программ.

Казахстан стал 121 членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) 14 февраля 1994 года, неза­долго до этого присоединившись к Договору о нераспростра­нении ядерного оружия (декабрь 1993 г.). В соответствии по­ложениями Договора 26 июля 1994 года в Алматы было под­писано Соглашение между Республикой Казахстан и МАГАТЭ о применении гарантий в связи с ДНЯО, ратифицированное Указом Президента РК от 19 июня 1995 года.

В соответствии с Соглашением вся ядерная деятельность в нашей стране была поставлена под гарантии МАГАТЭ. Регу­лярно проводятся инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах страны – энергетический реактор БН-350 Мангышлакского атомного энергокомбината (Актау), завод по производству топ­лива для АЭС АО “Ульбинский металлургический завод” (Усть-Каменогорск), исследовательские реакторы Национального ядерного центра в пос.Алатау и Г.Курчатове. Цель инспекций – проверка (верификация) количества ядерных материалов, официально заявленного Казахстаном.

Программа технического сотрудничества МАГАТЭ со стра­нами-членами направлена на повышение уровня безопаснос­ти использования атомной энергии и ядерно-физических тех­нологий, развитие и внедрение новых прогрессивных методов в промышленности, науке, социальной сфере, включая здра­воохранение и защиту окружающей среды. Вклад МАГАТЭ в основном сводится к организации обмена передовым опы­том, предоставлении необходимой информации, выработке рекомендаций. Однако применительно к Казахстану значитель­ную часть затрат МАГАТЭ составляет стоимость закупаемого оборудования согласно проектам.

Участие Казахстана в программе технического сотрудни­чества с МАГАТЭ предоставляет доступ к современным ядер­ным технологиям, применяемым в различных областях жизни, и к соответствующей информации, расширяет международ­ные контакты, позволяет нашей стране вывести на современ­ный уровень безопасность и эффективность мирного исполь­зования атомной энергии и ядерно-физических технологий, благоприятно отражается на международной репутации Ка­захстана.

В июле 1992 года Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию о Международной организации гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) и этим закрепила свое полноправ­ное членство в ИКАО. ИКАО направляет Казахстану различные опубликованные заявления о своей политике по вопросам ре­гулирования международного воздушного транспорта, кото­рые разработаны или одобрены Ассамблеей и Советом Орга­низации, а также инструктивный материал и информацию, под­готовленные органами ИКАО.

Членство Казахстана в ИКАО предоставляет ему право выполнения любых международных полетов, в том числе и регулярных рейсов авиакомпаний за рубеж.

Начиная с 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1994 г.), Казахстан активно участвует в продвижении резо­люции ГА ООН “Система транзита в государствах Централь­ной Азии не имеющих выхода к морю, и соседних развиваю­щихся странах транзита”, направленной на привлечение меж­дународных организаций и стран-доноров к совершенствова­нию существующей транзитно-транспортной системы в Цент­рально-азиатском регионе.

Деятельность морского флота требует соблюдения меж­дународных правил, регламентируемых документами Между­народной морской организации (ММО), по международ­ному торговому судоходству в отношении морской безопас­ности, эффективности судоходства, предотвращению диск­риминационных мер и излишних ограничений со стороны пра­вительств. В этой связи в 1994 году Казахстан ратифицировал некоторые основополагающие конвенции ММО. Следует от­метить Членство в ММО дает право нашим судам на вхожде­ние в международные порты мира под государственным фла­гом Республики Казахстан.

В ноябре 1997 году Казахстан вступил в Продовольствен­ную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО) и стал 175 членом этой организации. Сотрудничество с ФАО ведется по следующим направлениям: борьба с насекомыми-вредителями, сбор статистических данных по сельскому хо­зяйству, создание информационно-маркетинговой системы в сельском хозяйстве, реабилитация Семипалатинского регио­на, управление водными ресурсами и др.

