ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ИСКУССТВО

Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука – искусству принадлежит особое место, так как оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека: является ли он учёным или простым служащим, верующим или атеистом, философом или обывателем.

Искусство – это явление неоднородное, трудно определяемое, и при первом подходе к выяснению его сущности, ясно только одно – представление об искусстве изменилось, меняется, и мы вкладываем в это понятие совсем не тот смысл, чем люди прежних эпох. В этой связи, перед исследователем встает проблема прояснения генезиса самого явления и генезиса понятия «искусство», обозначающего данное явление.

Для первобытной культуры характерен синкретизм общественного сознания и деятельности – первобытное искусство тесно слито с моралью и религией, представлявшей собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии. Искусство являлось отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности – охоты, земледелия. Сначала, очевидно, возникли первые постройки, позднее превратившиеся в архитектурные сооружения, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов, родилась музыка и мимическое искусство, ставшее позднее театром. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов. Литература рождалась из религиозных мифов, гимнов и молитв, скульптура из потребности превратить дерево или камень в изображения духов и богов, архитектура – из строительства храмов.

В античности представление об искусстве наиболее ярко выразил Аристотель в своем знаменитом трактате – «Об искусстве поэзии», определивший искусство как «мимезис» — подражание. С точки зрения античного мыслителя всякое искусство основано на подражании, которое представляет собой познавательный процесс: «Подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания».

Согласно автору «Поэтики» подражание не только объединяет все виды искусства, но и дает критерий для их различения – все подражательные искусства «различаются …друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают». Другими словами, все виды и роды искусства отличаются друг от друга по предмету, способу и средствам подражания. Например, музыка и пение используют гармонию и ритм, живопись и скульптура – краски и формы.

В то же время, рассматривая художественную практику античности можно сказать, что под искусством понимали искусную деятельность, мастерски совершенную – деятельность, заканчивающуюся созданием какого-либо совершенного продукта. Художник, в античности это во многом связывалось с понятием ремесленник, должен был хорошо знать законы художественного мастерства, технические приемы. Искусство – это деятельность в соответствии с определенными правилами.

Такое понимание искусства во многом сближало его с наукой, и не случайно в период античности и в Средневековье даже астрономию и геометрию причисляли к искусству. Первоначально, как пишет А.Ф. Лосев: «Древние вообще слабо расчленяли искусство и ремесло, а также искусство и умственную деятельность, науку, или как говорили греки, мудрость».

В эпоху Средневековья эти представления об искусстве в целом сохраняются и являются общепринятыми. Искусство – это познание правил, с помощью которых можно создавать те или иные вещи, причем познание правил уже существующих, объективных правил – в этом Средневековье не сомневается. Также как и в античности, искусство – это и строительство корабля и дома, изготовление молота или рисование миниатюры; это кузнец и ритор, поэт и художник, точно также как и стригальщик овец. В этом смысле искусство отождествляется с ремеслом, техникой, а теория искусства – это теория ремесла.Artifex (творец, создатель) создает нечто такое, что позволяет исправить, дополнить или продолжить природу. Представления об искусстве, которое возникает позднее и продержится вплоть до наших дней, как о создании произведений, изначальная цель которых – эстетическое наслаждение, не встречается в этот период.

В период Возрождения в теории начинается активный процесс выделения в некий специальный класс искусств, главной целью которых является изображение или создание красоты, прекрасного. Искусство начинают, с одной стороны, отличать от науки и от ремесла и усматривать в качестве его сущности эстетическую специфику. На этой основе усматривается общность таких искусств, как поэзия, литература (выделяется в специальный вид искусства), живопись, музыка, архитектура, скульптура. В соответствии с принципами эпикурейской философии, которая получает широкое распространение, высшим благом объявляется – наслаждение. Так Лоренцо Валла, автор трактата «Об истинном и ложном благе» утверждает, что искусства создаются не из любви к добродетели, а из стремления к наслаждению – архитектура, живопись, музыка и поэзия возникли из потребности в наслаждении и связанной с ней пользы.

С другой стороны, т.к. искусство тесно связывалось с познавательной деятельностью человека, то наука и искусство понимались как родственные, единые по сути своей формы деятельности. При этом искусство сближалось, прежде всего, с точным знанием, с математическим знанием. Общая для Возрождения тенденция математизации знания распространялась в полной мере и на познание эстетическое, не только на музыку и архитектуру, но и ни изобразительное искусство. Появляется огромное количество трактатов, посвященных композиции, пропорции, перспективе.

