МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

В программе развития образования в Республике Казахстан определены стратегические задачи системы образования в новых информационных научно-технических, рыночных условиях: «Обучающие должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков …» Гораздо важнее и сложнее править обучающимися умение самостоятельно добывать, аналазировать, структурировать и эффективно использовать информацию для полезного участия в жизни общества [1,с.5-6]. А также в концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024годы отмечены: «Введения технологической подготовки в учебных зоведениях с целью развития у учащихся новых способностей и умений, включая умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, поддерживать высокий уровень инноваций; подготовки конкурентоспособности личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни страны и т.д.»[2,с.17-18].

Обущение-сложный педагогический процесс, совместная деятельностьобущающего и обучаемого, преподавателя и студента. Обучение не должно сводиться к передаче и усвоению сформулированных преподавателем правил, формул, теорием. Это активный творческий поиск со стороны преподавателя и со стороны студента.Задача преподавателья состоит в том что, чтобы в процессе передачи знаний научить студентов активным формам учения, приводящим к самостоятельному добыванию знаний. Задача студента – освоить осознанно систему знаний, умение решать самостоятельно творческие задачи. Проблема научности и доступности, сознательности и активности ставит перед преподавателем вопрос об отыскании на практике активных методов формирования и организации учебной познавательной деятельности. Один из путей решения этой пробдемы – сделать обучения наглядным.

Для осуществления выше сказанного перед преподавателеми стоит вопрос нужно улучшить качество преподавании, эффективное и наглядное применение новых информационных технологии, а также комплексное использование средств обучения на занятиях математики в учебных зоведениях. В этой статье мы рассматриваем понятие наглядного обучения. Наглядность, вероятно появилась вместе с возникновением человеческого общества, вместе с потребностью передачи информации об отсутствующем на данный момент предмете или явлений. Об этом говорят дошедшие до нас наскльные рисунки. Наглядное обучение возникло, по всей видимости, вмемте с первыми шкрлами.

Основоположником принципа наглядности, давшим его обоснование, мы считаем ческого педагога Яна Амоса Команского. Я.А. Коменский (1592-1690) дал определение наглядности6 которое называют «Золотым правилом дидактики». Именно оно послужило началом одного из важнейших путей развития школы, явилось первой ступенью для многих педагогических исследований. Он отмечал: «… все6 что только можно6 представлять для восприятия чувствами»[3, с.25-27].

Студенты познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система «ухо-мозг» может пропускать в секунду да 50 бит информации. Пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90 % всех сведений об окружающем мире студенты получает с помощью зрения, 9 % — с помощью слуха и только 1% — с помощью осязания. Следует отметит также, что из всех видов памяти у большинства студентов более всего развита зрительно. Все это объясняет следующие факты. Человек6 только слушая, запоминает 15% речевой информации, только глядя -25% видимой информации, а слушая и глядя – 65% информации.

Исходя из этих особенностей физиологии высшей нервной деятельности и основанной на них психологии человеческого восприятия, педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова преподавателя и предъявляемого студента с помощью технических средств обучения (ТСО) изображения в процессе передачи учебной информации [ 4, с.21-22].

С началом промышленного изготовления компьютеров первых поколений и их появлением в образовательных учреждениях возникло новое направление в педагогике – компьютерные технологии обучения. Первая обучающая система Plato на основе мощной ЭВМ фирмы «Control Data Corporation» была разработана в США в конце 50-х годов и развивалась в течение 20 лет. По-настоящему массовыми создание и использование обучающих программ стали 80-х годов, когда появились и получили широкое распространение персональные компьютеры. С тех пор образовательные применения ЭВМ выдвинулись в число их основных применений наряду с обработкой текстов и графики6 оттеснив на второй план математические расчеты.

В современной методике (методика преподавание математики) должны разработать методику использования компьютерной технологии обучения на уроках математики как комплекс средств обучения.

Под комплексом средств обучения понимают их совокупность6 необходимую и достаточную для изучения какой – либо темы учебной программы. Комплекс характеризуется определенной структурой, т.е последовательностью включения средств обучения в учебный процесс во взаимосвязи и сочетаниях друг с другом. При подборе средств обучения учитывают их дидактические возможности6 задача урока и конкретные условия, в которых будут проводится занятия. В каждом комплексе можно выделить главный, доминирующий компонент6 с которым связаны в той или иной последовательности другие средства обучения, причем все они должны быть согласованными, дополняющими друг друга [5,с.89-90].

В зависимости от классификационного признака можно различать следующие средства обучения, являющиеся носителями информации:

— по характеру использованного в них материала (словесный и изобразительный, конкретные языковые единицы и схематический их показ);

— по видам восприятия (зрительное, слуховое, зрительно-слуховое), на которое рассчитан этот материал;

— по способам подачи материалы (с помощью технической аппаратуры или без нее, в статике или динамике: готовые таблицы и материал для их составления, картина, диакадр, кинолента);

— по организационным формам работы с ним (фронтальная на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного изобразительного материала).

Наиболее часто используемый классификационный признак технических средств обучения (ТСО) – по видам восприятия. Обычно выделяют экранные средства обучения (ЭС), звуковые средства обучения (ЗС) и экранно-звуковые средства обучения (ЭЗС). Средства, основанные на компьютерных технологиях (средства информационных и коммуникационных технологий — ИКТ), выделяются особо, поскольку имеет специфические свойства по сравнению с другими средствами обучения.

Техническими средствами обучения называют проекционную, звуко и видеоаппаратуру для воспроизведения заложенной в экранно-звуковые средства обучения учебной информации.

Экранные средства обучения воссоздают действительность с помощью изображений на экране (зрительный ряд). К числу ЭСО относят учебные диапозитивы, транспаранты, диафильмы, эпиобъекты, а также немые (неозвученные) кинокольцовка, кинофрагменты и кинофильмы.

Учебные диапозитивы – серия изображений, предназначенных для учебных и воспитательных целе. Создают их фотографическим способом прозрачном материале (стекло, пленка). Проецирует их на плоскость с помощью диапроектора или рассматривают на просвет.

Транспаранты – изображения на прозрачной пленке, выполняемые полиграфическими и фотографическими способами. Различают транспаранты, состоящие из одного кадра и 2-6 накладывающихся кадров. Демонстрирует транспаранты с помощью графопроектора.

Эпиобъекты – изображения (чертежи, рисунки, фотографии, тексты и пр.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, проецируемые на экран в отображенном свете7

Учебные диафильмы – серии изображений, полученных фотографическим способом на прозрачной основе (непрерывной пленке) шириной 35 мм, обеспечивающие покадровое предъявление учебной информации в заранее определенной последовательности.

Звуковые средства обучения включает радиопередачи и звукозаписи различного типа (магнитные записи, грампластинки).

Экранно-звуковые средства обучения объединяют учебные кинопособия, учебные телевизионные передачи, видеозаписи, озвученные диафильмы.

Кинопособие – это позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным звуковым сопровождением. Фонд учебных кинопособий состоит из кинофильмов, кинофрагментов и кинокольцовок.

Видеозаписи – это зафиксированные на специальной магнитной ленте при помощи видеомагнитофона и телевизионной камеры изображение и звук, которые могут быть воспроизведены на телевизионном экране [6, с.46-47].

Для организации деятельности студентов по закреплению приобретенных умений можно использовать пакет прикладных обучающих программ.

Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют

активизировать учебный процесс;

индивидуализировать обучение;

повысить наглядность в предъявлении нового материала;

Повысить интерес студентов к обучению.