ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА СМИ

В современном языкознании функцию языка рассматривают как проявление его сущности, его природы, его назначения и действия в обществе т. е. его особенностей, без которых язык не может существовать. В современном языкознании выделяют следующие функции языка: коммуникативная, фундаментальная, репрезентативная, экспрессивная, апеллятивная, познавательная, фатическая, эмотивная, конативная, аккумулятивная, метаязыковая, эстетическая и д. р.

Одна из современных типологий языковых функций представлена в статье А. К. Киклевича, в которой выделяются 12 функций языка: номинативная, магическая, индексальная, экспрессивная, социативная, прагматическая, стилистическая, этологическая, когнитивная, креативная, конститутивная, интерлингвистическая [1, 5–13].

В. В. Виноградов показывает основные функции языка (общение, сообщение, воздействие) и определяет содержание языковых единиц: «1. Функция общения — неспециальное и неэмоциональное содержание, слова «основного словарного фонда», реализующие свои синонимические, полисемантические и омонимические языковые свойства и употребляющиеся в составе устойчивых морфо-синтаксических и лексико-фразеологических моделей, отсутствие специальных, формальных и экспрессивных слов и оборотов речи. 2. функция сообщения — специальное и неэмоциональное содержание, наличие специальных и формальных и отсутствие экспрессивных слов и оборотов речи, ограничение присущих словам «основного словарного фонда» синонимических, полисемантических и омонимических языковых свойств и правил сочетаемости в составе устойчивых морфо-синтаксических и лексико-фразеологических моделей. 3. функция воздействия — неспециальное и эмоциональное содержание, наличие экспрессивных и отсутствие специальных и формальных слов и оборотов речи, расширение свойственных словам «основного словарного фонда» синонимических, полисемантических и омонимических языковых свойств и правил сочетаемости в составе устойчивых морфо-синтаксических и лексико-фразеологическихмоделей» [2, 64-65].

Всем известно, что язык — это средство общения, а общение в свою очередь, осуществляется при помощи обмена информации, которая передается разными путями. Одним из этих путей и является СМИ. Язык СМИ обладает теми же функциями, что и сам язык. Значимость СМИ в обществе связана со следующими функциями: информационной, регулятивной, коммуникативной, познавательной, наблюдательной, образовательной, социальной, функцией распространения информации, функцией влияниея через общественное мнение на политическую власть. Один из исследователей газетной речи, Б. Момынова характеризуя три вида (визуальный, аудиальный, аудио-визуальный) СМИ, останавливается на их функции: во-первых, информационная, во-вторых, комментарно-оценочная, в третьих, просветительно-познавательная функция, в четвертых, функция влияния информации на мировоззрение членов общества, в пятых, функция использования рациональных методов для создания положительных эффектов при передаче информации [3, 4-5].

В медиалингвистике средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино) виды. Несмотря на функциональные различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

Рассмотрим коммуникативную функцию СМИ и особенности ее реализации в современной медиалингвистике. Коммуникативные процессы в языке СМИ характеризуется следующей формулой: «коммуникатор — сообщение — канал — реципиент – эффект». Любой коммуникативный акт осуществляется при помощи взаимных отношений между субъектом и объектом. В этом случае, отдельные индивидуумы, социальные общности людей или государственная власть и общество могут быть коммуникатором и реципиентом. Важной особенностью коммуникации является установление контакта как условия взаимодействия. К примеру, возьмем контакт политическойсистемы и общественного сознания. Их характеристика может быть изучена и представлена как общественное мнение. По мнению Брайанта,массовая коммуникация — это: «Акт коммуникации, будь то межличностная, опосредованная или массовая коммуникация, подразумевает протекание определенного процесса. В простейшей форме коммуникация исторически понималась как процесс передачи информации от отправителя к получателю по определенному каналу, который обычно оказывает определенного рода воздействие. Например, нам рассказывают анекдот, мы смеемся. Мы смотрим по телевизору мелодраму и плачем. Мы идем на лекцию и учимся чему-то новому, или же наши мысли начинают путаться. Эти примеры показывают, что коммуникация может пониматься как причина, обуславливающая определенного рода следствие» [4, 23].

