К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ВО ВНЕКЛАССНОМ МЕРОПРИЯТИИ)

Учащиеся начальной школы в силу возрастных особенностей изначально обладают высоким интересом к творческой деятельности. К 5 классу развитие мотивации и познавательного интереса начинает ослабевать. Одной из причин является преобладание предметов естественнонаучного цикла в начальной и средней школе. Изобразительное искусство воспринимается «второстепенным» и необязательным предметом, а преподающие его учителя подчас не имеют специальной художественной подготовки. Данные обстоятельства негативно влияют на успеваемость и тягу к познанию прекрасного у школьников среднего и старшего звена. В связи с этим, возникает проблема активизации познавательного интереса в области изобразительного искусства.

Решить возникшую проблему, а также раскрыть творческий потенциал можно через выполнения художественно-творческих задач. Такие задачи должны ставиться обучающимся не в условиях классно-урочной системы, а в атмосфере творчества и сопричастности к окружающей действительности посредством игры и театрализации.

Для ясного понимания проблемы и объективной оценки результатов исследования, необходимо определить основные дефиниции: «познавательный интерес» и «активизация».

«Познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на процесс познания в той или иной предметной области».

В педагогической науке «активизация — это мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося».

Таким образом, активизация познавательного интереса к художественному творчеству – это процесс или совокупность действий, направленных на формирование потребности к познанию окружающей действительности средствами искусства.

Поиск решений проблемы активизации познавательного интереса в области изобразительного искусства проходил во время общегородского фестиваля искусств «Арт-горизонты Москвы». Работа проводилась с целью актуализации художественно-творческой деятельности детей и молодёжи. Во главу угла встаёт не проявление мастерства, а идейная основа произведения. Это даёт равные возможности проявить себя как детям, имеющим специальную художественную подготовку, так и детям с низким уровнем изобразительных умений и навыков.

На первом этапе фестиваля необходимо было получить творческие работы учащихся, отражающие понимание темы «Послание в будущее». В процессе выполнения задания, мы столкнулись с ситуацией, когда дети с трудом приступают к работе, боятся предполагаемой неудачи. Анализируя общую массу творческих работ, был сделан вывод, что большая часть школьников не имеет базового уровня подготовки и не владеет основами изобразительной грамоты. Лишь 5% творческих работ выражают оригинальную, необычную идею.

На основе полученных данных возникает ещё одна проблема — как в короткие сроки получить более высокий уровень итоговых творческих работ.

Была выдвинута гипотеза исследования: использование театрализации и ролевой игры влияет на познавательный интерес и даёт глубокие по содержанию творческие работы.

В словаре Ушакова театрализация определяется как «придание чему-либо театральных свойств». В 70-80е годы театрализация рассматривалась как возможность преподнесения идеи в художественной форме театральными средствами.

В данном исследовании театрализация в учебном процессе понимается как метод интерактивного обучения, способствующий развитию познавательного интереса средствами театра.

Для театрализации обязательно наличие игры и ролевой установки, которая становится основой мотивации творческой деятельности ребёнка.

Содержание учебного материала не всегда бывает интересно школьникам. В этом случае положительное отношение к предложенной теме определяет такая её подача, которая способна вызвать интерес и желание выполнить задание. Последующая практическая деятельность создаёт условия для возникновения познавательного интереса, который реализуется только в ней.

Рассмотрим возможность применения метода на примере темы «Послание в будущее». В коротком театральном представлении разворачивался процесс передачи культурного опыта через произведения искусства. Воплощением носителей этой культур становятся исторические персонажи. Они знакомят учащихся с достижениями своего времени и передают «эстафету» своим «зрителям», которым предлагается не «выполнить работу на конкурс», а представить себя в роли мастера, запечатлевающего образ своего времени. Таким образом реализуется ролевая установка, но игра на этом не завершается. «Актёры» остаются в своих ролях до окончания творческого занятия и продолжают ролевое общение с участниками в процессе обучения.