В XVII-XVIII веках в Академиях возникает и развивается концепция «изящных искусств». Возникает термин «изящные искусства», или «изящное искусство» (beauxarts), которое означало собственно художественное явление, в отличие от других «искусств», т.е. от мастерства, умения, знания, учения и т.д. К середине XVIII в. возникает попытка свести все искусства к единому принципу. Ш.Батте в своем исследовании «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746) разделил все многообразие искусства по принципу цели:

1) сугубо утилитарные (служащие для пользы человека) – технические искусства (т.е. ремесла);

2) искусства, имеющие «объектом удовольствия». Они могли родиться только на лоне радости, изобилия, их называют изящными искусствами в подлинном смысле этого слова – это музыка, поэзия, живопись, скульптура, искусство движения и танца;

3) приносящие как пользу, так и удовольствие. Сюда Ш.Батте отнес ораторское искусство и архитектуру.

В Англии выражение «fineartes» впервые было употреблено в «OxfordEnglishDictionary» в 1767 году. С этого времени термином «искусства» начинают устойчиво обозначать именно «изящные искусства», имеющие главной целью выражение эстетического. Выделяются наиболее существенные черты «изящных искусств»: причастность к прекрасному, т.е. создание прекрасного и желание подражать прекрасному в природе; духовность, интеллектуальность и отрицание непосредственно утилитарной пользы. Тем самым феномен художественности стал определяющим и можно утверждать, что с этих пор в творчестве и в художественном сознании сложилось эталонное понимание искусства. Появилась возможность отделить искусство от других видов деятельности – от ремесла, науки, религии, политики.

В Новое время вместе с появлением художников-профессионалов, появилась и публика: большие группы людей, сознательно судивших об искусстве, ценивших его, подпадавших под его влияние, порой перенимавших хотя бы внешние формы поведения, описанные в изящной литературе.

Таким образом, в XVIII веке происходит становление «высокого» профессионального искусства, противостоящего ремесленно-промышленному производству художественной продукции и фольклорной культуре. Искусство активно формирует свое собственное социальное пространство. Зримым выражением этого стали Академии искусств и институт публики, противостоящие цеховой, ремесленной организации художественной деятельности. Так эталоном для многих стран Европы послужила Французская Королевская академия живописи и скульптуры, окончательно оформившаяся к середине XVII столетия.

Одновременно, наряду с профессиональной художественной деятельностью формировалась целая «индустрия», обслуживающая ее: издательская, торговая, театральная. Появились первые художественные выставки (конец XVIIв. – Рим, Париж), через которые шло интенсивное формирование художественной публики и критики.

К этому времени появляется искусствознание, которое осмысливает специфику искусства, изучает и истолковывает его, учит воспринимать и переживать художественные произведения искусства. И.И. Винкельман и Г.Э. Лессинг определяют фундаментальные понятия классического искусства и очерчивают границы изящных искусств.

В XVIII в. возникает эстетика как наука. Основоположником ее был немецкий просветитель Александр Баумгартен, который в 1750 г. опубликовал на латинском языке произведение, которое так и называлось – «Эстетика» (от греч.Aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Одной из проблем, поставленных Баумгартеном, была проблема эстетического восприятия и художественного творчества. Он рассматривает эстетику как составную часть гносеологии, относящуюся к чувственному познанию. Согласно Баумгартену, теория познания состоит из двух частей:

  • логики, имеющей дело с интеллектуальным познанием;
  • и эстетики, предметом которой является чувственное познание.

Две эти области познания равноценны, хотя их предмет различен.

Однако подлинным Богом для эстетики явился Г.Ф.В. Гегель. Он определил эстетику как философию прекрасного, вернее, как как философию искусства, как науку, изучающую эмпирический материал (произведения искусства) через призму философского обобщения. Эстетика была призвана синтезировать опыт искусствознания и философии. Он отмечал, что предметом эстетики «является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства, или, еще точнее – художественного творчества».

Гегель определяет искусство как проявление идеала, который следует искать в искусстве, а не в природе. Ведь искусство – это дважды природа, природа, возрожденная в творчестве гения.

Искусство проходит в своем развитии три стадии: символическую (искусство Востока), классическую (античность) и романтическую (искусство христианского мира). Классическое искусство достигает высшего совершенства в утверждении идеала.