В медиалингвистике коммуникативная функция рассматривается как обобщающая интегрирующая функция и включает ряд сопряженных и взаимосвязанных функций. Рассмотрим их подробнее. М. Б. Боков пишет об этом подробнее. «Информационная функция. Она состоит в сборе и распространении информации на массовую аудиторию с учетом разнообразия ее структуры и интересов. Информация может быть самая разнообразная: событийная, аналитическая, документальная, историческая, культурная и т.д. СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей их социальной и природной среде, чтобы строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому информация должна быть: 1. Актуальной, чтобы соответствовать жизненным проблемам людей. 2. Своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент. 3. Полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящих событий. 4. Объективной, чтобы полученная информация помогала адекватно реагировать на происходящее. 5. Разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной. 6. Информация должна быть структурированной для различных социальных групп с учетом их интересов и запросов» [5, 33-34].

Информационная функциязаключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. При этом содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность планирования и прогнозирования своих действий, а также экономит время, что является очень важным фактором в современном мире. Данная функция способствуя оптимизации полезной деятельности общества и индивида, играет важную роль в сфере культуры, где ежедневно создаются новые произведения и появляются новые имена.

Г. Я. Солганик пишет: «специфика когнитивной функция СМИ — это прежде всего комплексный подход к получению знаний, в котором важную роль играет метод прямого наблюдения и социальный подход – точка зрения социального человека» [6, 35].

При этом когнитивность считают важнейшей чертой языка СМИ. Когнитивная функция СМИ заключается в том, что язык СМИ, как и язык других сфер деятельности (религиозно-мифологической, философской, научной, художественной и др.), создает определенную картину мира – публицистическую. То есть публицистическая картина мира позволяет глубже понять природу и специфику публицистической речи, взглянуть на нее как на единую структуру, раскрыть ее возможности описания действительности. К вышеизложенной информации можно также привести мнения Д. Брайанта о когнитивной функции СМИ: «Когда речь идет о когнитивном (или ментальном) измерении, соответствующие модели иногда представляются излишне сложными; однако такая сложность необходима для точной репрезентации многочисленных факторов и этапов, включенных в процесс обработки медиаинформации. В фокусе внимания автора модели — действия, обеспечивающие обработку информации телевизионных рекламных роликов. Модель учитывает заинтересованность и внимание индивидуального зрителя по отношению к рекламному сообщению, особенности его памяти и даже языковые способности как факторы, определяющие потенциальное воздействие сообщений. Например, иностранному студенту, не вполне освоившему английский язык, будет труднее обрабатывать и запоминать информацию, содержащуюся в рекламных роликах, чем носителюязыка»[4, 28].

Н. Н. Жаксылыков отметил: «К функциям средств массовой информации относятся идеологическая, агитационная, пропагандистская, воспитательная функции» [7, 16].

Идеологическая функция является одной из важнейших функций СМИ. События которые происходят в мире массовая аудитория синтезирует и анализирует через призму определенных культурных ценностей и политических ориентиров. Здесь следует отметить, что любая статья написанная автором не всегда прямо говорит читателю о том, какой вывод должен быть сделан из материала данной статьи или как должен относиться читатель к информации изложенной в статье. Различные аргументы приводимые в статье влияют на строй мышления человека и стиль его мировосприятия.

Функция воздействия формируется на основе политических идеалов и определенных ценностей, которые влияют на взгляды и поведение людей. Ведь не зря СМИ называют четвертой властью. Так, о воздействиях СМИ на жизнь людей, пишет Н. Володина: «Отмечая глобальные изменения в современном информационном обществе, связанные с непрерывно развивающимися возможностями массовой коммуникации, необходимо иметь в виду, что эти изменения влияют не только на условия жизни, но прежде всего на способ мышления и систему восприятия современного человека» [8].