На завершающем третьем этапе было проанализировано 70 работ. Из них оригинальными оказались 65% композиций. При этом также повысился их технический уровень.

На первом этапе фестиваля искусств участники затратили на создание творческих работ столько времени, сколько было отведено образовательным учреждением для проводимого творческого занятия. Однако многие покинули мероприятие раньше срока. На втором и третьем этапах фестиваля участники посвятили работе гораздо больше времени, чем это предполагал регламент мероприятия. Для этого дети отпрашивались с уроков, возвращались на переменах и оставались после занятий, выполняли не одну, а несколько композиций или изучали новые для себя приёмы. Появились конкретные вопросы, направленные на освоение той или иной техники работы, что отвечает определению активизации познавательного интереса, сформулированному выше.

На основе анализа полученных результатов и практической работы были определены следующие условия эффективного проведения мероприятия:

1.Вербально сформулированное описание участниками предполагаемого и желаемого результата. Ребёнку важно знать, что тот результат, которого он достиг, это результат его собственных усилий. Задачей педагога здесь становится подсказать необходимые средства.

  1. Определение самими участниками материала и техники исполнения для реализации художественного замысла. В этой связи участникам предлагалось ознакомиться с возможностями различных художественных материалов и техник изображения.

Для активизации познавательного интереса необходимо было также соблюсти ряд условий, таких как: широкий обзор предлагаемой темы, эмоционально-образная подача материала, учёт возрастных особенностей участников. Для создания доверительной атмосферы эффективно применять субъект-субъектную модель обучения.

Изложение содержания конкурсных серий происходило через видео-презентацию и наглядную театрализованную постановку.

В организации практической работы показали свою эффективность следующие способы деятельности:

  1. Активное использование сюжетно-ролевых игр. Существенное отличие игровой деятельности в том, что на первом месте оказывается процесс деятельности, а не её результат, снимается напряжение и страх.
  2. Использование приёмов театрализации. Ролевое общение и сила воздействия художественного образа удерживают внимание, интерес, раскрепощают, упрощают процесс передачи знаний и опыта.

Использование театрализации в начальной школе основывалось на вере младших школьников в реальность действующих лиц постановки.

  1. Организация художественно-творческой работы в обстановке художественной мастерской. Работа за один общим столом позволяет ученикам видеть сразу все приёмы, которые показывает коллектив учителей и определиться со своими интересами.
  2. С группой детей работает группа педагогов. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому участнику в условиях массового мероприятия.
  3. Доверительная беседа индивидуально со школьником. Такая беседа помогает в выражении идеи и мысли учащегося.

Все выше перечисленные способы деятельности позволили активизировать познавательный интерес у школьников, а также положительно отразились на качестве творческих работ. Данный вывод подтверждается анализом итоговых работ и практической деятельности учащихся.

Спустя два месяца после окончания работы фестиваля в двух параллелях классов ГБОУ СОШ №794 проводилось профориентационное тестирование. Классы 7 «А», 7 «Б», 9 «А» принимали участие в мероприятии, 9 «Б» класс в фестивале участия не принимал. В классах, с которыми проводилась описанная работа, наблюдается скачок интереса к предметам художественно-эстетического цикла. И наиболее высокое значение (50%) приходится на 7 «Б», большая часть которого прошла все три этапа фестиваля. При этом у школьников значительно улучшилось качество выполненных работ, а, следовательно, появились интерес и стремление к продолжению творческой деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать ряд общих рекомендаций к активизации познавательного интереса:

  1. Включение элементов театрализации в творческое занятие.
  2. Применение сюжетно-ролевых игр и ролевое общение с аудиторией в течение всего творческого занятия.
  3. Личностно-ориентированный подход и создание ситуации успеха для каждого участника мероприятия.
  4. Создание единого творческого пространства, имитирующего художественную мастерскую, за счёт организации общих рабочих мест.