Перспективным направлением сотрудничества с ФАО яв­ляется создание информационно-маркетинговой системы в сельском хозяйстве Казахстана. Создание подобной системы в нашей стране, ее подключение к всемирной сети Интернет и банку данных ФАО даст возможность получать важную ин­формацию по интересующим вопросам в области сельского хозяйства, в частности, информацию о конъюнктуре мировых рынков зерна и других сельскохозяйственных товаров.

Учитывая, что сельское хозяйство является одной из наи­более значимых отраслей казахстанской экономики, сотруд­ничество с международными организациями, специализиру­ющимися в сельском хозяйстве, в первую очередь с ФАО, является жизненно важным.

Хорошей основой для расширения сотрудничества Казах­стана с ФАО в дальнейшем могут служить следующие на­правления: экологическое и агробиоразнообразие, развитие зернового хозяйства и животноводства, борьба с бедностью и обеспечение населения Казахстана продуктами питания, совершенствование маркетинговых услуг и системы марке­тинговой информации, выполнение пилотной схемы микрокре­дитования.

Взаимодействие Всемирной организации здравоохра­нения (ВОЗ) с Республикой Казахстан осуществляется на двух уровнях. Штаб-квартира ВОЗ (Женева), возглавляемая Генеральным директором Г.Харлем Брутланд, решает принци­пиальные политические вопросы взаимодействия данной меж­дународной организации с нашей страной (бюджет, кадро­вая политика, организация глобальных программ). Вместе с тем, основные решения по страновому сотрудничеству прини­маются на уровне Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ в Копенгагене.

В отличие от других ооновских агентств ВОЗ не создает специальные представительства в странах, а осуществляет программы, в которых государства представлены своими ми­нистерствами здравоохранения или аналогичными государ­ственными органами, а ВОЗ – экспертами, направляемыми на фиксированный срок.

Кроме того, ЕРБ ВОЗ приняло решение об организации в странах Центральной Азии Бюро по связям, которые выполняют функцию представительств ЕРБ ВОЗ в данных государ­ствах. Подобная практика успешно зарекомендовала себя в течение последних лет и способствовала эффективной реа­лизации программ ВОЗ в Казахстане по иммунизации детей, борьбе с туберкулезом и оказанию содействия в процессе реформ здравоохранения.

ЕРБ ВОЗ оказало поддержку в формировании Перечня необходимых медикаментов. Этот документ служит концепту­альной основой национальной фармацевтической политики. На его основе был создан Национальный фармацевтический ин­формационный центр.

Сотрудничество со Всемирной организацией интеллек­туальной собственности (ВОИС) осуществляется с момен­та вступления в 1993 году в целях приведения казахстанского законодательства в соответствие с нормами международно­го права в области интеллектуальной собственности. В насто­ящее время при активном содействии ВОИС проводится под­готовительная работа по присоединению Республики Казах­стан к ряду международных соглашений в области охраны промышленной собственности:

  • Будапештский Договор “О международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной проце­дуры” (1977 г.);
  • Локарнское соглашение “Об учреждении Международ­ной классификации промышленных образцов” (1968 г.);
  • Ниццкое соглашение “Об учреждении Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков” (1957 г.);
  • Страсбургское соглашение “Об учреждении Междуна­родной патентной классификации” (1971 г.);
  • Договор “О Законах по товарным знакам” (1994 г.) Кроме того, ВОИС играет большую роль в процессе вступ­ления нашей страны во Всемирную торговую организацию и соблюдении условий различных международных соглашений, участником которых является Казахстан.

Совместно со специализированными учреждениями ООН – ЮНЕП, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ЮНЕСКО, ВОЗ и рядом финансо­вых институтов – ПРООН, Всемирный Банк и ГЭФ Правитель­ство Казахстана проводит последовательную работу по восстановлению экологической обстановки и улучшению усло­вий проживания населения в регионе Аральского моря. Необ­ходимы дополнительные усилия по активизации сотрудниче­ства государств региона для решения данной проблемы.

В регионе Прикаспия для решения проблем развития и окружающей среды осуществляется большое количество про­ектов и программ, которые носят международный, нацио­нальный и локальный характер. Главную роль среди них иг­рает Каспийская экологическая программа (КЭП).