В современной медиалингвистике функция манипуляции заключена в регулировании политических процессов с помощью СМИ. Поскольку политическая ситуация в стране и находящиеся у власти политики являются одним из главных источников новостей, в СМИ разоблачаются административные и другие махинации высшего руководства страны со всеми вытекающими для него последствиями что и определяет манипулятивную фунцию СМИ.

Исследовавшая лексическую структуру газетной речи ученая

Б. Момынова, принимает во внимание важность и значение материалов периодической печати и выделяет функции газеты в общественной жизни в трех направлениях:

  1. просветительская;
  2. пропагандистская;
  3. функция дополнения словарного состава литературного языка с качественной и количественной стороны [3, 149].

Одна из важных функций СМИ — регулятивность. Регулятивная функция языка СМИ направлена на восприятие объективного бытия, формирование и изменение точки зрения реципиентом. Регулятивная функция воздействует на массовую аудиторию, в которой устанавливает контакт и контролирует общество. С помощью регулятивной функции средства массовой информации влияют на формирование общественного сознания индивидуума и группы. А также формирует общественное мнение и создает определенные социальные стереотипы. Здесь же можно сказать о возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. «При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Но и благодаря ей лучшие явления культурной жизни также находят отклик у ценителей вслед за их появлением. Здесь все дело во вкусе и мере творцов и потребителей массовой коммуникации» [9].

А эмотивная функция напрямую связана с автором сообщения. Эмотивная функция выражается общей эмоциональной окрашенностью, расположением новостей в структуре новостного сайта (топ или ниже), размещением сообщения в соответствующих разделах, сопровождением сообщения дополнительным контентом, общим оформлением. «Эмоциональные проявления воздействия подобных сцен могут следовать незамедлительно (испуг, беспокойство) либо продолжаться довольно долгое время» (устойчивый страх, опасение стать жертвой преступления) [4, 203].

Р. О. Якобсон отмечает: «Метаязыковая функция направлена на расшифровку кода и его объяснение. Метаязыковая функция служит для установления адекватности кода сообщения коду реципиента, адекватности декодирования» [10].

Оценочный компонент информации заключается в том что, автор статьи не только информирует события и явления происходящие в жизни, но и употребляет оценочную лексику для того, чтобы выразить свое мнение. В истории языкознания сложились три основных направления в оценке роли и принципов пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное (Друговейко-Должанская, ww.gramma.ru)

При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур, познавая данную культуру и сравнивая ее со своей. Это способствует взаимопониманию, приводит к снятию социальной напряженности, интеграции общества и к развитию эстетического вкуса, что и определяет культурологическую функцию СМИ. Основными задачами данной функции является не только восприятие и познание иной культуры, ознакомление с достижениями культуры и искусства, но и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.

К идеологической функции примыкает культурно-образовательная — формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д.

Г. Султанбаева, рассматривая функции СМИ, пишет: «Функцией политической системы является способность готовить и принимать решение. А функцией СМИ является умение поднимать темы и задачи в повестке дня, обеспечивающие интеграцию, а иногда и дезинтеграцию в обществе» [11, 18]. Необходимость концентрации усилий при изучении языка СМИ Т.Г.Добросклонская обосновывает тем, что СМИ взяли на себя функции:

  1. формирования общественного мнения;
  2. создания определенного идеологического фона;
  3. пропаганды той или иной системы ценностей;
  4. движения языковой нормы;
  5. состояния национальной культуры [12, 19].

Основной функцией системы институциональности является поиск, получение, подача, выработка и раздача информации. Функция системы техничности осуществляется услугой специальных предприятий. К ним относятся: типографии, издания, радио и телевидение, спутниковые системы и д. р. [7, 15-16]. Помимо вышеуказанных функций, к функциям языка СМИ относятся фатическая, конативная, агитационная, воспитательная и др.

Объединяя теоретические мнения о функциональных особенностях текстов периодической печати, функции СМИ можно перечислить следующим образом:

  1. информационная.
  2. аналитическая.
  3. регулятивная.
  4. оценочная.
  5. культурная.
  6. эмоциональная функция и д. р.

Итак, СМИ, реализуя несколько функций, являются мощным средством воздействия на общество