Ролик о донорстве в Казахстане: Есть ли жизнь после смерти?

Пять лет прошло с момента, когда в Казахстане впервые пересадили сердце. Первая в истории страны трансплантация прошла 8 августа в Национальном научном кардиохирургическом центре. Её сделал известный хирург Юрий Пя совместно с чешским коллегой. Сегодня в Астане провели пресс-конференцию, посвящённую этому юбилею местной трансплантологии, на которой обсудили также проблемы пересадки органов в республике.

Первым реципиентом в стране был Жанибек Успанов, ему было 38 лет, он жил в городе Рудном и остро нуждался в пересадке. Его донором стала 46-летняя женщина со смертью головного мозга после инсульта. Отдать сердце Жанибеку согласился её сын – Игорь Воротников.

Жанибек Успанов все эти годы благодарил эту семью и команду Пя и на пресс-конференции снова поблагодарил. Он рассказал о том, как изменилась его жизнь.
– Если подвести итоги пяти лет, то получается следующее: родили дочку и сына (четыре и один год). На следующий год получу диплом психолога, выступил перед Главой государства, побывал в пяти европейских столицах, впервые организовал поездку реципиентов Казахстана на Всемирные спортивные трансплантигры и вступление Казахстана во Всемирную Федерацию спорта после трансплантации, мотивировал несколько сот реципиентов к занятию спортом, стал очень ценить время, ещё больше стал ценить время, проведённое с детьми и семьей. Хочется максимально использовать второй шанс, подаренный Всевышним, и прожить полноценную и полезную жизнь!

– Что я могу сказать? Конечно, качество жизни до трансплантации и после – это две большие разницы. Если человек до операции фактически находится в кровати, у него постоянная одышка, сильная утомляемость, страдает и качество жизни и всё остальное, что с этим связано. После операции человек ощущает прилив сил, к нему возвращается нормальное физическое состояние, – поделился он. При этом Жанибек отметил, что физическая активность становится обязательной для реципиентов: – Спортивная активность для реципиентов – это очень важная часть для реабилитации. Она стоит на одном уровне с режимом труда и отдыха, приёмом препаратов, которые мы вынуждены пить пожизненно.

Жанибек Успанов
Жанибек Успанов с хирургом Юрием Пя. Фото с личной страницы в Facebook

Жанибек Успанов долго искал площадки, где реципиенты могли бы развиваться физически, улучшить качество жизни и увеличить её продолжительность. Результатом его общественной работы стало то, что Казахстан стал полноправными членами Всемирной федерации спорта, и появилась возможность продвигать в республике все те программы, которые существуют в более развитых в вопросах трансплантации странах.

– И буквально месяц назад мы съездили на Всемирные трансплантигры в Испанию. Это были 24-е по счёту Игры, а Казахстан участвовал в них впервые. Там были участники из семидесяти стран – и это всё люди после трансплантации органов. Скорее, это не спорт высших достижений, а общение, обмен опытом, ивент. И мы сегодня очень рады тому, что нам удалось съездить на эти соревнования и вывести достижения нашей медицины, в частности трансплантологии, на такой мировой уровень, – рассказал Жанибек на пресс-конференции. – После нашей поездки в Испанию к нам обратилось большое количество людей, которые хотели бы заняться спортивной активностью и интересуются рекомендациями. И у нас есть планы, чтобы совместно с кардиохирургами, врачами из сферы спортивной медициной, реабилитологами, физиотерапевтами разработать какие-то рекомендации для реципиентов по занятиям.

Организаторы пресс-конференции – объединения «Нұрлы қоғам» (создано нуждающимися в пересадке органов и тканей) и «Өмір Тынысы» (создано пациентами после трансплантации) презентовали также видеоролик:

Он адресован всем казахстанцам. Отношение к посмертному донорству в республике скорее отрицательное. Во многом это связано с «презумпцией согласия» на забор органов и тканей, прописанной в законодательстве.

«Изъятие тканей и (или) органов (части органов) у трупа не допускается, если организация здравоохранения на момент изъятия поставлена в известность о том, что при жизни данное лицо либо его супруг (супруга), близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его тканей и (или) органов (части органов) после смерти для трансплантации реципиенту», –

пункт 10 статьи 169 Кодекса РК о здоровье и системе здравоохранения

Из этой нормы следует: если документально заверенного несогласия не было, автоматически считается, что человек не возражал против того, чтобы стать донором после своей смерти.

Многие считают, что существование такого правила приведёт к процветанию чёрного рынка донорства, продаже органов и похищению людей ради этих целей.

Но врачи, также присутствовавшие на мероприятии, заверили, что это обывательское мнение, которого придерживаются люди, не имеющие представления о трансплантологии. На самом деле, наоборот, – пояснила Сауле Шайсултанова, председатель ОО «Нұрлы қоғам» и трансплантационный координатор: развитие посмертного донорства искоренит продажу органов, которая сейчас в Казахстане запрещена, но вполне себе процветает (в Интернете можно найти множество объявлений, в которых люди предлагают купить у них почку). Кроме того, орган нужно изъять-доставить до пациента правильно (чтобы он был годен к операции), и прежде чем это сделать, необходимо провести множество анализов и убедиться в совместимости. Такие манипуляции в подпольных условиях невыполнимы, соответственно, все разговоры о похищения людей «на органы» не более чем выдумки.

Но больше всего в пользу развития трансплантологии говорит статистика.

В листе ожидания на пересадку:

  • почки – 2803 взрослых казахстанцев и 54 ребёнка;
  • печени – 515 взрослых и девять детей;
  • сердца – 125 взрослых и 15 детей;
  • лёгкого – 11 взрослых;
  • комплекса «сердце-лёгкое» – двое.

Всего 3534 человека. И тут нужно понимать, что это не просто их желание – пересадить себе что-нибудь. Операция им жизненно показана, то есть без неё они могут умереть.

И есть люди, которые уже умерли. По казахстанскому законодательству человек считается скончавшимся, если погиб его мозг. Но у них есть шанс на жизнь после смерти – принести пользу, спасти другого человека.

Именно эту мысль и пытались донести организаторы пресс-конференции и информационного проекта о донорстве «Феникс» – в этом нет ничего пугающего. А те, кто не желает стать донором после смерти, всегда могут написать отказ и предупредить об этом своих родственников.

К настоящему моменту в Казахстане проведено более 1000 трансплантаций донорских органов, в том числе 56 трансплантаций донорского сердца и семь  лёгкого.

Тем, кого заинтересовала эта тема, «Открытая Азия» рекомендует интервью со специалистом в области медицинского права «Народ в Казахстане просто запутался в теме пересадки органов», а также истории казахстанцев, которые пережили пересадку и поехали завоёвывать медали на Всемирные спортивные трансплантигры.

Источник:Theopenasia.net