Основная цель Программы – обеспечение экологически устойчивого развития и улучшение управления природными ресурсами Каспийского региона, включая биоресурсы и по­верхностные воды. КЭП определена роль координирующего механизма, способствующего кооперации между прикаспий­скими странами и международными донорскими организа­циями, а также крупными частными компаниями.

В результате реализации КЭП предполагается решить нео­тложные проблемы нефтяных разливов, осуществить профи­лактику, ликвидацию и контроль загрязнения окружающей сре­ды, наладить мониторинг и систему управления данными, уси­лить защиту биоразнообразия и укрепить систему управления биоресурсами, а также сформировать систему управления и усилить роль населения.

Вскоре после распада Советского Союза и начала интег­рации Казахстана в международное сообщество, страна стол­кнулась с общемировой проблемой незаконного оборота нар­котиков. Тенденция к глобализации, а также развитие транс­портной инфраструктуры стимулировали активизацию контра­банды наркотиков. Ряд причин, среди которых географичес­кое положение, то есть близость к мировым центрам наркопроизводства, вместе с трудностями переходного периода, благоприятствовали развитию международного наркобизнеса и привлекли его внимание к региону Центральной Азии.

В этих условиях в Казахстане резко обострилась ситуация
с незаконным оборотом наркотиков. Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами и их
незаконный оборот в нашей стране получили широкое распространение, негативно влияя на состояние экономики, правопорядка, на социально-психологическую атмосферу в обществе, здоровье и генофонд нации.

Учитывая многолетний опыт Международной программы ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП) в сфере контроля незаконного оборота и злоупотребления наркотиками, Республика Казахстан установила и развивает активное сотрудничество с этой программой системы ООН, которая играет лидирующую роль в координации междуна­родной деятельности в сфере контроля над наркотиками.

В рамках реформирования системы ООН, ЮНДКП объе­динено с Центром ООН по предупреждению международной преступности (ЦПМП), вследствие чего было создано Управ­ление ООН по контролю над наркотиками и предупреж­дению преступности (УКНПП ООН).

Основой для сотрудничества между Казахстаном и УКНПП ООН стал подписанный 4 мая 1996 года в Ташкенте мини­страми иностранных дел стран Центральной Азии Меморан­дум о взаимопонимании и сотрудничестве в области контро­ля над незаконным производством, оборотом, злоупотребле­нием наркотических средств, психотропных веществ и пре-курсоров.

Казахстан присоединился к трем основным международ­ным конвенциям ООН в этой сфере: Единой Конвенции о нар­котических веществах 1961 года с протоколом 1972 года, Кон­венции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и пси­хотропных веществ 1988 года.

На основе рекомендаций УКНПП был принят Закон РК “О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и зло­употреблению ими”. Кроме того, Указами Президента Н. На­зарбаева утверждены Стратегия борьбы с наркоманией и нар­кобизнесом в Республике Казахстан на 2000-2005 годы и Го­сударственная программа борьбы с наркоманией и нарко­бизнесом в Республике Казахстан на 2000-2001 годы.

Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК) была учреждена в 1947 году в качестве временного органа ООН по экономическому возрождению Европы в целях оказания эф­фективной помощи разоренным войной странам.

ЕЭК является форумом, где все страны Северной Амери­ки, Западной, Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии совместно вырабатывают инструменты экономичес­кого сотрудничества. Основной целью комиссии является со­гласование, гармонизация политики и практических действий стран-членов ЕЭК. Такая гармонизация содействует развитию производственных и торговых связей, притоку инвестиций и технологий, интеграции транспортных сетей и повышению эффективности мер по охране окружающей среды.

Казахстан совместно с Региональными комиссиями ООН – ЭСКАТО и ЕЭК ведет активную работу по продвижению пред­ложения Президента Н.Назарбаева об осуществлении Спе­циальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА). Цель Программы – оказание содействия государ­ствам Центральной Азии в углублении их взаимного сотруд­ничества, стимулирование их экономического развития и ин­теграция в экономику стран Европы и Азии.

26 марта 1998 года на заседании Межгосударственного совета Центрально-Азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС) Президентами Казахстана, Кыргызстана, Таджикис­тана и Узбекистана и Исполнительными секретарями ЕЭК и ЭСКАТО была подписана Ташкентская Декларация о СПЕКА, в которой определены приоритетные области сотрудничества. При этом каждый участник является координирующим в од­ной области:

  • развитие транспортной инфраструктуры и упрощение процедур пересечения государственных границ товарами, ус­лугами и людьми – Казахстан;
  • рациональное и эффективное использование энергети­ческих и водных ресурсов Центральной Азии – Кыргызстан;
  • международная экономическая конференция по Таджи­кистану, совместная стратегия регионального развития и при­влечение иностранных инвестиций – Таджикистан;
  • региональное сотрудничество по вопросам развития мно­говариантных путей доставки углеводородного сырья по тру­бопроводам на мировые рынки – Туркменистан;
  • перестройка промышленных предприятий с целью со­здания международных конкурентоспособных промышленных предприятий – Узбекистан.

Туркменистан, не являющийся членом Межгоссовета, не участвовал в данном саммите ЦАЭС, но официально присое­динился к СПЕКА в сентябре 1998 года.

СПЕКА получила предварительную поддержку России, США, Франции, Нидерландов, Японии, Республики Корея, Тур­ции и ряда международных организаций. Наряду с ЕЭК и ЭСКАТО активными участниками СПЕКА являются Програм­ма развития ООН и Исполком Межгоссовета Центрально-Ази­атского Экономического Сообщества. Интерес к СПЕКА про­явили ОБСЕ, ОЭС, Европейская комиссия, ИБР, ЕБРР. Пред­полагается приглашение к сотрудничеству широкого круга международных специализированных организаций, работаю­щих в соответствующих секторах экономики, в частности, ОСЖД – Организация сотрудничества железных дорог и МСАТ – Меж­дународный союз автомобильного транспорта.

В ходе первого Евразийского Экономического Саммита (26-28 апреля 2000 г., Алматы) была проведена официальная презентация Программы мировому сообществу, в которой при­няли участие делегации Казахстана, Кыргызстана, Таджики­стана, ЕЭК, ЭСКАТО, Программы развития ООН, Европейской Комиссии и Азиатского банка развития.

По итогам презентации было принято Совместное заявле­ние стран-участниц СПЕКА, ЕЭК и ЭСКАТО, озаглавленное “Новый этап осуществления Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии и Концепция СПЕКА”. В доку­менте изложены цели, задачи, организационная структура, методы осуществления и основные механизмы финансирова­ния Программы.

20 декабря 2000 года на очередном заседании ГА ООН на консенсусной основе был принят проект резолюции “Транзитно-транспортная система в континентальных государствах Центральной Азии и соседних развивающихся странах тран­зита”. По инициативе и при координирующей роли Казахста­на в принятой резолюции по системе транзита содержится обращение к мировому сообществу продолжать оказывать со­действие государствам Центральной Азии в формировании транзитно-транспортной системы, поддерживать наметившие­ся позитивные тенденции в экономике региона: рост объемов торговли, потоков капитала и технического прогресса, а так­же использовать возможности набирающих обороты механиз­мов регионального сотрудничества, в частности, программу СПЕКА.

Принятие резолюции по системе транзита в Центральной Азии вновь подтвердило важную роль нашей страны в углуб­лении экономического сотрудничества в регионе. Оно дает возможность обеспечить дальнейшую экспертную и техничес­кую помощь Казахстану и другим государствам региона в со­вершенствовании и обновлении существующей транзитно-транспортной системы, а также будет способствовать как разви­тию межрегиональных торгово-экономических связей, так и облег­чению транспортного сообщения между Европой и Азией.

Одним из самых актуальных вопросов повестки дня ООН сегодня становится информационная революция. У сторонни­ков информационного общества существует оптимистическое с точки зрения развивающихся стран мнение о том, что по мере продвижения от индустриальной экономики к информа­ционному обществу интеллектуальное “ноу-хау” затмит финан­совый капитал в роли подлинного мерила богатства народов. Страны, которые являются лидерами информационной рево­люции, отнюдь не обязательно преуспевали в индустриальной революции. Победителями в информационный век будут стра­ны, которые сумеют более эффективно собирать, распростра­нять и использовать необходимую информацию и обеспечи­вать ею свои структуры.

На постсоветском пространстве в этом отношении наибо­лее выгодные позиции у России, которая уже использует пре­имущества русского Интернета и влияет на процессы инфор­мационного обмена в соседних странах. Вместе с тем, не­смотря на выгодное положение России, страны СНГ находят­ся в числе государств, которым необходимо создавать воз­можности для развития информационного общества, в отли­чие от более развитых стран, которые этими возможностями уже в полную меру пользуются.

В Казахстане полностью осознают выгоды, которые несет с собой “цифровая революция” для людей и в дополнение к усилиям, предпринимаемым на национальном уровне, готовы оказывать всемерное содействие инициативам ООН в данной области: “Интерсети здравоохранения” и Службы информационной техники ООН. “Цифровая революция” является неотъемлемой частью процесса глобализации, причем той частью, выгоды от которой реальны и непосредственны.

В то же время необходимо иметь в виду опасность попа­дания новых технологий в руки криминальных структур, вклю­чая международных террористов и использования их в пре­ступных целях. Эта проблема должна привлечь в настоящее время повышенное внимание ООН.

Важным фактором устойчивого развития представляется региональное сотрудничество для государств Центральной Азии, расположенных в центре Евроазиатского пространства и взаимосвязанных в экономическом, историческом и куль­турном плане.

Необходимость реформирования системы ООН и постро­ения нового мирового порядка обусловлена в числе прочих причин наличием новых угроз безопасности, перед лицом ко­торых существующие инструменты мирового сообщества за­частую оказываются неэффективными. Рост числа кровопро­литных локальных конфликтов, распространение оружия мас­сового уничтожения, торговля наркотиками, терроризм, меж­дународная преступность являются проблемами, которые не имеют границ и являются в определенной мере продолжени­ем наших внутренних проблем. В этом контексте вполне зако­номерным является дальнейшее расширение и укрепление сотрудничества членов ООН в деле поддержания междуна­родного мира и безопасности.

6-7 сентября 2000 года в рамках 55-й сессии Генассамб-леи ООН состоялось открытие Саммита тысячелетия – круп­нейшего в новейшей истории форума Глав государств и пра­вительств, в котором приняли участие руководители и пред­ставители 188 государств-членов Организации.

В докладе Генерального секретаря К.Аннана о роли Орга­низации Объединенных Наций в XXI веке содержался призыв ко всем странам обратить первоочередное внимание на реше­ние таких приоритетных задач, как избавление от нищеты, по­вышение уровня образования, усиление безопасности, борьба со СПИДом, охрана окружающей среды.

На этой сессии Казахстан подписал факультативные про­токолы к конвенциям о ликвидации всех форм дискримина­ции в отношении женщин и о правах ребенка, которые рас­ширяют рамки этих конвенций.

В ходе Саммита Н. Назарбаев выступил с докладом “Бе­зопасность и сотрудничество – глобальные и региональные аспекты”. В выступлении отмечалось, что глобализация, дик­тующая контуры нового миропорядка и, несомненно, относя­щаяся к явлениям прогресса, в то же время для многих госу­дарств может иметь немало негативных последствий.

Это обусловлено многими факторами, среди которых мож­но отметить очевидное неравенство стран мирового сообще­ства, которые делятся на богатых и бедных, развитых и эко­номически отсталых. Если достижениями и плодами глоба­лизации будет пользоваться лишь небольшая группа высоко­развитых стран, то это неизбежно приведет к противостоянию, возникновению глобальных конфликтов и социальных катак­лизмов, намного тяжелее тех, которые переживала земная ци­вилизация.

В этой связи, заявил Президент Казахстана, ООН и наци­ональные правительства должны взять на себя взаимные обя­зательства. Во-первых, каждая страна должна четко и ответ­ственно определить свои позиции в процессах глобализации, чтобы предусмотреть и максимально нейтрализовать возмож­ные негативные проявления. Во-вторых, в рамках модерниза­ции своей деятельности, в качестве одной из приоритетных задач ООН могла бы взять на себя разработку модели глоба­лизации, максимально учитывающей интересы всех “обделен­ных” стран.

В данной модели должны быть предусмотрены и меры по повышению эффективности существующих и созданию новых, отвечающих требованиям времени систем безопасно­сти. Не секрет, что, несмотря на большие достижения, ООН не всегда успешно справляется с задачами поддержания мира и безопасности. Наряду с усилением миротворческого по­тенциала ООН, в первую очередь Совета Безопасности, весь­ма перспективным было бы использование возможностей ре­гиональных систем безопасности и налаживание взаимодей­ствия с ними. В этом контексте ОБСЕ, СВМДА и Шанхайская организация сотрудничества могут во многих случаях действо­вать весьма результативно.

Заместитель Генерального секретаря ООН В.Петровский, выступая в августе 2001 года в Алматы на конференции “XXI век – навстречу миру, свободному от ядерного оружия”, дал высокую оценку как позиции Казахстана по основным между­народным проблемам, так и практическим действиям по их решению. Он заявил: “Как Генеральный секретарь Конферен­ции по разоружению должен отметить, что Казахстан не толь­ко активно включился в ее работу, но и постоянно демонстри­рует свою принципиальную позицию в отношении укрепления безопасности в мире. Конструктивный почерк Казахстана ви­ден и в его подходе к региональному сотрудничеству. В ООН придается особое значение такому сотрудничеству, поскольку в нашем быстро меняющемся мире становится все более оче­видно, что процессы глобализации и регионализации не вза-имоисключают, а взаимно дополняют друг друга, ибо появле­ние в любом регионе сильных процветающих государств слу­жит интересам как этих регионов, так и глобального сообще­ства наций”.

По словам высокопоставленного представителя ООН “со­здание в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного ору­жия, внесло бы не только крупный вклад в укрепление гло­бального режима нераспространения ядерного оружия, но и способствовало бы упрочению региональной безопасности”. В.Петровский особо отметил успешное функционирование Ев­разийского Экономического Саммита и институционализацию Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

В ООН, заявил дипломат, ожидают, что предстоящее в но­ябре этого года Совещание в верхах по взаимодействию и мерам доверия в Азии станет крупной вехой в развитии со­трудничества на всем азиатском пространстве. “Генеральный секретарь ООН К. Аннан, будучи хорошо осведомленным о под­готовке СВМДА, просил передать, что всячески поддержива­ет инициативу Президента Н.Назарбаева. По его мнению, в результате институционализации Совещания будет создан важный региональный инструмент, который сможет эффективно функционировать в тесном взаимодействии с ООН, в том чис­ле, в таких областях, как предотвращение конфликтов и ус­тойчивое развитие”.

Таким образом, за 10 лет участия в деятельности ООН Казахстан существенно упрочил свои позиции как государ­ство, вносящее реальный вклад в укрепление глобальной безопасности. Мировое сообщество стало свидетелем органич­ного сочетания во внешней политике нашей страны мер по укреплению национальной безопасности и безопасности на региональном и глобальном уровне. Такой подход диктует непреходящую важность для Казахстана работы в междуна­родных организациях. Отечественная дипломатия должна пред­принять надлежащие усилия для дальнейшего внедрения в национальное законодательство и другие стороны внутрен­ней политики существующих международных стандартов и моделей. Это, несомненно, будет способствовать еще боль­шей интеграции Казахстана в мировое цивилизованное сооб­щество.

«Baribar.kz-тің» Telegram-каналына жазыламыз!